Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов: устава; своего законодательства; территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ; системы органов публичной власти: однопалатные (за исключением Свердловской области) законодательные (представительные) органы (дума, законодательное собрание и пр.) и главы администраций (губернатор, мэр и т.п.), возглавляющие исполнительную власть. Здесь также образуются уставный суд и мировые судьи. Как и республики в составе РФ, края, области, города федерального значения обладают собственностью, устанавливают свою символику (обычно герб и флаг) и столицу.
В настоящее время в составе РФ находится 1 автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. Еврейская автономная область оказалась единственной автономией такого типа, которая в 1991 году не была преобразована в республику. Вместе с тем она уже не входит в состав Хабаровского края и ее конституционный статус абсолютно идентичен статусу краев и областей. Аналогичное правовое положение имеет Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 года входит в РФ непосредственно и не является частью Магаданской области. Данный закон рассматривался Конституционным Судом РФ и был признан соответствующим Российской Конституции.
Остальные девять автономных округов входят в состав края либо области, и это, как указал в своем постановлении[17] от 14 июня 1997 г. № 12-П Конституционный суд России: … означает такое конституционно - правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ - края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ: "вхождение" предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов РФ обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно - правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. "Вхождение" не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией РФ. Равноправие и самостоятельность автономного округа в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими конституционными гарантиями, тем, что для изменения его статуса в соответствии со статьей 66 (часть 5) Конституции РФ не требуется согласия или предварительного разрешения края, области.
Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов РФ и договором между их органами государственной власти. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономного округа.
Суд, как публичное учреждение, призванное решать уголовные и гражданские дела, существовал во все времена государственного бытия человеческого общества и с полным основанием может считаться непременным атрибутом государства. Но лишь в ходе буржуазно-демократических революций, ознаменовавших начало перехода человечества к таким цивилизованным вершинам как гражданское общество и правовое государство, была выдвинута идея судебной власти, способной стать гарантом естественных прав и свобод личности, преградой своеволию законодателя и исполнительской администрации.
Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствовало о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости. Великие демократические принципы разделения властей и верховенство закона, идея независимой и сильной судебной власти, не только подтверждены всем последующим опытом человечества, но и приобрели особую актуальность, в частности, для российского общества и государства в условиях их реформирования и перехода от тоталитаризма к устоям демократии.
Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.
В Конституции РФ глава 7 посвящена именно «судебной власти». Судебная власть –это по смыслу статей 10 и 11 Конституции РФ разновидность государственной власти, которую осуществляют суды РФ. Только суд вправе осуществлять правосудие (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Присвоение полномочий суда является наиболее опасной формой посягательства на правопорядок, конституционной строй общества. Следовательно, в конституционном смысле понятия «судебная власть» и правосудие» - тождественны, что подтверждается сопоставлением ч. 1 и ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, в первой из которых говорится об осуществлении правосудия в РФ только судом, а во втором – об осуществлении судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Именно в правосудии проявляет себя судебная власть. Главной же функцией суда как самостоятельного и независимого органа государственной власти является правосудие. Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства, исключительно лишь специальными органами государственной власти – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и прочих дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие в РФ строится на конституционных принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства.
Пределы осуществления судебной власти определяются судебной системой РФ, устанавливаемой Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) особо оговаривает, что создание чрезвычайных судов не допускается.[18]
Будучи полноценной ветвью государственной власти, судебная власть обладаем всеми ее основными признаками. Решения, принимаемые в рамках своей компетенции судебными органами, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Наряду с этим судебной власти присущ ряд специфических признаков, отличающих ее от иных властей.
Исходя и конституционного принципа разделения властей в государственном устройстве РФ, суды, как органы публичной власти – самостоятельны и независимы в отправлении правосудия[19]. Важнейшим критерием самостоятельности и независимости судебной власти выступает независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120). Законодательством РФ предусмотрены следующие основные правовые гарантии независимости судей;
- предусмотренная законом процедура осуществления правосудия исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и пр.);
- преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
- несменяемость судьи (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ), т.е. стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи, полученного по его доброй воле;
- прекращение или приостановление полномочий судьи не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом (ч. 2. ст. 121 К РФ);[20]
- право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
- неприкосновенность судьи, который не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2. ст. 122)
- ограждение личности судьи от всяких посягательств, а также неприкосновенность его жилища и служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов;
- непривлечение судьи к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Судья не подлежит административной ответственности и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания.