26 сентября 2007 года Международное агентство "TransparencyInternational"[1] в очередной раз проинформировала международную общественность о состоянии и уровне развития коррупции в мире. Статистика, отраженная в цифрах, на сегодня, более чем печальная. По данным Индекса Восприятия коррупции (далее - ИВК) разрыв в восприятии уровней коррупции в богатых и бедных странах по-прежнему огромен. [2] "Несмотря на определенный прогресс, коррупция по-прежнему остается бездонной дырой, в которой исчезают ресурсы, жизненно необходимые для сфер образования, здравоохранения и развития инфраструктуры", - заявила Угетт Лабелль, Председатель Правления TransparencyInternational (далее Трансперенси Интернэшнл).
Около 40% стран, в результате проведенной оценки восприятия коррупции, набрали менее 3 баллов по шкале ИВК. Так, Сомали и Мьянма делят последнюю позицию в рейтинге, набрав всего лишь по 1.4 балла, В 2007 г. был отмечен значительный рост показателей в некоторых странах Африки. Это свидетельство того, что в этих странах коррупция воспринимается как чрезвычайно острая и нерешенная проблема. Что касается более богатых и состоятельных стран и территорий, то более высокие баллы, в основном сосредоточенны в станах и территориях Европы, Восточной Азии и Северной Америки. И это, в первую очередь несомненный показатель относительного благополучия, обеспеченное общей стабильностью политической ситуации, эффективными механизмами разрешения конфликтов интересов, наличием положений о свободе доступа к информации и отсутствием препятствий для гражданского общества по осуществлению надзора над деятельностью государственных институтов.
Тем не менее, коррумпированность высокопоставленных государственных служащих в бедных странах имеет и международное измерение, иными словами, она связана и со странами, занимающими высшие строки "Индекса". Коррупционные деньги зачастую поступают от многонациональных компаний, базирующихся в богатейших государствах мира. Положению, при котором такие компании могут рассматривать взяточничество в качестве законной стратегии ведения дел на зарубежных рынках, должен быть положен конец. Кроме того, мировые финансовые центры играют ключевую роль в том, что коррумпированные чиновники располагают возможностями по переводу, сокрытию и инвестированию своих богатств, нажитых незаконным путем. Так, например, оффшорное финансирование сыграло основную роль в выводе многомиллионных сумм из таких стран, как Нигерия и Филиппины, способствуя злоупотреблениям со стороны коррумпированных руководителей этих государств и обнищанию их подданных.
В середине 2007 года Международным институтом развития менеджмента город Лозанна, Швейцария[3] было проведено независимое исследование на тему "С чем у вас ассоциируется коррупция в системе органов государственной власти?", в рамках единой программы "ИВК 2007" организованной TransparencyInternational. Опросы проводились одновременно в нескольких странах Европейского Союза. Данные полученные в итоге опроса респондентов были положены в окончательный итоговый рейтинг ИВК в 2007 году.
Как правильно было замечено, в ходе опроса большинство респондентов, соотносили словосочетание "коррупция в государственных органах", как действия чиновников обладающих повышенной степенью опасности, подпадающих под определение "преступление", предусматривающего уголовную ответственность. Принимая участие в коррупционной деятельности, чиновники государственного аппарата, как правило, очень грамотно используют свои административные ресурсы в сочетании с применением мощного интеллектуального потенциала, новейших информационных средств и технологий, что само по себе представляет сложнейшую систему, когда привлечь замеченного в коррупции чиновника к ответственности, очень не простая задача.
Одновременно, создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.
В журнале Российского права, доктор юридических наук Хабибулин А.Г. так выделяет наибольшую общественную опасность коррупцию. Коррупция, по его мнению, является: - " одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества". [4]
В рамках представленного исследовательского проекта, мною было проведен независимый социальный опрос респондентов, по двум самостоятельным направлениям, каждый из которых хоть и локально, но отразил мнение россиян в следующих социологических опросах:
опрос № 1 - "Законодательные акты, которые содержат недостатки и могут провоцировать коррупцию в государственном аппарате РФ, субъекта РФ и в органах местного самоуправления?" (диаграмма №1);
опрос № 2 - "Почему чиновники в Российской Федерации берут или вынуждены брать взятки?" (диаграмма №2).
В ходе опроса были использованы принципы социальной и профессиональной (ведомственной) стратификации, которые позволили наиболее четко определить взгляды и мнение людей, на проблему коррупции в системе государственных органов Российской Федерации. По каждой анкете в отдельности было опрошено пятьдесят респондентов. Из которых: 15 - студенты вуза и учащиеся колледжа и техникума; 10 - преподаватели вуза; 5 - пенсионеры; 3 - работники госучреждений и муниципальных органов; 1 - депутат городской думы; 4 - предприниматели; 5 - подростки (в возрасте от 14 - 18); 7 - люди среднего и более старшего возраста.
Первый этап работы включает в себя проведение научного исследования по трем первым главам, представленных в заявке, на конкурс "Исследовательские проекты молодых ученых".
В первой главе "Исторические корни феномена коррупции в свете криминологических и виктимологических учений о её возникновении, предпосылках становления основ антикоррупционной политики" рассматриваются следующие параграфы:
История зарождения коррупции в странах древнего мира. Исторические корни виктимологии и уголовно-правовой характеристики этих явлений;
Причины и истоки коррупции в свете новых и старых учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти.
Вторая глава "Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции, отводиться понятию коррупционной политики, как средству укрепления стабильности и мирового порядка в xxi веке". В ней рассматриваются следующие параграфы:
Понятие коррупции и антикоррупционной политики в России, и за рубежом;
Элементы и детерминанты механизма коррупции в высших органах государственной власти Российской Федерации;
Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты как основа укрепления стабильности действия антикоррупционной политики и антикоррупционного законодательства.
В третьей главе "Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты - основы построения в Российской Федерации антикоррупционного противодействия криминальным элементам коррупции в системе высших государственных органов. Уголовно-правовая характеристика ответственности" автор предполагает раскрыть следующие параграфы:
Криминологическая и уголовно-правовая характеристика антикоррупционной политики в Российской Федерации;
Криминологическая и уголовно - правовая характеристика антикоррупционного законодательства России;
Система противодействия коррупции в высших органах государственной власти на основе изученных криминологических, виктимологических и уголовно-правовых характеристик антикоррупционной политики.
Коррупция, как феномен, знаком людям еще с древних времен. Это не одно из самых старых, но и относительно уже не молодое явление социальной действительности. Вот уже порядка семи веков, история учит, что за время цивилизации человечество довольно успешно борется с этим злом. Но, и в начале третьего тысячелетия, нам - людям, пока не удалось искоренить коррупцию, в полном смысле этого слова. Наиболее полное упоминание о коррупции найдено в 13 веке до нашей эры в Сирии, где был замешан высший чин правоохранительных органов. [5] И если принять во внимание тот факт, что административная и политическая коррупция уже существовала несколько веков назад, и она существует сегодня, то мы можем с уверенностью утверждать, что имеем дело, с самыми большими видами и типами коррупции.
Высокий уровень конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина практически в любом государстве, как в прочем и установление последовательных демократических механизмов - гласности и прозрачности, на сегодня, способствуют снижению административной коррупции в мире. Это можно видеть из ежегодных отчетов, по объективным показателям проявления административной коррупции, представленных TransparencyInternational по развитым странам и регионам. К сожалению, второй тип коррупции, а именно политическая, поддается искоренению гораздо труднее. Если в развивающихся странах политическая и административная коррупция сосуществуют примерно в одинаковых пропорциях, то в развитых странах превалирует именно политическая коррупция.