Особо важное значение в Монголии как преимущественно аграрной стране придается регулированию земельных отношений. Согласно Конституции 1992 г. земля, ее недра, леса, воды, фауна и другие природные богатства в Монголии принадлежат только народу и находятся под защитой государства (п.1 ст.6). Землю, за исключением пастбищ, земельных участков общественного и специального использования, можно передавать в собственность только гражданам Монголии. Гражданам запрещается продажа, коммерческая реализация, дарение и сдача земли в залог, передача ее во владение иностранцам и лицам без гражданства. Запрещена передача земли другим лицам во владение и пользование без санкции государственных органов (п.3 ст.6). Государство может накладывать на собственников земли соответствующие обязательства (исходя из государственных интересов), заменять или изымать землю с соразмерной компенсацией, а также конфисковать ее в случае использования земли во вред здоровью людей, природе, интересам государственной безопасности (п.4 ст.6).
Земельный закон Монголии 1994 г. регулирует владение и пользование землей, а также охрану земельных ресурсов. Согласно этому акту монгольские граждане и организации могут получать в аренду государственную землю сроком на 60 лет с последующим продлением аренды еще на 40 лет. Однако первоначальный срок аренды обрабатываемых земель не может превышать 25 лет. Арендное право передается по наследству.
Определенным реформам в Монголии в 1990-е гг. подверглось трудовое право, которое адаптируется к рыночным отношениям при сохранении высокого уровня гарантий трудовых прав (Трудовой закон 1991 г.). Конституция (п.4 ст.16) закрепляет право на свободный выбор профессии, обеспечение благоприятных условий труда, получение заработной платы, отдых. Не допускается принудительное привлечение к труду кого бы то ни было в обход закона. С начала 1990-х гг. в Монголии действуют свободные профсоюзы.
Уголовное право и процесс.
Первый УК Монголии был принят в октябре 1926 г. и состоял из 227 статей. Уже в 1929 г. его заменил новый УК, модифицированные нормы которого отражали обострение политической борьбы в стране (начало массовых "чисток" и репрессий). Третий УК 1934 г. увеличил число "контрреволюционных" преступлений и включал новую главу о воинских преступлениях. В 1942 г. он был заменен очередным УК, действовавшим с многочисленными изменениями до 31 января 1961 г., когда вступил в силу последний социалистический Уголовный кодекс МНР. По своему содержанию (включая структуру, перечень видов наказания, формулировки составов преступлений) он немногим отличался от ГК РСФСР 1961 г.
За 25 лет в УК МНР 1961 г. было внесено более 100 дополнений и изменений. Несмотря на это с 1 июля 1987 г. введена в действие новая редакция УК. В особенную часть были включены две новые главы: "Преступления против охраны природы и ее богатств" и "Преступления против безопасности движения". Изменения, внесенные в УК по вопросам уголовного наказания, усилили ответственность за тяжкие преступления и рецидив, одновременно смягчив ответственность за преступления, совершенные впервые или по неосторожности.
В период демократических преобразований 1990-х гг. в УК Монголии были внесены новые существенные коррективы. Декриминализированы многие деяния, направленные против социалистического строя, идеологии и господствовавших в МНР социально-экономических отношений. В то же время появилось значительное количество новых составов, направленных против неизвестных ранее видов преступлений, в частности, характерных для рыночной экономики. Среди видов наказания в Монголии сохраняется смертная казнь, которая может быть назначена только совершеннолетним мужчинам.
Уголовный процесс в Монголии до конца 1980-х гг. почти ничем не отличался от советского уголовного процесса. С началом демократических преобразований провозглашен курс на переход от инквизиционного процесса к состязательному, в уголовно-процессуальное законодательство включен целый ряд новых демократических норм и институтов, соответствующих международным стандартам. Несмотря на это уголовный процесс в Монголии все еще носит обвинительный характер, состязательность и равноправие сторон не обеспечиваются.
Конституция 1992 г., вопреки преобладающей в мире практике, не закрепила принципа судебного контроля над арестами. Для содержания под стражей по-прежнему достаточно санкции прокурора. В то же время Основной закон (п.14 ст.16) гарантирует гражданам право обжаловать в судебном порядке нарушения их прав и свобод, провозглашенных в Конституции, международных договорах; право не давать показаний против себя, членов своей семьи, родителей и детей; право на адвокатскую защиту, юридическую помощь, проверку доказательств, справедливый суд, личное участие в судебном заседании, кассационную жалобу и ходатайство о помиловании. Запрещается оказывать давление и применять силу, чтобы получить показания против себя самого. Согласно УПК любое лицо имеет право на адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения.
Судебная система. Органы контроля.
Согласно Конституции (ст.47) судебную власть в Монголии осуществляет исключительно суд. Ни при каких обстоятельствах не разрешается создавать суды вне закона и осуществлять судебную власть другим органам.
Судебная система включает Верховный суд, суды столицы и аймаков, сомонные и межсомонные, окружные суды. Суды могут быть созданы по уголовным, гражданским, административным и другим видам судопроизводства. Деятельность судов и их решения находятся под надзором Верховного суда.
Верховный суд Монголии является высшим судебным органом и имеет следующие полномочия:
1) осуществляет проверку и принимает решение на первом этапе рассмотрения уголовных дел и правовых споров, подпадающих под статью закона;
2) осуществляет кассационно-ревизионный контроль за решением судов нижних инстанций;
3) осуществляет надзор за переданными Конституционным судом и генеральным прокурором вопросами, касающимися защиты законов и законных прав и свобод человека;
4) дает официальное толкование всех законов, кроме Конституции;
5) принимает решения по другим вопросам в соответствии с предоставленным законом правом.
Решения Верховного суда являются окончательными. Если решение Верховного суда противоречит закону, то его отменяет он сам. Если разъяснение Верховного суда противоречит закону, то необходимо придерживаться закона. Верховный суд, равно как и все другие суды, не имеет права применять законы, не соответствующие Конституции или официально неопубликованные.
Верховный суд состоит из генерального судьи и судей. Генерального судью сроком на 6 лет назначает Президент по предложению Верховного суда и из его членов. Судьи Верховного суда назначаются Президентом по представлению Генерального судебного совета Великому государственному хуралу. Другие судьи - Президентом по предложению Генерального судебного совета.
Суды аймаков и столицы рассматривают по первой инстанции тяжкие уголовные преступления и крупные гражданские споры. Они также рассматривают жалобы на решения сомонных, межсомонных и окружных судов.
Судами первой инстанции являются суды сомонные, межсомонные и окружные; они рассматривают нетяжкие уголовные преступления и гражданские споры до определенной суммы иска.
В социалистический период в Монголии действовали также военные и железнодорожные суды и государственные арбитражи для рассмотрения споров между предприятиями.
Судьи судов всех инстанций несменяемы, они не могут быть уволены, кроме как на основании положений Конституции и законов о суде, по полномочному решению суда или по своей просьбе. Прежде, в социалистический период, все судьи назначались на определенный срок.
В целях обеспечения независимости и самостоятельности судей действует Генеральный судебный совет, который, не участвуя в судебной деятельности, занимается подбором судей из числа юристов, защитой интересов судей, обеспечивает условия самостоятельной деятельности судов. В Генеральный судебный совет входят 12 членов: генеральный судья; генеральный прокурор; министр юстиции; секретарь, назначенный Президентом. По два члена назначаются Верховным судом и парламентом, еще по двое представляют суды аймаков и столицы и суды первой инстанции.
В судах всех инстанций дела и споры рассматриваются и разрешаются в соответствии с принципом коллегиальности. Судья может самостоятельно решить некоторые дела, особо обозначенные в законе. В рассмотрении дел и споров судами первой инстанции, согласно порядку, предусмотренному законом, участвуют представители граждан.
В соответствии с Конституцией (ст.56) прокурор осуществляет надзор за регистрацией, расследованием дела, отбыванием наказания, от имени государства принимает участие в судебном заседании. Генеральный прокурор страны и его заместители по согласованию с ВГХ назначаются Президентом сроком на 6лет.
Суд конституционного надзора Монголии, согласно ст.64 Конституции, является полноправным органом, осуществляющим высший контроль за соблюдением Конституции. Он состоит из 9 членов. Трое из них по предложению ВГХ, трое - по предложению Президента, трое - по предложению Верховного суда назначаются на эти должности ВГХ сроком на 6 лет. Председателем Суда конституционного надзора выбирают сроком на 3 года одного из его членов, получившего большинство голосов членов суда. Он может быть переизбран один раз.
Суд конституционного надзора разрешает споры, касающиеся нарушения Конституции, в соответствии с заявлениями и сообщениями граждан, по своей инициативе, по просьбе ВГХ, Президента, Премьер-министра, Верховного суда, генерального прокурора.
Суд конституционного надзора представляет ВГХ заключения по нижеследующим спорным вопросам: