Смекни!
smekni.com

Солнце (стр. 5 из 7)

Тщательные исследования позволили установить, что между структурой ко­роны и отдельными образованиями в атмосфере Солнца существует определённая связь. Например, над пятнами и факелами обычно наблюдаются яркие и прямые ко­рональные лучи. В их сторону изгибаются соседние лучи. В основании корональных лучей яркость хромосферы увеличивается. Такую её область называют обычно воз­буждённой. Она горячее и плотнее соседних, невозбуждённых областей. Над пят­нами в короне наблюдаются яркие сложные образования. Протуберанцы также часто бывают окружены оболочками из корональной материи.

Корона оказалась уникальной естественной лабораторией, в которой можно на­блюдать вещество в самых необычных и недостижимых на Земле условиях.

На рубеже XIX – XX столетий, когда физика плазмы фактически ещё не суще­ствовала, наблюдаемые особенности короны представлялись необъяснимой загад­кой. Так, по цвету корона удивительно похожа на Солнце, как будто его свет отра­жается зеркалом. При этом, однако, во внутренней короне совсем исчезают харак­терные для солнечного спектра фраунгоферовы линии. Они вновь появляются да­леко от края Солнца, во внешней короне, но уже очень слабо. Кроме того, свет ко­роны поляризован: плоскости, в которых колеблются световые волны, располага­ются (почти до 50%), а затем уменьшаются. Наконец, в спектре короны появляются яркие эмиссионные линии, которые почти до середины XX века не удавалось ото­ждествить ни с одним из известных химических элементов.

Оказалось, что главная причина всех этих особенностей короны – высокая тем­пература сильно разреженного газа. При температуре свыше 1 миллиона градусов средние скорости атомов водорода превышают 100

, а у свободных электронов они ещё раз в 40 больше. При таких скоростях, несмотря на сильную разреженность вещества (всего 100 миллионов частиц в 1 см3, что в 100 миллиардов раз разрежен­нее воздуха на Земле), сравнительно часты столкновения атомов, особенно с элек­тронами. Силы электронных ударов так велики, что атомы лёгких элементов прак­тически полностью всех своих электронов и от них остаются лишь “голые” атомные ядра. Более тяжелые элементы сохраняют самые глубокие электронные оболочки, переходя в состояние высокой степени ионизации.

Итак, корональный газ – это высокоионизованная плазма; она состоит из мно­жества положительно заряженных ионов всевозможных химических элементов и чуть большего количества свободных электронов, возникших при ионизации атомов водорода (по одному электрону), гелия (по два электрона) и более тяжёлых атомов. Поскольку в таком газе основную роль играют подвижные электроны, его часто на­зывают электронным газом, хотя при этом подразумевается наличие такого количе­ства положительных ионов, которое полностью обеспечивало бы нейтральность плазмы в целом.

Белый цвет короны объясняется рассеянием обычного солнечного света на сво­бодных электронах. Они не вкладывают своей энергии при рассеянии: колеблясь в такт световой волны, они лишь изменяют направление рассеиваемого света, при этом поляризуя его. Таинственные яркие линии в спектре порождены необычным излучением высокоионизованных атомов железа, аргона, никеля, кальция и других элементов, возникающим только в условиях сильного разрежения. Наконец, линии поглощения во внешней короне вызваны рассеянием на пылевых частицах, которые постоянно присутствуют в межзвёздной среде. А отсутствие линии во внутренней короне связано с тем, что при рассеянии на очень быстро движущихся электронах все кванты испытывают столь значительные изменения частот, что даже сильные фраунгоферовы линии солнечного спектра полностью “замываются”.

Итак, корона Солнца – самая внешняя часть его атмосферы, самая разреженная и самая горячая. Добавим, что она и самая близкая к нам: оказывается, она прости­рается далеко от Солнца в виде постоянно движущиеся от него потока плазмы – сол­нечного ветра. Вблизи Земли его скорость составляет в среднем 400-500

, а порой достигает почти 1000
. Распространяясь далеко за пределы орбит Юпитера и Са­турна, солнечный ветер образует гигантскую гелиосферу, граничащую с ещё более разреженной межзвёздной средой.

Фактически мы живём окружённые солнечной короной, хотя и защищённые от её проникающей радиации надёжным барьером в виде земного магнитного поля. Че­рез корону солнечная активность влияет на многие процессы, происходящие на Земле (геофизические явления).

Как Солнце влияет на Землю

Солнце освещает и согревает нашу планету, без этого была бы невозможна жизнь на ней не только человека, но даже микроорганизмов. Солнце – главный (хотя и не единственный) двигатель происходящих на Земле процессов. Но не только те­пло и свет получает Земля от Солнца. Различные виды солнечного излучения и по­токи частиц оказывают постоянное влияние на её жизнь.

Солнце посылает на Землю электромагнитные волны всех областей спектра – от многокилометровых радиоволн до гамма-лучей. Окрестностей Земли достигают также заряжённые частицы разных энергий – как высоких (солнечные космические лучи), так и низких и средних (потоки солнечного ветра, выбросы от вспышек). На­конец, Солнце испускает мощный поток элементарных частиц – нейтрино. Однако воздействие последних на земные процессы пренебрежимо мало: для этих частиц земной шар прозрачен, и они свободно сквозь него пролетают.

Только очень малая часть заряженных частиц из межпланетного пространства попадает в атмосферу Земли (остальные отклоняет или задерживает геомагнитное поле). Но их энергии достаточно для того чтобы вызвать полярные сияния и возму­щения магнитного поля нашей планеты.

Энергия солнечного света

Электромагнитное излучение подвергается строгому отбору в земной атмо­сфере. Она прозрачна только для видимого света и ближних ультрафиолетового и инфракрасного излучений, а также для радиоволн в сравнительно узком диапазоне (от сантиметровых до метровых). Всё остальное излучение либо отражается, либо поглощается атмосферой, нагревая и ионизуя её верхние слои.

Поглощение рентгеновских и жёстких ультрафиолетовых лучей начинается на высотах 300-350 километров; на этих же высотах отражаются наиболее длинные ра­диоволны, приходящие из космоса. При сильных всплесках солнечного от хромо­сферных вспышек рентгеновские кванты проникают до высот 80 – 100 километров от поверхности Земли, ионизуют атмосферу и вызывают нарушение связи на корот­ких волнах.

Мягкое (длинноволновое) ультрафиолетовое излучение способно проникать ещё глубже, оно поглощается на высоте 30 – 35 километров. Здесь ультрафиолето­вые кванты разбивают на атомы (диссоциируют) молекулы кислорода (02) с после­дующим образованием озона (03).Тем самым создаётся не прозрачный для ультра­фиолета “озоновый экран”, предохраняющий жизнь на Земле от гибельных лучей. Не поглотившаяся часть наиболее длинноволнового ультрафиолетового излучения доходит до земной поверхности. Именно эти лучи вызывают у людей загар и даже ожоги кожи при длительном пребывании на солнце.

Излучение в видимом диапазоне поглощается слабо. Однако оно рассеивается атмосферой даже в отсутствие облаков, и часть его возвращается в межпланетное пространство. Облака, состоящие из капелек воды и твёрдых частиц, значительно усиливают отражение солнечного излучения. В результате до поверхности планеты доходит в среднем около половины падающего на границу земной атмосферы света.

Количество солнечной энергии, приходящийся на поверхность площадью 1 м2, развёрнутую перпендикулярно солнечным лучам на границе земной атмосферы, на­зывается солнечной постоянной. Измерить её с Земли очень трудно, и потому значе­ния, найденные до начала космических исследований, были весьма приблизитель­ными. Небольшие колебания (если они реально существовали) заведомо “тонули” в неточности измерений. Лишь выполнение специальной космической программы по определению солнечной постоянной позволило найти её надёжное значение. По по­следним данным, оно составляет 1370

с точностью до 0,5 %. Колебаний, пре­вышающих 0,2 % за время измерений не выявлено.

На Земле излучение поглощается сушей и океанами. Нагретая земная поверх­ность в свою очередь излучает в длинноволновой инфракрасной области. Для такого излучения азот и кислород атмосферы прозрачны. Зато оно жадно поглощается во­дяным паром и углекислым газом. Благодаря этим малым составляющим воздушная оболочка удерживает тепло. В этом и заключается парниковый эффект атмосферы. Между приходом солнечной энергии на Землю и её потерями на планете в общем существует равновесие: сколько поступает, столько и расходуется. В противном случае температура земной поверхности вместе с атмосферой либо постоянно по­вышалась бы, либо падала.

Солнечный ветер и межпланетные магнитные поля

В конце 50-х годов XX века американский астрофизик Юджин Паркер пришёл к выводу, что, поскольку газ в солнечной короне имеет высокую температуру, кото­рая сохраняется с удалением от Солнца, он должен непрерывно расширяться, запол­няя Солнечную систему. Результаты, полученные с помощью советских и американ­ских космических аппаратов, подтвердили правильность теории Паркера.