Смекни!
smekni.com

Основные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности (стр. 2 из 8)

Свое развитие институт интеллектуальной собственности получает в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.[15], где указывалось, что «объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания».

С 1992 года институт интеллектуальной собственности прочно входит в юридический оборот и получает окончательное закрепление в Конституции Российской Федерации (1993 г.) и Гражданском кодексе РФ (1994 г.).

Гражданский кодекс РФ отдает дань законодательной традиции: полностью повторяется характеристика содержания права собственности через триаду правомочий владения, пользования и распоряжения (пункт 1 статьи 209 ГК РФ), внесенную в российское законодательство М.М. Сперанским. Существу субъективного права собственности посвящен пункт 2 статьи 209 ГК РФ: собственник может совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, причем эти действия не связаны жестко с правами владения, пользования и распоряжения. Закон, не устанавливая исчерпывающего перечня прав, определяет лишь общие направления для осуществления правомочий собственника: возможность отчуждать имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Свобода осуществления указанных действий ограничивается лишь двумя факторами: непротиворечием их закону, иным правовым актам, а также ненарушением ими прав и охраняемых законом интересов других лиц.[16]

Содержание интеллектуальной собственности раскрывается ст. 138 ГК РФ, где под интеллектуальной собственностью понимается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

Таким образом, фактически под понятием «интеллектуальная собственность» понимается совокупность личных и имущественных прав на результаты интеллектуальной собственности, при этом данные права «теснейшим образом взаимосвязаны и переплетены, образуя между собой неразрывное единство»[17].

Исходя из содержания статьи 138 ГК РФ, под объектом интеллектуальной собственности, в первую очередь, признаётся некий результат интеллектуальной деятельности. В литературе указывается, что под объектом интеллектуальной собственности во всех случаях подразумевается благо нематериальное, которое лишь воплощается в определённых материальных объектах, являющихся его материальными носителями»[18].

Перечня видов интеллектуальной собственности ГК РФ не содержит. Они включены в различные законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Перечислим основные из них:

- Гражданский кодекс РФ;

- Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3517-1;

- Федеральный закон от 07.02.03 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

- Федеральный закон от 11.12.02 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

- Закон Российской Федерации от 09.07.93г. №5351-1 «Об авторском праве и смежным правам»;

- Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Федеральный закон от 24.12.02 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

- Федеральный закон от 09.07.02 № 82–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

- Федеральный закон от 29.12.94 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;

- Федеральный закон от 04.07.96 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.95 г. №191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» и др.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности обеспечивается на основе патентного законодательства, законодательства по защите от недобросовестной конкуренции (права на коммерческую тайну), авторского права, законодательства о средствах индивидуализации.

Завершая данный раздел, отметим, что проблема определения понятия объекта интеллектуальной собственности корнями уходит в проблему определения понятия объекта, как в философском и правовом, так и экономическом аспектах. Следует отметить, что в литературе не сложилось единства мнения по поводу определения самого термина «интеллектуальная собственность», многие авторы принимают его как условный, не совсем точный и ненаучный термин[19]. Такая точка зрения обосновывается на невозможности отождествления категории собственности и категории интеллектуальной собственности. Тем не менее, хотя понятие «интеллектуальная собственность» не тождественно понятию собственности, оно исторически от него производно.

Институт интеллектуальной собственности в России находится в стадии становления и этот процесс происходит параллельно с научными исследованиями в данной области.

1.2. Международное законодательство об охране
интеллектуальной собственности

Международное законодательство об охране интеллектуальной собственности также находится в стадии становления, однако базовые понятия института интеллектуальной собственности уже нашли отражение в международных правовых актах. Так, Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. понимает под термином «интеллектуальная собственность» любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающей охраны, включая, но не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями.

Термин «права интеллектуальной собственности» означает по существу права, закрепленные в статье 27 Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., и, в частности, что:

«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

«Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Термин «автор» означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний.

СССР, а затем и его преемница Российская Федерация подписали ряд международных документов, имеющих ключевое значение для развития института интеллектуальной собственности в нашей стране, а также соглашений, регулирующих вопросы охраны интеллектуальной собственности.[20]

В области международного законодательства по взаимной охране прав авторов существует две основных конвенции, объединяющих большинство цивилизованных стран мира: Бернская конвенция (Бернский Союз) об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 году[21], и Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), принятая в первой редакции в 1952 году.

Российская Федерация является участницей обеих конвенций. В Женевской конвенции Россия, в качестве правопреемника СССР, состоит с 27 мая 1973 года (в редакции 1952 г.) и с 9 марта 1995 года (в редакции 1971 г.). К Бернской конвенции Российская Федерация присоединилась 13 марта 1995 года.

Также Россия является участницей Конвенции об охране интересов производителей фонограмм с 13 марта 1995 года и Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники с 27 мая 1974 года.

Немаловажен также факт, что еще 14 июля 1967 года СССР присоединился к Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (WIPO).

Но Россия не присоединилась к Конвенции по защите прав исполнителей (Римской конвенции 1961 года). Причиной этого является, видимо, тот факт, что в России до сих пор нет, как не было и в Советском Союзе, полноценно работающих обществ, которые защищают смежные права (права исполнителей). Ведь одним из главных условий присоединения к тому или иному международному договору является обязанность придерживаться его положений и быть к тому способным, т.е. иметь соответствующие законодательные и социальные механизмы. Смысл учреждения международных правовых конвенций и союзов в том, чтобы взаимно обязать страны-участницы соблюдать во внутреннем законодательстве одни и те же нормы, установленные международным договором. Так, например, по российской конституции международные договоры России имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству. Если нормы местного закона и международного соглашения России противоречат друг другу, то применяются нормы международного соглашения.