В связи с упрочнением социалистических отношений и повышением жизненного уровня Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г., было отменено ограничение стоимости имущества, переходившего по наследству, расширился круг наследников, как по закону, так и по завещанию[18].
Первое Конституционное закрепление советское наследственное право получило в ст. 10 Конституции СССР 1936 г., в которой говорилось, что наследование личной собственности охраняется законом. Немаловажную роль в истории развития наследственного права сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г[19]. «О наследовании по закону и по завещанию». Указ расширил круг наследников по закону и свободу завещания. Это было связано с массовой гибелью людей во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Круг наследников по закону подразделялся на три очереди: дети, в том числе усыновленные, супруг, нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного;
• трудоспособные родители; братья и естры следодателя. Наследство делилось между наследниками соответствующей очереди на равные доли. При отсутствии наследников по закону, можно было завещать имущество любым лицам, этим самым как бы расширилась свобода завещания. Но если у завещателя были несоверщеннолетние дети или другие нетрудоспособные наследники он не мог их лишить доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону Дальнейшие развитие наследственного права нашло свое отражение в принятии Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г. Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик. Законодатель внес ряд изменений в части определения круга наследников по закону и еще более расширил свободу завещания. В соответствии с основами и в их развитие союзные республики в 1963-1964 годах утвердили на Сессиях Верховных Советов республик Гражданские кодексы, включившие раздел «Наследственное право». В Российской Федерации Гражданский кодекс РСФСР был утвержден 11 июня 1964 г. и введен в действие с 1 октября 1964 г.
В этот период институт наследственного права, исходил из существовавшей в то время экономической системы, в которой преобладала государственная собственность.
С началом экономических преобразований в 1990-е гг. и переходом к рыночной экономике появились новые формы собственности и различные организационно-правовые виды юридических лиц, которые не могли не отразиться на сфере правового регулирования в целом и наследственного права в частности. Нормы наследственного права, сформировавшиеся в период советской власти, не отражали уже современные реалии экономической жизни страны: расширение института частной собственности, числа участников гражданских правоотношений, большое внимание уделяется к загците имущественных и личных неимущественных прав граждан.
В этот период получило конституционное закрепление право наследования имущества, составляющего частную собственность гражданина в п. 4 ст. 35 Конституции РФ, которым право наследования имущества гарантируется.
Конституционный Суд РФ, в одном из своих определений, так охарактеризовал приоритетную задачу Российского государства на современном этапе развития: «государство, объявившее своей целью создание рыночной экономики, основанной на приоритете частного предпринимательства и частной собственности, должно обеспечить в числе прочего и такую регламентацию права наследования, которая способствовала бы укреплению и наибольшему развитию частной собственности, исключала бы ее необоснованный переход к государству»[20].
В совершенствовании законодательства и приведения норм права в соответствии с требованиями нового времени на протяжении нескольких лет велись обсуждения по вопросу, каким быть наследственному праву в новых условиях. Так, 19 июня 2001 г. Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы РФ были внесены проект части третьей ГК РФ включавший раздел V «Наследственное право» и Закон «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ». 1 ноября 2001 г. был принят законопроект Государственной Думой, 14 ноября был одобрен Советом Федерации, а 26 ноября - подписан Президентам РФ. 1 марта 2002 г. вступила в действие третья часть ГК РФ[21].
Полагаем, что новые положения ГК, регулирующие наследственные отношения, призваны привести их в соответствие с действующей правовой системой и, в частности, обеспечить конституционное положения о гарантированности права наследования. Они исходит из таких принципов регулирования наследственных отношений как: универсальность наследственного правопреемства. Это означает, что наследник вступает на место наследодателя не только в его правах, но и в его обязанностях (ч. 1 ст. 1112 ГК РФ);
свобода завещания, воплощающая применительно к наследственному законодательств общегражданский принцип диспозитивности правового регулирования;
предоставление наследникам права выбора - принять наследство либо отказаться от его принятия, а также ряд других принципов.
Основанием приобретения права собственности при наследовании имущества является его принятие. Которое осуществляется при наличии следующих обстоятельств. В соответствии со статьей 1111 ГК РФ наследование осуществляется по двум основаниям: наследование по завещанию и наследование по закону.
Выдающийся российский цивилист Д.И. Мейер, отмечая, что деление права наследования на завещательное и законное имеет в науке лишь весьма скромное значение, поясняя, что это деление не проникает во все право наследования, а касается только открытия его в пользу того или другого лица, следовательно, только призыва наследника.... Лицо делается наследником двумя путями — или по завещанию, или по закону, но коль скоро достигает пункта, на котором делается наследником, то идет уже одним путем[22].
Наследование по обоим основаниям «осуществляется на основе и в строгом соответствии с правилами, установленными законом»[23].
Гражданский кодекс РФ, ставя наследование по завещанию на первое место, устанавливает приоритет наследования по завещанию перед наследованием по закону. Тем самым законодатель счел актуальным придать большее значение предоставлению возможности гражданину распорядиться правом частной собственности, принадлежащим ему, на случай своей смерти, изменив структуру раздела о наследовании. По мнению Ю.К. Толстого это положение закона изначально воплощает в наследственном праве основные принципы гражданско-правового регулирования, в первую очередь такие, как принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принцип диспозитивности[24]. Но и такие принципы частного права как: неприкосновенность собственности, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела (ст.1 ГК РФ), находятся в единстве с элементом метода гражданского права, как автономия воли. Право наследовать и завещать имущество входит в содержание правоспособности гражданина (ст. 8 ГК РФ).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п.2 ст. 209 ГК РФ).
По вопросу установленного Гражданским кодексом приоритета наследования по завещанию в науке гражданского права нет единого мнения.
И.Е. Манылов считает: «что положением ГК подчеркивается важность завещательного распоряжения имуществом как основного способа определен его судьбы. Воля собственника имущества, передаваемого по наследству, остается основным решающим фактором в дальнейшем переходе его права»[25].
Другие отмечают, что в этом проявляется принцип свободы завещания и «это очень важно для понимания сущности и принципов правового регулирования».
Выдвигая наследование по завещанию, в центр правового регулирования наследования. Гражданский кодекс РФ рассматривает каждого гражданина как личность, обеспечивая ему, в частности, возможность свободной оценки ситуации, которая может возникнуть в случае его ухода из жизни, с учетом всего комплекса отношений, в которых он находится с окружающими, положения и личных качеств этих окружающих, а также состава принадлежащего ему имущества и особенностей его отдельных частей и т.п.[26]
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 января 1996 г. признал, что конституционная гарантия права наследования (ч.4 ст. 35 Констиуции РФ), а также предусматриваемая в ч. 2 ст. 35 Конституции РФ возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом являются «основой свободы наследования»[27]. При этом он указал, что «право наследования» в том смысле, в каком о нем говорится в Конституции РФ, включает право завещателя распорядиться своим имуществом. В упомянутом постановлении подчеркнуто также, что Конституция РФ воспрещает законодателю лишать завещателей «возможности осуществлять свободное волеизъявление по завещанию». Это конституционное право предполагает существование наследования как социального института, обеспечиваемого правовым государством и регламентируемого гражданским правом.
Наследственное право носит исключительный характер, который выражается в возможности распоряжения своим имуществом на случай смерти.
Новое наследственное законодательство РФ дало легальное определение завещанию. Согласно п.5 ст. 1118 ГК РФ, завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. Ранее понятие завещания трактовалось неоднозначно. ГК
Раскрывая общие положения о наследовании по завещанию, глава 62 ГК РФ, по сути, восприняла основные положения ранее действовавшего законодательства. Сохранен принцип свободы завещания. Он заключается в том, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению завещать любое имущество любым лицам (количество таких лиц не ограничено), любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства наследников по закону, не указывая причин принятия такого решения, включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами ГК о наследовании, отменить или изменить уже совершенное завещание, составить одно или несколько завещаний (ст. 1119 ГК). Свобода завещания проявляется также и в том, что в соответствии со ст. 1120 ГК РФ «завещатель вправе совершить завещание, содержащие распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем». Прежде ГК РСФСР о подобной возможности умалчивал[28].