Из указанных выше научных положений исходила и современная политико-правовая мысль при рассмотрении вопросов, связанных с типологией государств.
Говоря о типологии государств, следует отметить что она содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критериев - типу государства. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.
В этой связи типологию государств можно рассматривать как определенную группировку по различным типам.
Марксистская типология основана на общественно-экономической формации, под которой понимают исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Последний выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, тип государства характеризуется экономическим базисом, который защищает данное государство и интересам какого господствующего класса оно служит.
Несмотря на множество определений типа государства, содержащихся в научной и учебной литературе предлагается следующая дефиниция данного определения. Исторический тип государства есть совокупность классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, исторический тип государства всегда связан с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.
Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях ученых, стоящих на марксистско-ленинских позициях
Марксистское учение о социалистическом государстве и праве в отличие от других учений и доктрин практически не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты государства и права.
Однако, независимо от оценок и подходов к изучению марксистского учения о социалистическом государстве и праве, основные его постулаты и исходные положена я остаются следующими.
1. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. В работах классиков марксизма-ленинизма обстоятельно разработана теория социалистической революции – ее цели, формы осуществления, основные направления, методы. Еще в ранних произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса развивались, например, идеи о необходимости соблюдения последовательности и непрерывности социалистической революции.
2. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата
3е. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.
4. В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько этапов или ступеней эволюционного изменения
Возобладала и получила достаточно широкое распространение, а затем и официально закрепилась в СССР точка зрения, согласно которой вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии: этап существования государства диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, этап развития общенародного государства
5. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика.
Развитое социалистическое общество объявлялось "закономерным этапом" на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и право, согласно марксистским теоретическим разработкам, считались важными вехами на пути отмирания государства и права.
Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной. Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, предоставляя их гражданам теоретически, государственная власть действовала совершенно по-иному, практически. Политические репрессии конца 30-х гг., ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии в этот период социалистической государственно-правовой теории и практики.
Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически находились в руках правящих кругов; государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.
Термин тоталитаризм (введённый Б. Муссолини) происходит от латинского totalis – полный. Первоначально этот режим действительно понимали как полную противоположность демократическому, а авторитарный располагали между ними, ближе к тоталитарному. Одним словом, различия между тоталитарным и авторитарным режимами понимались чисто количественными, как степень не демократичности режима.
В пятидесятых годах на основе анализа тоталитарных режимов в Советском Союзе, фашистской Италии и национал социалистической Германии была создана теория тоталитаризма. К. Фридрих и З. Бржезинский сформулировали основные признаки тоталитаризма как режима и общественного строя: 1) господство одной массовой партии во главе с харизматическим лидером, ядро которой безраздельно предано идеологии; 2) унитарная идеология; 3) монополия массовой информации; 3) террористический полицейский контроль общества, в том числе и особенно партии, включая массовые репрессии; 4) Контроль государства над всеми эффективными средствами вооружённой борьбы; 5) централизованный контроль экономики и общественных организаций.
В последствии этот набор характеристик стал основой теории тоталитаризма. В него вносились изменения, и в первую очередь связанные с невнятным пунктом о средствах вооружённой борьбы.
Авторитарный государственный режим характеризовался, следующим набором признаков: 1) основанный на принуждении отношениями государства и личности, стремлением использовать только силу в разрешении конфликтов; 2) отсутствие тотального контроля над обществом со стороны государства, государство не пытается контролировать мысли людей; 3) возможность существования оппозиции, и одновременным стремлением власти исключить её из процедуры принятия решений; 4) отсутствием тоталитарной идеологии у элиты, которая характеризуется относительной закрытостью, разопщённость этой элиты наличие в ней различных группировок, борющихся за власть (скорее за сферы влияния); 5) отсутствие у режима поддержки масс (имеются в виду политически не грамотные слои населения, курсив мой С.А); 6) Подавлением основных гражданских прав.
Власть в авторитарном государстве относительно слабо связана с обществом, и, несмотря на стремление к расширению, не способна подчинить общество всеобъемлющему контролю.
Авторитарное государство – это политическая система, «в условиях которой лидер или указанная группа осуществляет власть в нечётко определённых, но вполне предсказуемых границах».
Таким образом, пришло понимание тоталитарного режима как качественно отличающегося от авторитарного, хотя как уже отмечалось есть и схожие моменты и существуют переходные режимы, которые нельзя чётко отнести ни к авторитарному ни к тоталитарному.
Таким образом, тоталитарным является государство, абсолютная власть в котором принадлежит группе людей (тоталитарной элите), объединённой тоталитарной идеологией. Тоталитаризм – всегда идеократия. Эту группу людей, обладающую властью и организованную в иерархическую структуру можно назвать партией.