Под органами внутренних дел в качестве органа дознания прежде всего подразумевается милиция, являющаяся составной частью МВД РФ. Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
В Законе РФ от 18 апреля 1991 г. (в последующих редакциях) "О милиции" прямо предусматривается, что криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются самостоятельными органами дознания (ст. ст. 8 - 9).
Совместным письмом Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 9 сентября 1993 г. N 1/3986 и N 25/15-1-1993 "О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел" обладателями полномочий органа дознания в органах внутренних дел были признаны только начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Прямое упоминание в комментируемой статье собственно органов внутренних дел в числе органов дознания позволяет в настоящее время отнести к субъектам прав и обязанностей органа дознания наряду с начальниками милиции также и руководителей органов внутренних дел различного уровня и их заместителей.
Наряду, с органами внутренних дел к органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, относятся также органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, Служба внешней разведки РФ,Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. (в последующих редакциях) "Об оперативно-розыскной деятельности").
Включение всех перечисленных органов в число органов дознания представляется проблематичным и способным вызвать неоднозначное формирование практики использования некоторыми из них, в частности, федеральными органами государственной охраны и Службой внешней разведки, предоставленных им процессуальных полномочий. Кроме того, отнесение указанных органов к органам дознания только по признаку обладания ими полномочий на проведение ОРМ лишено достаточных оснований, поскольку уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность являются совершенно разными, хотя и тесно взаимосвязанными сферами государственной деятельности.
Ответы на указанные вопросы и соответствующие разъяснения, очевидно, следует искать в подзаконных нормативных актах, если не будут внесены необходимые изменения и дополнения в УПК РФ.
Если в законе в качестве органа дознания указывается не конкретное должностное лицо, а государственный орган, то обычно подразумевается, что в отношениях с иными участниками уголовного процесса соответствующий орган выступает в лице его руководителя.
Подробное перечисление в действующем УПК РФ представителей службы судебных приставов, уполномоченных выступать в качестве органа дознания, дает основания полагать, что их круг определяется законом исчерпывающим образом.
Органы дознания полностью производят расследование в форме дознания, когда по уголовному делу не требуется проведение предварительного следствия. Закон относит производство дознания к компетенции лишь органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы, конкретно определяя перечень подследственных им категорий уголовных дел.
Все органы дознания уполномочены производить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым предварительное следствие законом признано обязательным, с условием безотлагательной передачи уголовного дела после выполнения неотложных следственных действий соответствующему следователю.
Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Работники или служащие органа дознания уполномочиваются производить дознание в связи с решением руководителя органа дознания о назначении их дознавателями.
Запрет на проведение одним и тем же лицом дознания и ОРМ объясняется тем, что возможно негативное влияние полученной оперативно-розыскной информации, не обладающей достаточной достоверностью, на процессуальные решения данного лица по уголовному делу. При необходимости проведения по уголовному делу, находящемуся в производстве дознавателя, ОРМ дознаватель должен обратиться к руководителю органа дознания с предложением поручить проведение необходимой оперативной работы сотрудникам подразделений, осуществляющих ОРД.
Дознание проводится под постоянным контролем руководителя органа дознания, который вправе требовать от дознавателя отчета о проделанной им по уголовному делу работе. Начальник органа дознания оценивает итоги дознания и утверждает обвинительный акт, составляемый дознавателем по окончании дознания (ст. 225 УПК РФ).
Дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью, характерной для следователя, и обязан неукоснительно выполнять все данные ему в письменной форме указания начальника органа дознания и прокурора по уголовному делу, находящемуся в его производстве. Однако он вправе обжаловать эти указания.
1.4 Предварительное расследование
Предварительное расследование - понятие собирательное. Оно охватывает две формы предварительного досудебного производства - дознание, осуществляемое дознавателями, и предварительное следствие, осуществляемое:
1. следователями прокуратуры;
2. следователями органов федеральной службы безопасности;
3. следователями органов внутренних дел Российской Федерации;
4. следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Закон определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Орган дознания (дознаватель) осуществляет свою деятельность в двух формах - путем производства неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК РФ), и посредством полного расследования по делам, не требующим предварительного следствия, т.е. дознания (гл. 32 УПК РФ). Первая из форм дознанием не именуется, а представляет собой специфическую деятельность, предшествующую предварительному следствию.
В первом случае деятельность органа дознания (дознавателя) представляет собой первоначальный этап расследования ("по горячим следам") и имеет целью проведение неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления с последующей передачей уголовного дела прокурору. Срок такой деятельности - 10 дней.
Во втором случае дознание представляет собой упрощенное предварительное расследование. Оно отличается от предварительного следствия:
- по субъекту проведения;
- по срокам (срок дознания - 20 дней, а при продлении прокурором -30 дней);
- по процессуальной форме (дознание может быть окончено путем составления обвинительного акта, а не обвинительного заключения);
- по степени процессуальной самостоятельности (обжалование дознавателем указаний прокурора не приостанавливает их исполнения).
Закон предусматривает проведение дознания по широкому кругу уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. К предметной, т.е. определяемой квалификацией деяния, подследственности органов дознания отнесены статьи УК РФ, которые охватывают множество составов преступлений (о посягательстве на личность, здоровье граждан, общественный порядок, экологию, порядок осуществления правосудия, собственность, экономику, порядок управления и др.). Максимальная мера наказания по уголовным делам, подследственным органам дознания, - пять лет лишения свободы. Особенностью подследственности является то, что дознание ведется только по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц.
Однако неясно, кто будет расследовать уголовные дела о преступлениях, относящихся к предметной подследственности органов дознания, если лицо, совершившее деяние, неизвестно (например, дела о кражах, мошенничестве, грабеже без отягчающих обстоятельств и т.д.). Представляется, что этот вопрос должен быть урегулирован законодателем.
В подследственность органов дознания и дела частного обвинения (ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ). При этом следует иметь в виду, что закон (ч. 1 ст. 318 УПК РФ) устанавливает, что такие уголовные дела возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, по общему правилу не требуют предварительного расследования и непосредственно после возбуждения рассматриваются мировым судьей. Однако надо учесть, что согласно ч. 3 ст. 318 УПК РФ прокурор при определенных обстоятельствах вправе возбудить уголовное дело частного обвинения и направить его для производства предварительного расследования, которое будет осуществляться в форме дознания.
Помимо уголовных дел, непосредственно составляющих подследственность органа дознания, прокурор вправе передать ему для проведения расследования и другие уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести (по общему правилу входящие в подследственность следователей), если по характеру этих дел их расследование не представляется сложным.
Большинство преступлений, подследственных органам дознания, расследуется дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации. Дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - некоторые преступления, связанные с несением пограничной службы, дознавателями службы судебных приставов - некоторые преступления против правосудия, дознавателями таможенных органов - простая контрабанда и уклонение от таможенных платежей, а дознавателями органов Государственной противопожарной службы - криминальные возгорания (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).