Смекни!
smekni.com

Основные понятия наследственного права (стр. 5 из 11)

Завещатель не вправе указать в своем завещании, что вопросы, по которым в нем нет полных и всесторонних распоряжений, будут регулироваться не правилами о наследовании по закону, а каким-либо иным образом.

Вторая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 1111 ГК, устанавливает, что наследование по закону имеет место не только в тех случаях, когда и поскольку оно не изменено завещанием, но еще и в "иных случаях, установленных настоящим Кодексом".

Отсюда прежде всего следует, что "иные случаи" могут быть установлены только ГК. Другие ФЗ не могут ввести правил, предусматривающих применение норм о наследовании по закону. Но и сам ГК не может содержать отсылочных положений, позволяющих предусматривать такие "иные случаи" в других ФЗ.

ГК использовал возможность, закрепленную ч. 2 ст. 1111 ГК, лишь однажды. Он ввел особый случай наследования по закону, который может быть назван "наследованием против завещания". Речь идет о праве на обязательную долю, установленную ст. 1149 ГК.

В комментарии нуждается и терминология, использованная в ст. 1111.

Статья применяет два юридических термина: "наследование по завещанию" и "наследование по закону". Оба они являются устоявшимися в российском законодательстве. Однако следует иметь в виду их условность. Отметить это обстоятельство необходимо прежде всего потому, что весь разд. V ГК "Наследственное право" строится на норме, имеющей императивный характер: "При наследовании имущество умершего: переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства" (п. 1 ст. 1110 ГК). Это положение в равной мере лежит в основе как норм о наследовании по завещанию, так и норм о наследовании по закону. По этой причине, строго говоря, "наследование по завещанию" так же основано на законе, как и "наследование по закону". В обоих случаях гражданские права и обязанности возникают вследствие события, с которым именно закон связывает наступление гражданско-правовых последствий (подп. 9 п. 1 ст. 8 ГК). Речь идет о том событии, которое предусмотрено п. 2 ст. 17 ГК. Различие же между двумя видами наследования состоит в том, что в одном из случаев права и обязанности возникают из фактического состава, в который помимо указанного события в качестве второго элемента входит также и сделка, предусмотренная законом (п. 1 п. 1 ст. 8 ГК). Такой сделкой является завещание.

1.3 Наследование по закону и по завещанию

Исторические корни наследования по закону уходят в далекое прошлое - во времена семейно-родовой организации общества, когда имущество, использовавшееся при жизни отдельным индивидом, не было еще объектом частной собственности и поглощалось после смерти владельца семьей, родом или общиной. В римском праве этот порядок обеспечивался призванием к законному наследованию самого отдаленного родственника наследодателя без ограничения степени родства. Однако с развитием производства и укреплением государства родовые начала организации общества постепенно ослабевали, и основанный на началах индивидуализма общественный строй большинства стран Европы уже к началу XIX в. не мог служить оправданием родового наследственного преемства.

В этих условиях получила широкое распространение выдвинутая Г. Гроцием еще в XVII в. идея о наследовании по закону как "молчаливом завещании", в котором отражается предполагаемая воля наследодателя оставить свое имущество после смерти именно тем лицам, которые названы в законе. Данная идея была воспринята русской дореволюционной доктриной. Действовавший без существенных изменений вплоть до 1918 г. феодально-родовой наследственный правопорядок обеспечивал призвание к наследованию по закону всех членов рода, "одно кровное родство представляющих".

В 1960 - 1980-е годы было выдвинуто несколько концепций, в той или иной мере отрицавших волевой характер наследования по закону и указывавших на иные, кроме "молчаливого завещания", основания наследования.

Так, с точки зрения В.А. Рясенцева, устанавливая круг наследников по закону и очередность их призвания к наследованию, государство исходит из "наиболее типичных в нашей стране семейно-правовых связей", учитывая, какое распределение наследственного имущества в наибольшей степени выражает интересы семьи и сложившиеся в обществе взгляды.

А.А. Рубанов связывал постановления о наследовании по закону с основанными на веских биосоциальных факторах интересами личности, проявляющимися, в частности, в сложившихся естественных связях лиц, получающих наследство, с наследодателем.

П.С. Никитюк и Т.Д. Чепига полагали, что наследование по закону основывается на социальной заинтересованности государства в определенном распределении имущества наследодателя при отсутствии явно выраженной им воли на этот счет. Причем формирование интереса государства происходит на основе совокупности экономических (сохранение сложившейся структуры потребления общественных благ), семейных (естественная привязанность членов семьи друг к другу) и нравственных факторов, а также традиций, сложившихся в обществе.

Интересна точка зрения О.С. Иоффе, согласно которой одним из проявлений "социального назначения" наследования является "укрепление экономического строя общества путем обеспечения преемственности имущественных отношений". Впоследствии этот тезис был развит А.А. Рубановым, видевшим "социальную роль" наследования по закону в установлении порядка, в соответствии с которым определяются лица, вступающие в имущественные отношения вместо умершего, и в обеспечении нормального течения экономических процессов.

Таким образом, был выявлен основной правовой мотив, оправдывавший необходимость посмертной передачи определенным лицам или государству имущества лица, не оставившего завещания, - стабильность имущественных отношений, составляющих основу экономического строя общества. По нашему мнению, именно с этим мотивом, хотя и не являющимся специфическим только для регулирования наследственных отношений, следует связывать и основание наследования по закону.

Суть наследования по закону весьма удачно выразил С.Н. Братусь: "Наследование по закону основано на предположении, что закон, устанавливающий круг наследников, очередность их призвания к наследству, размеры наследственных долей, соответствует воле наследодателя, не пожелавшего или не смогшего выразить свою волю иначе - путем завещательного распоряжения.

М.Л. Шелютто в определении интересующего нас понятия находит прямую связь между разными способами наследования. По ее мнению, наследование по закону - одно из двух предусмотренных законом оснований наследования. Оно выступает в качестве альтернативы наследования по завещанию: к наследнику имущество переходит или по закону, или по завещанию. Вполне возможно, что наследник часть имущества умершего наследует по завещанию, а другую часть - по закону, но и в такой ситуации каждая из этих частей переходит к наследнику по одному из двух взаимоисключающих оснований.

Забегая вперед отметим, что иногда оба основания - завещание и закон - в механизме призвания наследника к наследованию все-таки сочетаются: при отказе от наследства наследника по закону в пользу наследника по завещанию (п. 1 ст. 1158 ГК РФ); при переходе права на принятие наследства от наследника по закону, не успевшего из-за смерти принять наследство в установленный срок, к его наследникам по завещанию (в порядке наследственной трансмиссии - п. 1 ст. 1156 ГК РФ).

Наследование осуществляется по закону, если:

1) завещание отсутствует (не составлялось вовсе или отменено посредством распоряжения завещателя о его отмене);

2) завещание касается только части наследственного имущества, вследствие чего другая его часть, не охваченная завещанием, наследуется по закону;

3) завещание является недействительным;

4) наследник реализует свое право на обязательную долю в наследстве;

5) завещание неисполнимо в связи с тем, что никто из наследников по завещанию наследство не принял либо не имеет права наследовать (п. 1 ст. 1117 ГК РФ), либо все наследники по завещанию умерли до открытия наследства или одновременно с завещателем, либо все наследники по завещанию отказались от наследства, а другой наследник на такой случай не подназначен;

6) содержание завещания заключается в лишении наследства одного, нескольких или всех наследников по закону либо ограничивается завещательным отказом (завещательным возложением).

Все эти ситуации при их обобщении сводятся к двум, позволяющим определить наследование по закону как наследование без завещания или по основаниям, предусмотренным законом, не в соответствии с завещанием (вопреки ему). В перечисленных случаях (кроме, пожалуй, случая реализации права на обязательную долю в наследстве) наследование по закону всего или части наследственного имущества восполняет не выраженную в завещании либо выраженную в нем, но неосуществимую по определенным обстоятельствам волю наследодателя. В этом смысле, как указывали еще советские авторы, наследование по закону называют диспозитивным.

Оно характеризуется, во-первых, тем, что не наследодателем, а законом установлен круг наследников, причем исчерпывающе. При этом законодатель основывается на семейно-родственном начале. Прежде всего учитывается необходимость обеспечения интересов членов семьи умершего, его родственников определенной степени родства и нетрудоспособных иждивенцев. Существует также мнение, что законодатель исходит из предположения о наиболее вероятных лицах, которых сам наследодатель призвал бы к наследованию, если бы он выразил свою волю. При расширении по сравнению с ранее действовавшим законодательством круга наследников по закону за счет включения в их число родственников достаточно отдаленных степеней родства и даже некоторых свойственников законодатель преследует к тому же цель предотвратить превращение наследственного имущества в выморочное.