Итак, государство — гарант основных прав и свобод лишь отправляется в данном случае от основных положений общепризнанных принципов и норм международного права, однако законодательно (конституционно) развивает и в ряде случаев конкретизирует их. Ограничителем здесь служит, как нам представляется, принципиальное соответствие, непротиворечивость по существу. Вместе с тем, все это определенным образом характеризует положение и роль государства как гаранта во взаимодействии с системой международно-правовых гарантий основных прав и свобод.
Государство выступает основным и главным гарантом осуществления такого сущностного свойства прав и свобод, как их способность определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Соответствующий этому сущностному свойству прав и свобод правовой принцип едва ли может быть причислен к общепризнанным в современном международном праве, хотя общий смысл и содержательная направленность принципа, безусловно, коренятся в нем.
Между тем вопрос этот первостепенен. Ведь общепризнанные права человека и основные свободы, обладающие огромным потенциалом демократического, гуманистического, всечеловеческого созидания, с необходимостью требуют для своего последовательного и полного воплощения участия государства, его понимания, согласия и одобрения этих прав и свобод, его конституционно-законодательного закрепления, организационного претворения, судебной защиты и т.д. Не международное право формирует сущностносодержательное государство с его законодательством, органами и др. Современное международное право способно и даже обязано оказывать в присущих ему формах и процедурах влияние на зарождение, развитие, активизацию демократических процессов во всех странах мира. Общепризнанные права человека и основные свободы — главное, наиболее действенное средство такого воздействия.
Сущностно-содержательное государство формирует общество, но демократическое государство — орган общества, его официальный представитель.
Посредством государства общество «вживляет» (если они не сформировались в системе общественных отношений естественноисторическим путем, как это имело место в передовых западноевропейских и североамериканских странах) права человека и основные свободы в общественную ткань, в систему многообразных общественных отношений, предотвращает процессы «отторжения» и пр.
Права и свободы, будучи сами по себе системами определенных общественных отношений и занимая одно из значимых мест в общей в масштабах всего общества системе общественных отношений, определяющим образом воздействуют на смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Но все это определяющее воздействие прав человека и основных свобод на содержание государства, его законодательной и иной деятельности невозможно без самого государства как, повторяем, органа общества. Именно в таком качестве государство в данном случае выступает и как гарант прав и свобод.
Самостоятельный аспект гарантирования государством основных прав и свобод составляют те из них, которые непосредственно обусловлены правовым статусом таких структурных подразделений общества, как социальные общности. Всеобщая декларация прав человека в числе таких общностей называет прямо семью, характеризуя ее как естественную основную ячейку общества, имеющую право на защиту со стороны общества и государства (часть 3 ст. 16). С семьей непосредственно связано право достигших совершеннолетия мужчин и женщин вступать в брак при свободном и полном согласии обеих вступивших в брак сторон и основывать семью без всяких ограничений по признаку рас, национальности или религии (ч. 21 и 2 ст. 16)'. Указанные положения Всеобщей декларации были конкретизированы и развиты в ряде международно-правовых актов универсального уровня: Конвенции и Рекомендации о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Декларации и Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин 2. Более обстоятельно правовой статус семьи и связанные с этим права человека регламентированы в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).Основные права и свободы связаны с существованием и жизнедеятельностью такой масштабной социальной общности людей, как народ. Полагаем, что к народу, а следовательно и к обществу в целом, применимы все права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку граждане, люди в своей цельности и системном единстве представляют в правовом выражении самую «плоть» народа, «плоть» общества, имея в виду под «плотью» в данном случае многообразие общественных отношений, связей, взаимодействий и взаимозависимостей и т.д. Вместе с тем, правомерно выделить и значительно более узкий круг отношений, соответственно и прав, которые в наиболее обобщенном виде выражают самую суть этой наиболее масштабной социальной общности людей.
Не определяя правовой статус народа в целом, Всеобщая декларация прав человека охарактеризовала существеннейшее его свойство — быть носителем суверенитета и единственным источником власти — через такие права человека, как право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей и право равного доступа к государственной службе в своей стране (ч. 1 и 2 ст. 21). «Воля народа, — говорится во Всеобщей декларации, должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования»7.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет уже такое основополагающее право каждого народа, как право на самоопределение, в силу которого народ свободно устанавливает свой политический статус и свободно обеспечивает свое экономическое, социальное и культурное развитие (ч. 1 ст. 1). К правам народа Пакт относит также возможность свободно распоряжаться для достижения своих целей своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования (ч. 2 ст. I)8.
Указанные основные права народа нашли адекватное выражение и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 1). Свое дальнейшее развитие и конкретизацию основные права народа получили в таких международно-правовых актах, как «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам», Резолюция 1803 (XVII) Национальной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами», Резолюция 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о праве народов на мир», Резолюция 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о праве на развитие» и др.1. Непосредственная связь прав народа, отдельных его частей с правами человека подтверждается общепризнанными нормами международного права, например, в «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» (Резолюция 47/135 Генеральной Ассамблеи ООН).
Государственное гарантирование основных прав человека и гражданина, непосредственно обусловленных их принадлежностью к социальным общностям — семья, народ, нация, народность и др. имеет свои особенности. Помимо закрепления общепризнанных и, следовательно, обязательных для него прав этих социальных общностей и прав, обусловленных принадлежностью к этим общностям прав человека в Конституции и законодательстве, государство должно гарантировать осуществление и тех и других прав в их полноте и взаимосвязанности.
Полнота как критерий состояния государственного гарантирования необходима, поскольку лишь достаточно полный правовой статус социальной общности в состоянии обеспечить необходимую полноту правового положения каждого человека, принадлежащего к этой общности. С другой же стороны, лишь полноценный правовой статус каждого члена социальной общности способен обеспечить полноту соответствующего статуса социальной общности. Каждый из этих статусов (социальной общности людей и отдельной личности), вполне самостоятельный в правовом своем значении и к тому же включающий в себя каждый статус в отдельности, права совершенно различного типа, с различными субъектами не могут существовать друг без друга. Обуславливая друг друга, они и взаимно гарантируют один другого. Система государственного гарантирования в данном случае двухплановая. Гарантируя осуществление неотъемлемых прав социальных общностей, она гарантирует одновременно осуществление прав принадлежащих к этой общности лиц и наоборот.