Смекни!
smekni.com

Основные положения земельной реформы в Республике Беларусь (стр. 4 из 8)

Право распоряжения землей - это установление, изменение либо прекращение правоотношений по поводу земли как объекта права, осуществляемое государством.

Содержание земельных распорядительных полномочий государства существенно отличается от одноименных имущественных правомочий собственника. Государство:

а) устанавливает и изменяет целевое (хозяйственное) назначение земель;

б) распределяет и перераспределяет землю между землевладельцами, землепользователями;

в) передает земельные участки в частную собственность;

г) выкупает землю у частных собственников;

д) устанавливает условия и порядок, формы землевладения и землепользования;

е) контролирует использование и охрану земель[14].

Право государственной собственности включает и управление земельным фондом[15]. За рамками правомочий владения, пользования и распоряжения землей остаются земельные полномочия, связанные с учетом земель, землеустройством, мониторингом и др. В этой связи в теории земельного права выделяют самостоятельное земельное правомочие - управление землей - и рассматривают его в качестве элемента содержания права государственной собственности на землю[16].

Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями;

- земли общего пользования.

Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:

- на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;

- на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом Министров Республики Беларусь;

- которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность[17].

Земельные отношения осуществляются на основе следующих принципов:

- государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;

- обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;

- единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено законодательными актами;

- использования земельных участков по целевому назначению;

- приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;

- эффективного использования земель;

- охраны земель и улучшения их полезных свойств;

- платности землепользования;

- установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;

- гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;

- защиты прав землепользователей[18].

Земельные отношения регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства[19].

Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора. Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.

Здесь следует признать, что большая часть земельного фонда в Республике Беларусь относится к категории земель, принадлежащих на праве собственности государству. Правовой режим таких земель определяется исходя из интересов государства и административно-территориальных единиц. При этом, регулирование отношений, связанных с использованием этих земель остались на уровне соответствующего регулирования 1980-х годов при СССР. Здесь встречаются и четкие директивные указания «сверху», прогнозно-командные акты, принимаемые как на государственном, так и на местном уровне, регулирование государством процесса замещения руководящего состава и т.д. Земельная реформа таких земель не коснулась.

Так, уже более пятнадцати лет в аграрном секторе Республики Беларусь осуществляется работа по реформированию колхозов и совхозов. Уже можно сделать некоторые выводы, а главное, извлечь определенные уроки, наметить пути и основные направления дальнейшего развития реформы.

Основной вывод заключается в том, что кадры смогли убедиться, что нельзя провести реформу на селе, не изменив производственно-экономические отношения, отношения собственности. В противном случае меняются только вывески, и это начинание носит формальный характер.

Второй вывод. Для Республики Беларусь ставка на массовое создание фермерских хозяйств не реальна в силу экономических, материально-технических, демографических, социальных и морально-психологических причин.

Все это объективно побуждает крестьян объединять свои доли (паи) и создавать кооперативы. К тому же индивидуальный крестьянский труд не привлекает наших людей в силу исторических традиций. Фермерские хозяйства будут дополнять крупных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и участвовать в развитии аграрной экономики в суженных объемах.

Третий вывод. Основной организационно-правовой формой хозяйствования на данном переходном этапе должна стать производственная кооперация.

Другие формы тоже должны иметь место, но ограниченное. Следует особо подчеркнуть, что кооперативы должны быть сформированы на новой основе, иметь полную производственную и правовую самостоятельность, свои расчетные счета вплоть до признания их юридическими лицами.

Четвертый вывод сводится к тому, что в процессе реформирования была осуществлена попытка подменить истинную реорганизацию колхозов (совхозов) внедрением расчета. Производственники, порой нежелающие и незнающие, как реорганизовывать хозяйство, с энтузиазмом схватились за внедрение хозрасчета, особенно первых двух моделей, в силу того, что внедрением хозрасчета они занимались многие годы до реформы. Провозглашение отдельными аппаратными работниками лозунга, что, внедряя внутрихозяйственный расчет, мы осуществляем реформирование предприятия, завело в заблуждение кадры села, направило их усилия на разработку трудоемких и ничего не дающих планов и заданий.

Надо отчетливо представлять, что реформирование хозяйства – это прежде всего изменение базовых производственно-экономических отношений, то есть отношений собственности. Речь идет о замене коллективно-обезличенной собственности частной в любой форме: индивидуальной или совместно-долевой. Без реформирования отношений собственности, только внедряя хозрасчет, проводить какие-либо реформы бесполезно. Исторический опыт подсказывает, что у работника чувство хозяина никогда не возникает по отношению к чужой земле, чужому скоту, машинам, зданиям и другим ничейным средствам производства.

Потому хочется подчеркнуть, что конечной целью реформирования аграрного производства является переход от коллективных обезличенных предприятий к эффективным организационно-правовым формам, базирующимся на частной собственности. Во-вторых, в процессе реформирования следует осуществлять переструктуризацию внутрихозяйственных подразделений, где ставка должна быть сделана на создание новых самостоятельных кооперативов крестьян, которые объединяются своими имущественными, а еще лучше и земельными долями, то есть своей собственностью, для совместной производственной деятельности, чего не предусматривает хозрасчет.

Пятый вывод сводится к тому, что процесс реорганизации колхозов и совхозов не может быть скоротечным как в плане всей системы, так и касательно отдельных хозяйств. Во временном интервале он может длиться десятилетиями, так как речь идет об изменении мышления, сознания людей, психологии и даже образа жизни.

Шестой вывод свидетельствует о том, что работу по реформированию сельскохозяйственных предприятий необходимо проводить, не ожидая пока хозяйство растеряет свой производственно-технический и экономический потенциал, так как затем трудно оснастить и вдохнуть жизнь в новые структуры.

3. Право частной собственности на земли Республики Беларусь