В частности, по мнению И.А. Конюховой, один из важнейших аспектов связан с изучением вопроса о том, в какой мере современная конституционная модель российского федерализма основана на согласии – на договоре центра и составных частей России.
Во время обсуждения проекта нового Основного закона России на Конституционном совещании в качестве условия вступления его в юридическую силу первоначально обсуждалась идея одобрения Конституции большинством субъектов РФ в дальнейшем была избрана иная форма принятия – всероссийским референдумом. В таком случае факт одобрения Конституции России субъектами Федерации – изъявление воли граждан, проживающих на территории конкретных субъектов.
Результаты голосования за новую Конституцию РФ обнаружили не совсем благополучную картину. В семи республиках (Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Тыва) и десяти областях граждане России проголосовали против принятия новой федеральной Конституции. В двух республиках (Татарстан и Чечня) референдум вообще не состоялся.
Дальнейшее развитие событий, выразившихся в правовом нигилизме и других формах неприятия частью субъектов РФ новой конституционной модели российского федерализма, свидетельствует о том, что в нашем государстве недостаточно высока степень согласия регионов с конституционным устройством Федерации. Причем ни формально, ни фактически до сих пор не достигнут тот требуемый уровень согласия центра и субъектов РФ, который бы обеспечил стабильность и эффективность функционирования российской государственности.
Следовательно, сегодня можно с большей долей условности говорить об утверждении сущностных сторон Российской Федерации как договорного государства и необходимо искать дальнейшие пути достижения этого согласия. Известные результаты российского референдума по принятию Конституции РФ, возникшие трудности адаптации нового основного закона в субъектах РФ – свидетельство о достаточно высокой степени негативного восприятия Конституции субъектами Федерации и населением. «Конституция несет в себе некоторую ущербность с точки зрения её потенциала стать инструментом достижения согласия на основе новой модели российского федерализма и решения насущных задач стабилизации России, укрепления её целостности»[7].
Вместе с тем недооценивать пройденный Россией путь в этом направлении было бы некорректно. Так, Договор стал первым этапом процесса федерализации России путём достижения субъектами Федерации согласия и существенно сблизил позиции центра и составных частей России в понимании федеративного устройства российского государства. Весьма значительная часть положений Договора вошла в Конституцию РФ, а сам Федеративный договор признан в федеральной Конституции действующим нормативно-правовым актом в части положений, которые не противоречат Конституции РФ.
Другим актуальным аспектом изучения природы Российской Федерации, по мнению И.А. Конюховой, является оценка самоуправленческих начал в системе разделения государственной власти по вертикали. Весьма интересна и точка зрения Н.А. Михалевой по этому вопросу: «новая модель Российской Федерации означает эволюцию от интегральной, централизованной к самоуправленческой. Каждый субъект РФ выступает одновременно как форма экономического и политического самоуправления. Самоуправленческие начала пронизывают всю иерархию складывающихся общественных отношений в рамках Российской Федерации. Это проявляется в объёме полномочий субъектов; процедуре выработки, принятия и реализации решений; степени согласованности волевых действий и обеспеченности интересов различных субъектов; отказе от отношений между центром и субъектами федерации на началах субординации»[8].
Таким образом, с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. есть основания утверждать о создании предпосылок становления и развития России как договорной и самоуправленческой федерации. С точки зрения правовых форм закрепления федеративного устройства Россия является конституционно-договорной федерацией. Успех дальнейшей эволюции в этом направлении зависит от того, насколько своевременно будут преодолены препятствия, ограничивающие возможности развития России на основе договорных отношений и самоуправления в рамках режима соблюдения конституционно установленного верховенства и приоритета норм Конституции Российской Федерации.
3. Основные подходы к определению конституционно-правовой модели современного российского федерализма
В российской юридической литературе нет четкого, однозначного понимания основных «типологических» черт современного российского федерализма. Согласно точке зрения И.А. Конюховой, важное значение для понимания современных процессов России имеет уяснение специфики типа связей в системе разделения государственной власти между Федерацией и её субъектами.
Стоит отметить, что с точки зрения характера отношений, который характеризуется наличием или отсутствием элементов соподчиненности, и с точки зрения уровня централизации выделяют три типа федерализма: централизованный, нецентрализованный и смешанный.[9]
Нецентрализованный федерализм являет собой более высокий уровень федеральной демократии. Модель децентрализованного федерализма применима только к государствам, уже состоявшимся в качестве правовых, одной из характерных черт которых является стабильность функционирования и согласованность между региональной и федеральной политикой. В настоящее время для России, как федеративного государства, характерным является сочетание централизации и децентрализма в системе разделения государственной власти по вертикали.
По характеру разделения государственной власти выделяют два типа федерализма – кооперативный и дуалистический.[10]
Сутью теории дуалистического федерализма является разделение власти в государстве таким образом, чтобы оба уровня управления были независимыми друг от друга и обладали самостоятельным статусом, закрепленным в Основном законе.
Сутью же теории кооперативного федерализма, развитой Эдвардом Корвином, является сотрудничество и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при реализации государственных задач и функций.[11]
Согласно точке зрения В.Е. Чиркина,[12] анализ российского федерализма в российской юридической науке и литературе даёт основание говорить о переходной стадии развития российского федерализма.
Основная цель изменения федеративных отношений по Конституции РФ 1993 года – создание модели кооперативного федерализма. Но на данный момент для России характерен этап становления кооперативного федерализма, поскольку действующая Конституция РФ подтвердила выбор именно этой модели государственного устройства. Причем попытка coединения элементов кооперации и уравнивания статуса субъектов Федерации открыла новые возможности партнерства и вывела их на более высокий уровень правовой справедливости.
Таким образом, сравнение особенностей и характерных черт конституционно-правовой модели современного российского федерализма с общими чертами теорий федерализма и их типов свидетельствует о переходном характере российской модели федерализма, в которой заметны сочетание централизации и децентрализации, с преобладанием централистских начал на современном этапе, а так же сочетание кооперативных и дуалистических отношений. Стоит отметить так же, что попытка найти компромисс между ассиметрией и принципом равноправия субъектов, между территориальными и национальными принципами структурирования Федерации говорит о неустойчивости выбранной формулы федерализма в России. Однако неустойчивый, переходный характер российского федерализма имеет тенденцию движения в сторону повышения эффективности и демократизации. И именно устранение противоречий, вызванных как объективными причинами временного характера, так и искусственно созданными барьерами, в немалой степени обусловило снятие препятствий для движения в этом направлении.
4. Российский федерализм: основные направления и закономерности развития
Со времени принятия Конституции РФ в 1993 году можно выделить три периода в развитии федерализма:
1. 1993–1996 годы;
2. 1996–2000 годы;
3. 2000год – настоящее время
Первый период постконституционного развития характеризовался параллельно развивающимися процессами правовой дезинтеграции и децентрализации власти, а также принятием ряда федеральных законов, разграничивающих предметы ведения и полномочия на централизованной основе.
Второй период характеризуется зарождением определённых процессов унификации законодательства и восстановления единого пространства России, повышения роли федерального закона и решений Конституционного Суда РФ, как факторов, которые побуждают субъекты РФ приводить их законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Не останавливаясь подробно на первых двух этапах, стоит подробнее остановиться на характеристике этапа современного, что и составляет основную цель данной курсовой работы.
Третий период (также называемый в юридической литературе новейшим) характеризуется продолжением процесса легитимизации федеративных отношений и проведением федеральными властями централистской политики в отношении властных полномочий и правотворчества субъектов РФ.
Первоочередными целями развития России в начале XXI века были выдвинуты создание эффективного, стабильного демократического государства; возвращение России статуса сильной державы, которая обладает авторитетом власти государства внутри страны и способной повлиять на политику других государств. Одним из действенных способов для достижения поставленных целей стоит отметить разумную организацию федеративного устройства России.