Семейное право. Процессы расслоения, происходящие в обществе, привели к тому, что в середине 90-х гг. 10% граждан принадлежали к числу богатых, а 10% находились за чертой бедности. Происходило обнищание основной массы населения, следствием которого явились бродяжничество и попрошайничество детей, оставшихся без попечения родителей, а также отмечались факты продажи несовершеннолетних детей из-за невозможности их содержать.
22 декабря 1994г. Федеральным законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответствии с которыми размер и порядок уплаты алиментов на несовершеннолетних детей могли устанавливаться письменным соглашением между родителями. Размер алиментов, определенный таким образом, не мог быть ниже установленного законом. В интересах детей при недостаточности доходов плательщика алименты стали удерживаться из денежных средств, находящихся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также вложенных в предприятия или организации. При недостаточности и этих средств взыскание стало обращаться на любое имущество плательщика алиментов, на которое по закону может быть обращено взыскание.
Была установлена и индексация алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда1.
15 сентября 1995г. постановлением правительства утверждается новое Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами России, на усыновление2. Этим постановлением, во-первых, возлагалось на Министерство образования РФ осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и организация их последующего устройства в семьи. Во-вторых, допускалось усыновление несовершеннолетних детей без согласия родителей, если они не проживали более 1 года с ребенком и, несмотря на предупреждение соответствующего органа, не принимали участия в его воспитании, содержании и не проявляли в отношении ребенка родительского внимания и заботы. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требовалось его согласие. В-третьих, усыновителями могли быть как лица, состоящие в браке, так и одинокие совершеннолетние граждане.
Через несколько месяцев — в декабре 1995г. — был принят Семейный кодекс Российской Федерации3. С введением его в действие утратил силу Кодекс о браке и семье РСФСР 1969г., за исключением раздела IV “Акты гражданского состояния”, который действовал в части, не противоречащей Кодексу, до принятия Федерального закона об актах гражданского состояния4. Семейный кодекс ознаменовал собой шаг вперед в изменении правового статуса детей в семье. Впервые в Кодексе появляется глава, посвященная правам несовершеннолетних детей. В соответствии с ней дети получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд.
Семейный кодекс вслед за Гражданским зафиксировал раздельность имущества детей и родителей: ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Кодекс определил четыре формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей:
1) усыновление,
2) опека и попечительство,
3) передача в приемную семью и
4) передача в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Вводился судебный порядок усыновления детей, сменивший оформление усыновления постановлениями глав администраций по месту жительства ребенка или кандидатов в усыновители. Запрещалось усыновление братьев и сестер разными лицами. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию или пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохранял это право и при усыновлении. Исходя из интересов детей, Кодекс ввел возможность ограничения родительских прав в судебном порядке в виде отобрания ребенка. При рассмотрении таких дел суд должен решать вопрос о взыскании алиментов. При лишении родительских прав родители не освобождались от обязанности содержать своего несовершеннолетнего ребенка.
Семейный кодекс внес изменения в личные и имущественные отношения супругов. Так, в России супругам при заключении брака была предоставлена возможность носить двойные фамилии. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из них уже является двойной. Новшеством данного акта являлось также установление наряду с законным договорного режима имущества супругов, так называемого брачного договора, или контракта. Семейный кодекс по сравнению с предыдущим периодом установил неограниченные возможности доказывания отцовства в судебном порядке. Причем это право получили и дети, достигшие совершеннолетия. Кодекс урегулировал вопрос установления отцовства и материнства при применении метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона.
Трудовое право. Можно выделить два этапа в его развитии. Первый — до начала 90-х гг. — характеризовался расширением прав трудовых коллективов, второй — приспособлением норм трудового права к новым экономическим условиям.
В связи с принятием Закона “О государственном предприятии (объединении)”, переходом на новые методы хозяйствования и в целях усиления социальных гарантий для трудящихся в феврале 1988г. в Основы трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а затем и в Кодекс законов о труде РСФСР были включены две новые главы: “Обеспечение занятости высвобождаемых работников” и “Трудовой коллектив”1. Последней главой предусматривались создание советов трудовых коллективов, введение выборности руководителей предприятий и их подразделений, что должно было повысить с точки зрения законодателей авторитет руководителей и специалистов и усилить коллективную заинтересованность всех работающих. Проявлением расширения прав трудовых коллективов было запрещение расторжения трудового договора с руководящим работником, избранным на эту должность своим коллективом, без решения общего собрания или совета трудового коллектива. Второй главой гарантировались обеспечение права на труд, льготы и компенсации высвобождаемым работникам. Одновременно с этим расширялись права профсоюзных организаций: запрещалось расторжение трудового договора по инициативе администрации без согласия профкома (даже в случаях прогула, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, совершения по месту работы хищения). С начала 90-х гг. такое нововведение стало не соответствовать осуществлявшейся политике перехода на рыночные отношения, в связи с чем была установлена возможность расторжения трудового, договора по указанным основаниям и при несогласии профкома, а по другим — только с его предварительного согласия1.
В 1989г. был принят Закон СССР “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)”2, где предусматривалось, что требования трудового коллектива формулируются и утверждаются на общем собрании или конференции членов данного коллектива, а интересы трудового коллектива представляет уполномоченный им орган — профсоюзный комитет, совет трудового коллектива и др. Требования, отклоненные или удовлетворенные администрацией частично, должны были рассматриваться в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Если эти органы не урегулировали разногласия сторон, то трудовой коллектив для удовлетворения своих требований вправе был прибегнуть к забастовке — полной или частичной приостановке работы предприятия.
С 1987 по 1990г. включительно были отменены дополнительные отпуска, предоставляемые за выполнение отдельных общественных обязанностей (например, членам добровольных народных дружин по охране общественного порядка), разрешена ранее весьма ограниченная работа по совместительству, появилась особая форма трудового договора — трудовой контракт, который первоначально должен был заключаться только с руководителями государственных союзных предприятий3.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике должен был появиться и рынок труда, одним из проявлений которого является безработица. Законом от 19 апреля 1991г. “О занятости населения в РСФСР”, принятым вслед за Основами законодательства о занятости населения, определялись статус безработного и порядок выплаты пособия по безработице4.
В целях создания более благоприятных возможностей для ухода за малолетними детьми была увеличена продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а с 1 декабря 1989г. увеличивалась продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанные отпуска засчитывались как в общий и непрерывный стаж, так и в стаж работы по специальности. В 1990г. была предоставлена возможность использовать такие отпуска не только матери, но и отцу или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком. С 1 декабря 1990г. увеличивался отпуск по беременности и родам с 56 до 70 календарных дней до родов, и было установлено, что он исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов; повышался до уровня минимальной заработной платы размер государственного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, при рождении двух и более детей пособие должно было выплачиваться на каждого ребенка1. Взамен ранее действовавших единовременных пособий при рождении ребенка, дифференцированных в зависимости от очередности рождения, устанавливалось общее единовременное пособие2. Аналогичная политика государства, направленная на обеспечение лучших условий материнства и детства, была продолжена Российской Федерацией.