План.
1. Понятие и историческое развитие института прав и свобод личности.
2. Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина.
3. Классификация прав и свобод человека и гражданина:
а) Личные права и свободы;
б) Политические права и свободы;
4. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова. Гарантии и ограничения прав и свобод.
5. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова.
Заключение.
Библиография.
Введение.
Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства – «основные права и свободы человека и гражданина» и гарантии по защите этих прав и свобод Конституцией Республики Молдова. Основной закон государства – Конституция, в первом разделе «Основные принципы» декларирует положение о том, что «Республика Молдова – демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются».[1] Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РМ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя в правовом государстве.
Демократическое правовое государство – это идеал, к которому человечество стремилось веками. Представления человека о государстве как организации, функционирующей на основе справедливого закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей – человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который призван охранять важнейшие интересы личности, облеченные в форму права.[2] Подлинно демократическое правовое государство наделяет своих граждан не только правами и свободами, но и налагает на них определенные обязанности. Очень важно, чтобы права и свободы граждан были соответствующим образом гарантированы, в противном случае они из блага превращаются в пустые лозунги, не представляющие никакой ценности. И, наконец, в правовом государстве должна господствовать взаимная ответственность государства и личности. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях, и наоборот, правомерные решения и действия государственных органов в определенных случаях могут ограничивать свободу личности.
Таким образом, институт прав и свобод личности является фундаментальным институтом Конституционного права всякого государства, декларируемого в качестве правового. Анализ теории и практики его применения позволяет наглядно продемонстрировать соотношение принципов правового государства, продиктованных теорией, и фактического положения, которое имеет место в реальной жизни того или иного государства. Правовое положение личности – важнейший индикатор законности и правопорядка в обществе.
1. Понятие и историческое развитие института прав и свобод личности.
Институт прав и свобод человека и гражданина является основой конституционализма во всяком государстве, декларирующем себя правовым. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе буржуазных революций XVII – XVIII вв.
Институт прав и свобод личности содержит в себе два самостоятельных подинститута – институт прав и институт свобод. Юридическое различие между правом и свободой провести довольно трудно. Субъективное право – это мера возможного поведения лица признаваемая и гарантируемая государством. Многие считают, что данное определение подходит и к свободе (свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д.). Так, например, ч. 1 ст. 11 германского Основного закона гласит: «все немцы пользуются свободой передвижения в пределах федеральной территории», а ч. 2 той же статьи: «это право может ограничиваться лишь законом».[3] Все же когда идет речь о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит обязанность, соответствующая этому праву. Например, если провозглашается право на охрану здоровья (ст. 36 Конституции РМ), обязанным субъектом по природе вещей должны выступать государственные учреждения здравоохранения. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу лиц, обязанных уважать эту свободу. Так, если провозглашена свобода слова (ст.32 Конституции РМ), человек вправе требовать у государства защиты от любого субъекта, препятствующего ему ею пользоваться. Интересно характеризует соотношение права и свободы профессор М.В. Баглай: «Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы».[4]
Возникновение понятия "права человека" неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н.э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, Папиниан, Ульпиан и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе.
В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Правовое положение человека в обществе и государстве определялось его принадлежностью к определенному сословию, божественными законами. По сей день теологические идеи о правовом статусе личности остаются неизменными. Папа Римский пишет, что «права человека были предначертаны Создателем при сотворении мира и неверно говорить, что их «даруют» какие-либо институты – государства или международные организации. Эти структуры лишь осуществляют предначертание Господне – написанный в сердцах закон»[5].
Начиная с И.Канта (1724-1804), просвещенная европейская мысль культивировала начала автономности, абсолютной самоценности, самозаконности личности в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Бентама и других мыслителей. Правовой статус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав человека. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах.
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791г.). Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Конституции Республики Молдова (раздел 2 «Основные права, свободы и обязанности»).
В историческом развитии прав и свобод исследователи выделяют три волны или три поколения:
Первая волнавосходит к истокам конституционализма. В первых конституционных актах фиксировались как правило две группы прав и свобод, обусловленные дуализмом гражданского и политического общества. Это гражданские или личные (хабеас корпус, неприкосновенность жилища и др.) и политические (избирательное право, свобода слова и др.)
Вторая волна, проявившаяся в первой половине-середине XX в. характеризуется признанием социально-экономических и социально-культурных прав и свобод.
Третья волна обусловлена обострением во второй пол. XX в. глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, и вступлением мира в эпоху информатизации. Отсюда такие права, как право на здоровую окружающую среду, право на информацию и др.[6]
2. Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина.
Правовое положение личности в каждом обществе определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм (моральными, религиозными и др.) Положение личности называется общественным или общесоциальным статусом личности, который в качестве своей составляющей включает наряду с другими (социальным, семейным, профессиональным, политическим, экономическим и т.п.) и правовой статус личности. Правовым он называется потому, что положение личности в обществе определяется юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой.