Смекни!
smekni.com

Основные черты и особенности послевоенных конституций развитых зарубежных стран (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

по курсу «История государства и права зарубежных стран»

по теме: «Основные черты и особенности послевоенных конституций развитых зарубежных стран»

1. ПОСЛЕВОЕННЫЕ КОНСТИТУЦИИ РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Ю. Корея, ЮАР, Филиппины). Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время действующим ныне конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты.

1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета.

В ст. 1 Конституции Итальянской республики сказано: «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах Конституции». В статье 1 Конституции Испании 1978 года сказано: «1. Испания – социальное, правовое и демократическое государство... 2. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства».

2. Все конституции в той либо иной форме закрепляют институты частной собственности.

3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей.

В некоторых конституциях (итальянская, французская, западногерманская) концепция разделения властей не выражена семантически точно, она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (датская, японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Так в японской конституции содержатся такие предписания по этому предмету: «Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства» (ст. 41); «Исполнительная власть осуществляется Кабинетом» (ст. 65); «Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду...» (ст. 76). В датской конституции концепция властей сформулирована в одной статье: «Законодательная власть принадлежит Королю и Фолькетингу совместно. Исполнительная власть принадлежит Королю, судебная власть – судам» (Глава 1, §3).

4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства – республику или монархию.

Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными, но они всегда имеются в тексте основного закона. Так, в конституции Нидерландов говорится о «территории Королевства Нидерландов» (Глава 1, ст. 1). Форма правления Японии не определена в тексте основного закона, но поскольку главой государства является наследственный император, власть которого ограничена в сфере законодательной и исполнительной, естественно предположить, что Япония – парламентарная монархия. Аналогичное положение о форме правления содержится в Конституции Швеции 1974 года: «В государстве главой государства является Король». В Конституции Испании 1978 года о форме правления сказано прямо: «Политической формой испанского государства является парламентарная монархия».

5. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства – унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония).

В этом случае как бы предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической организации территории страны. Но и в федеративных государствах далеко не всегда встречается сам термин «федерация» или его производные. В ряде случаев конституция пользуется синонимами. Конституции Канады и Швейцарии говорят также о Союзе, но в официальных документах и публикациях они иногда именуются конфедерациями. Прямое упоминание о федерации содержится в конституциях ФРГ, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики.

6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных.

Обычно в самом тексте основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с точки зрения технико-юридической разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей. В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и свободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 года.

7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство, парламент и в некоторых странах высший орган конституционного надзора. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство.

Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны. Конституции эпохи свободной конкуренции были, по меткому выражению Наполеона, «краткими и туманными». Наиболее типичным примером является конституция Соединенных Штатов Америки, содержащая в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами. Подобная лапидарность основного закона давала возможность управлять более «свободно», дополняя, видоизменяя и переиначивая конституционные предписания с помощью обычных законов, нормативных актов исполнительной власти, толкований. Именно в ходе такого нормотворчества в США была создана «живая конституция», существеннейшим образом отличающаяся от официального конституционного текста. Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более конкретны и детальны.

В первую очередь, в послевоенных конституциях более конкретно прописываются права и свободы личности. Более четко в послевоенных конституциях получили свое отображение социально-экономические права и свободы.

На «ассортимент» прав и свобод здесь также оказала влияние научно-техническая революция. Например, повсеместное развитие современных средств коммуникации ставит вопрос о подслушивании телефонных разговоров подобно тому, как когда-то была поставлена и решена проблема тайны переписки. Прогресс медицинской науки также «высвечивает» некоторые правовые вопросы. Факт юридического установления момента смерти человека влияет на возможность трасплантации его органов другому человеку; появилась практическая возможность менять свой пол и в связи с этим должно появиться соответствующее право; в настоящее время в зарубежных странах широко обсуждается и не везде одинаково в правовом смысле решается проблема преждевременного прерывания беременности; в послевоенные годы в конституционном законодательстве закрепляется право на жизнь; однако в 80-90-е годы стала широко дискутироваться и проблема добровольного ухода из жизни – право на смерть (эвтаназия). Это право получает законодательное закрепление (например, в США).

Многие послевоенные конституции (Франция, Италия и, особенно, Япония) декларируют миролюбивый, временами даже пацифистский внешнеполитический курс. Миролюбивый характер конституций характеризуется еще и тем, что в ряде них основные принципы международного права признаются в качестве основополагающих для проведения политики на международной арене (Португалия, Греция).

Круг проблем, связанных с международными отношениями, в послевоенных конституциях расширился и к настоящему времени в большинстве зарубежных конституций регулируются важнейшие проблемы, связанные с международными отношениями. К таковым относятся:

1) принципы внешнеполитической деятельности данного государства;

2) регулирование вопросов, связанных с объявлением войны и заключением мира;

3) соотношение международно-правовых и внутригосударственных норм;

4) рассмотрение полномочий органов государства по заключению и ратификации международных договоров и соглашений;

5) положения, определяющие сотрудничество в области защиты прав человека, – гражданство, права и свободы человека, вопросы экстрадиции и права убежища.

В послевоенных конституциях, по сравнению с ранее принятыми, можно отследить изменения, связанные с функционированием различных ветвей власти, системы «сдержек и противовесов». В целом эти изменения можно свести к трем основным моментам:

1) упрочение исполнительной власти, укрепление положения этой власти;

2) эволюция парламентской структуры;

3) развитие института конституционного контроля.

В послевоенных конституциях четко сформулирован один из важнейших принципов парламентского режима – принцип ответственности правительства перед парламентом. В конституциях «второго поколения» мы находим подробные положения о порядке формирования правительства, о необходимости получения им доверия со стороны парламента, т. е. в них регламентируются вопросы, которые в актах первого периода практически вообще не затрагивались. Одновременно в этот же период в конституциях появляются нормы, цель которых – обеспечить устойчивость правительства, повысить степень его независимости от парламента. Именно в данный период был введен в научный оборот термин «рационализированный парламентаризм» Данный термин закрепился в зарубежной конституционно-правовой литературе, а соответствующие меры по обеспечению стабильности правительства получили развитие в конституционном материале, особенно после Второй мировой войны.