Смекни!
smekni.com

Основные направления развития российского законодательства в XVIII – первой половине XIX вв. (стр. 2 из 3)

Посадник – выборное должностное лицо в древнерусском городе-республике, глава исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних отношениях (подписывал договор с князем).

Десятичная (численная) система – десятина – русская поземельная мера. Известна с конца XVв. Первоначально представляла собой квадрат со сторонами в одну десятую версты. Отменена в связи с переходом к метрической системе мер в 1918г.

Тысяцкий – военный предводитель городского ополчения («тысячи») на Руси до середины XVвека. В Новгороде избирался на вече и был ближайшим помощником посадника – ведал вопросами торговли, взимания налогов, торгового суда.

Митрополит – высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание. С причиною всего этого следовало бороться и не оправдывать слов митрополита Филарета: «Глубоко несчастно то время, когда о злоупотреблениях говорят все, а победить их никто не хочет» (А. Кони. К истории нашей борьбы с пьянством). В лето 7156 го(да), июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третье лето богом хранимыя своея державы, советовался с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Руси, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором… (Соборное уложение 1649 года).

Архиепископ – духовное звание и почетный титул – среднее между епископом и митрополитом; лицо в этом звании, с этим титулом; старший епископ, глава епархии. В лето 7156 го(да), июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третье лето богом хранимыя своея державы, советовался с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Руси, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором… (Соборное уложение 1649 года).

Дань – натуральный и денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX века. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церковных приходов церковную дань (часть дохода от взносов прихожан). В XIII-XVвв. специальная разновидность дани взималась с русских земель в пользу Золотой Орды.

Полюдье – объезд русским князем с дружиной своих вассальных владений с целью сбора дани; название самой дани.

Монотеизм – единобожие (согласно словаря О. Даля).

Феодализм – общественный строй, основанный на феодальном землевладении и системе вассалитета и господствовавший в Европе в средние века.

Оседание дружины на землю – прикрепление дружины к определенной местности.

Рента – регулярно получаемый доход с имущества (в том числе земли) или с капитала, не требующий от владельца участия в предпринимательской деятельности. Рента с капитала существует в форме процента, земельная рента бывает отработочной (барщина), натуральной денежной (оброк).

Оброк – форма феодальной ренты; в России - ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиком. Продуктовый оброк отменен крестьянской реформой 1861г., денежный сохранялся для временнообязанных крестьян до 1833г.

Барщина – форма феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд зависимых крестьян. На Руси появилась со времен Киевского государства. После отмены крепостного права сохранилась в форме издольщины. Юридически отменена в 1882г., а фактически существовала до 1917г. в виде отработок.

Иммунитет – привилегия феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции – суд, сбор налогов, полицейский надзор – без вмешательства представителей центральной власти.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся и изготавливаются для собственного потребления, а не на продажу. С появлением и развитием общественного разделения труда натуральное хозяйство вытесняется товарным производством.

Закон Русский – обычное право восточных славян и Киевской Руси IX-XIXвв. Частично отражен в договорах Руси с греками 911, 944гг. и «Русской Правде». Нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права.

«Отчина» – недвижимое имущество по «Псковской судной грамоте.

Живот – движимое имущество по «Псковской судной грамоте.

Доска – род письменных юридических актов, существовавший в Древней Руси. Название происходит от «досок», на которых уже в XII-XIII вв. делать записи, устанавливавшие долговые обязательства.

Запись поток и разграбление – наиболее суровое наказание по «Русской Правде». Оно заключалось в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергали за убийство в разбое, поджог и конокрадство.

Вира – денежный штраф в пользу князя в Древнерусском государстве. Налагался за убийство свободного человека (за увечье платили полувирье).

Продажа – штраф, взимавшийся в пользу князя за все остальные преступления, кроме убийства и тяжких увечий (последние карались полувирой). Размер продаж дифференцировался в зависимости от тяжести преступления.

Головничество – денежный выкуп, выплачивающийся убийцей (головником) родственникам убитого.

Заклич – публичное объявление «на торгу» потерпевшего о пропавшей вещи и ее приметах. С «заклича» начинался судебный процесс, носивший состязательный характер в Древнерусском государстве

Свод – вторая стадия судебного процесса. Свод напоминал очную ставку, то есть это был поиск надлежащего ответчика.

Гонение следа – третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске преступника по оставленным им следам.

Позовница – официальная повестка в суд.

Ордалии – «суд божий»; то есть испытание водой, огнем, железом. Один из видов доказательств по «Русской Правде».

Послухи – поручители, то есть люди, которые выступали в качестве свидетелей доброй славы того лица, которое на них сослалось.

Видок – свидетель, очевидец, возможно драки, а возможно и доброй жизни истца.

Хан – азиатский владетель, царь «Золотой Орды».

Баскак – представители местной власти, они же представители центрального управления. Ведали переписью населения, сбором налогов.

Ярлык – льготная грамота монголо-татарских ханов Золотой Орды подвластным светским и духовным феодалам.

3. Основные направления развития российского законодательства в XVIII – первой половине XIX вв.

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, и другими формами актов. Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм. Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться последовательно.

Уже в 20-х годах XVIII в. было издано несколько сводных хронологических собраний нормативных актов: указные книги за 1714— 1718 и 1719—1720 гг. Основная масса нормативных материалов направлялась в соответствующие учреждения, канцелярии и архивы. Весьма слабо была поставлена работа по обобщению судебной практики. Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача включалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права. Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был закончен проект Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения, но его нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об уложении была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовиться пересмотр Соборного Уложения, судьям предписывается решать дела только на основе норм Уложения и не противоречащим ему указам. Специальной комиссии поручалось свести все последующие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената. В 1718 г. в докладе Юстиц-коллегии было предложено принять в качестве источника новых правовых норм шведские законы, включив в единый свод Соборное Уложение, новые указы и шведский кодекс.

В области поземельных отношений предлагалось использовать лифляндские законы. Сенату было указано окончить кодификационную работу (с учетом, иностранного законодательства) к концу 1720 г.

В период с 1720 по 1725 гг. Уложенной комиссией было проведено более двухсот заседаний. Первоначально происходило параллельное слушание и разбор текстов Соборного Уложения 1649 г. и шведского уложения. В 1721 г. было составлено более двухсот новых статей: работа шла над статьями о государственных и частных (партикулярных) преступлениях, о судебном процессе по гражданским делам, об уголовных преступлениях, о наследовании, о благочинии и городском управлении.

В 1725 г. проект нового Уложения был закончен. Он включал четыре книги: 1) “0 процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих“; 2) “О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах“; 3) “0 злодействах, какие штрафы и наказания следуют“; 4) “О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии“ (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании). Большинство новых статей оказалось в разделах о земельном и вещном праве, в области уголовного права и судопроизводства осталось много старых норм. Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. Этой задаче были посвящены и подбор новых норм и изменение принципов толкования и применения закона.