В Псковской Судной Грамоте в отличие от Русской Правды значительно расширены возможности по реализации завещателем своей воли. Любой член; семьи мог составить завещание («у кого умрет жена без рукописания, а после нее останется недвижимое имущество, то ее мужу пожизненно пользоваться этим имуществом»). Но, несмотря на свободу воли при распоряжении имуществом, наследование по завещанию еще стоит в тесной близости к наследованию по закону, так как воля завещателя по-прежнему склоняется следовать указаниям порядка законного наследования. Вместе с рукописаниями допускалось словесное совершение завещаний, в виде предсмертного дара, который проходил в присутствии священника или сторонних лиц, завещатель передавал лично наследнику отказываемую вещь или акты на вотчину.
Наследниками по закону являлись: отец, мать, сын, брат, сестра или кто «ближнего племени», под которыми, вероятно, надо понимать племянников[5]
Сыновья наследовали лишь те, которые остались в доме, а не вышли в особое хозяйство при жизни отца и матери. Способ наследования сыновей как и в Русской Правде, так и в Псковской Судной Грамоте остается тот же, то есть равное участие в правах для братьев, только с разницей в том, что последнее законодательство устанавливает, что управление принадлежит старшему брату, который платит долги отца из общего имущества, а не из своей доли.
Младшие не должны присваивать себе общее имущество в частное обладание во вред старшему брату.
Дальнейшее развитие наследственного права приходится на период сословно-представительной монархии и законодательно закреплено в Судебниках 1497, 1550, 1649 годов. Положения о наследовании содержащиеся в Судебниках указывали на то, что не всякая духовная грамота, является завещанием. Одни духовные грамоты содержали только советы и приказы морального характера и никаких частноправовых распоряжений; другие заключали в себе лишь запись о какой-то сделке.
В статье 60 Судебника 1497 г. и в ст. 92 Судебника 1550 г. был определен порядок наследования при отсутствии завещания, сохранен характерный для феодальной собственности принцип, согласно которому сыновья при наследовании исключают дочерей[6]. Некоторые статьи Судебника 1649 г. содержит аналогичное правило с некоторыми дополнениями[7]. Несколько расширен список возможных наследников в ст. 4 Судебника 1649 г., которая регулирует право наследования родовых и выслуженных вотчин.
Наследниками вотчин после дочерей становятся их дети и внуки, а бездетныевдовы исключались из числа наследников. Они получали 1/4 имущества мужа и им возвращалось их приданое.
Этот период времени интересен тем, что право тогда допускало составление завещания от имени нескольких лиц, что совершенно неприемлемо для римского тестамента, но было близко к древнему «ряду»[8].
Перестроить институт наследственного права пытался Петр I, им был издан указ «О наследовании имений» 1714 г. Объединив единым термином «недвижимость» вотчины и поместья, указом был установлен переход всего имущества к одному сыну в порядке единонаследия. Различалось наследование по закону и по завещанию. Воля наследодателя была существенно ограничена при завещании недвижимого имущества. Он имел право завещать недвижимое имущество только одному из сыновей по выбору, остальные дети получали часть движимого имущества. При отсутствии сыновей недвижимое имущество завещалось одной из дочерей, но с условием, что муж замужней наследницы должен принять фамилию наследодателя для сохранения фамилии. При наследовании по закону действовал майоратный порядок, по которому недвижимое имущество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Установив такой порядок наследования, законодатель объяснил тем, что с крупного поместья легче собирать налоги; дробление недвижимого имущества вело к объединению рода имущества, должны служить и приносить пользу государству. Таким образом, наследование по завещанию, успевшее значительно развиться, возвратилось к исходному пункту — свобода завещателя состояла только в выборе члена семьи; завещание в пользу посторонних лиц не допускалось[9].
Проведение этого Указа в жизнь встретило сопротивление со стороны дворянства, которое было недовольно предусмотренными в нем значительными ограничениями в праве распоряжения поместьями, и в 1731 г. этот указ о единонаследии был отменен Анной Иоановной. По ее мнению, он затрагивал и стремился изменить самые близкие интересы общества. Теперь при отсутствии завещания имущество переходило к сыновьям, причем дочери получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества, а жена — 1/7 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества.
При Екатерине П. было установлено, что наследодатель имеет право завещать свое родовое недвижимое имущество только наследникам по закону, а благоприобретенное имущество — любым лицам.
Весь этот период, начиная со времен Петра I, делались попытки систематизации законодательства в целом и правил о наследовании в частности. И только 19 января 1833 г. на заседании Государственного Совета был принят Свод Законов, том X которых составляли законы Гражданские[10].
Нормы Свода содержали и наследование по закону, и наеледзвание по завещанию. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года, «имеющими по законам право отчуждать свое имущество»[11].
Право наследования по закону принадлежало лицам, состоящим с владельцем имущества в родстве, за исключением лишенных всех прав состояния и постригшихся в монахи. Наследниками умершего были его дети, а в случаи их смерти до открытия наследства - в порядке представления — внуки, правнуки, то есть по праву представления наследство делилось не по числу лиц, (наследников), а по числу колен.
Свод законов несколько расширил права восходящих родственников.
Имущество детей, умерших бездетными, к их родителям переходило по двум сложившимся системам: по отношению к безвозмездно переданному наследодателю имуществу родители (иные восходящие) имеют право на возврат дара и благоприобретенное имущество в случае отсутствия завещания поступает к родителям в пожизненное владение и пользование[12].
По завещанию: по усмотрению наследодателя допускалось завещать благоприобретенного имущество как движимое, так и недвижимое. Родовое имущество можно было завещать одному из близких или дальних родственников в том случае, если владелец родового имения был бездетным.
С появлением советского государства, которое пыталось уравнять все слои населения и чтоб не появилось паразитической прослойки в обществе, возникает и советское право. «Советское наследственное право - это весьма полно разработанный институт, имеющий в своей основе лучшие традиции римского права».
К. Маркс характеризовал законы о наследовании как юридический вывод из существующей экономической организации общества. Наследственное право «... оставляет за наследником то право, которым покойный обладал при жизни, а именно право при помощи своей собственности присваивать продукты чужого труда»[13]. Советскому гражданскому праву было чуждо наследственное право, ибо социалистическое правосознание не уживалось с правосознанием о безвозмездном переходе имущества после смерти лица к его потомкам. Так, Декретом ВЦИК «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г[14]. было отменено наследование капиталистической собственности и заложены основы наследования трудовой собственности. Этот декрет резко ограничил возможность перехода имущества по наследству и свел функции наследования к социально - обеспеченным. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР. Однако нуждавшиеся и нетрудоспособные родственники умершего могли получить имущество умершего впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении, а имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., переходило пережившему супругу или ближайшим родственникам независимо от трудоспособности и нуждаемости.
Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» и постановление Народного комиссариата РСФСР от 21 мая 1919 г[15]. по сути «уничтожили наследование частной собственности и заложили основы для дальнейшего развития наследственного права личной собственности, качественно отличного от прежнего права наследования»[16].
Восстановление института наследование по завещанию было признано декретом ВЦИК РСФСР «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР»[17] от 22 мая 1922 г. и получил дальнейшее развитие в Гражданском Кодексе 1922 г. Кодекс, устанавливал одновременное призвание к принятию» наследства всех наследников, но и устанавливал предельный размер стоимости наследуемого имущества (10 тыс. руб.), узкий круг наследников (супруг, нисходящие родственники и лица, находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении). Издание ГК РСФСР было вызвано введением новой экономической политики и связанным с ней расширением имущественного оборота в стране.
Наследование в условиях социализма служило укреплению личной собственности граждан как одного из средств удовлетворения их материальных и культурных потребностей, материального обеспечения семьи.