2. Правовой нигилизм в современной России
2.1 Понятие правового нигилизма
Одним из факторов, оказывающих негативное воздействие на формирование передового правового сознания, является наличие в обществе проявлений правового нигилизма. Как явление правовой действительности правовой нигилизм укоренился еще в период тоталитарного правления, серьезному же изучению подвергся сравнительно недавно. Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы в соответствии с социальной справедливостью. Он распространился от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов государства. Правовой нигилизм стоит препятствием на пути построения правового государства, потому что речь идет о неверии в право и неуважении к нему.
Что такое нигилизм? Нигилизм - это полное отрицание всего, полный скептицизм. Заметим, что наиболее полное выражение определение нигилизма получило в трудах Ф. Ницше, родоначальника философской теории нигилизма: "Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность... нет цели, нет ответа на вопрос "зачем?"
В настоящее время сосуществуют различные определения нигилизма. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля нигилизмом является "безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать". В малом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона "нигилизм, во-первых, в Средние века ересь, отрицавшая человеческое естество в Иисусе Христе. Во-вторых, в русской литературе со времени Тургенева обозначение крайнего идейного направления 1860-х гг., отрицавшего главные основы современного политического и социального строя".
Большой энциклопедический словарь трактует нигилизм как "отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития".
М. Хайдеггер отмечал три формы европейского нигилизма: во-первых, это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие иерархии ценностей приводит к равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они относительны, а, следовательно, в целом общезначимого смысла в них нет; во-вторых, нигилизм обнаруживается в убеждении, что человеческий мир, социум соткан лишь из "психологических потребностей" и представляет собой сеть пересекающихся интересов. Отсюда представление о том, что в мире, в обществе, в человеке отсутствует какая-либо организация, единый порядок и целостность.
Что касается правового нигилизма, то это разновидность нигилизма, объектом отрицания которого является право. В Большой советской энциклопедии правовой нигилизм определяется как "направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений".
В.А. Туманов определяет правовой нигилизм как "скептическое, негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость". В.И. Гойман считает, что правовой нигилизм - это "сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями, или исполнение (соблюдение) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений". В свою очередь, Н.И. Матузов определяет сущность правового нигилизма как "в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку". А, по мнению В.А. Бачинина, "нигилизм правовой - превратная форма автономии, самодостаточности индивидуальной и общественной воли, направленная против регулятивного действия норм права".
Особого внимания заслуживает взгляд Н. Варламовой, которая отмечает: "Речь может идти по меньшей мере о трех "нигилизмах": легистском, когда господствует негативное отношение к действующему законодательству и распространены навыки незаконного (как вне, так и противозаконного) поведения; социологическом, когда люди полагают реально действующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законов) неправильным и несправедливым; и, наконец, собственно правовом нигилизме, когда свобода и формальное равенство участников социального взаимодействия не воспринимаются массовым сознанием как базовые ценности и основополагающие принципы законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения на их основе". Таким образом, предлагается разделять нигилизм по отношению к действующему законодательству, так называемый легистский и собственно правовой нигилизм.
Правовой нигилизм порождает целый диапазон негативных взглядов: искажение смысла правовых норм, неверное понимание иерархии нормативных актов, произвольность в выборе правовых норм и т.д. Это ведет к формированию негативных правовых мотивов и сужению зоны правомерного поведения.
2.2 Правовой нигилизм в отечественном правосознании
Существующие в российском социуме проблемы и сложности не должны отодвигать решение проблемы правового нигилизма на второй план. Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегической цели проводимой правовой реформы.
Значимой компонентой индивидуального правосознания является уважение к праву, в основе которого лежит осознание социальной ценности и значимости последнего как регулятора общественных отношений, средства их совершенствования и преобразования. Между тем характерной чертой российского правосознания практически всегда являлось не уважительное отношение к праву, а явление ему прямо противоположное - правовой нигилизм. Последний определяется в науке как "психологически отрицательное (негативное) отношение к праву со стороны граждан, должностных лиц, государственных и общественных институтов, а также фактически правонарушающие действия указанных субъектов; данный феномен выступает как элементом сознания (индивидуального, группового, общественного), так и способом, линией поведения индивида либо коллектива".Истоки отчуждения российского общества и личности от права следует искать в далеком прошлом. На протяжении многих веков развития политико-правовой мысли в нашей стране правовое регулирование традиционно считалось наименее совершенным способом регламентации социальных отношений. Парадокс заключается в том, что главным проводником идеи правового нигилизма в российском социуме была "самая разумная, образованная, умственно развитая часть жителей" - интеллигенция. В начале XX века Б.А. Кистяковский писал: "Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло сформироваться прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне".
В России исторически сложилось, что за первые десятилетия существования советского общества не только не был преодолен правовой нигилизм, доставшийся от прошлого, но к нему добавился еще и благопристойный "социалистический" правовой нигилизм. Слово "нигилизм" - это довольно мягкое отражение всех происходящих событий в современной России. Страна превратилась в одно из самых криминогенных, коррумпированных государств мира. Повсеместно получили большое распространение такие преступления, как захват заложников, похищение человека в целях получения выкупа. На сегодняшний день коррупция во всех ветвях российской власти приобрела угрожающие размеры, происходит слияние государственного аппарата с организованной преступностью.
Преодоление правового нигилизма - процесс длительный и сложный, предполагающий изменение объективных факторов жизни общества и направленный на создание обновленной социально-правовой среды. В системе мер преодоления правового нигилизма приоритетное значение приобретает юридическая политика государства. Эта политика должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни качественного правового закона, который бы отражал ценности личности, интересы различных социальных групп, отвечал международно-правовым стандартам, национальным традициям, действовал эффективно. Преодоление правового нигилизма также связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения, которое повышает правовую компетентность граждан. Перспективным путем устранения правового нигилизма может стать всеобщее юридическое образование. Преимущества всеобщего юридического образования заключаются в равномерном распределении периодов обучения в течение жизненного цикла человека и предоставлении ему возможности приобретать необходимые юридические знания, умения, навыки в тот момент, когда у него возникает в них необходимость. Следующим важнейшим путем преодоления правового нигилизма может стать улучшение механизма правового регулирования и правовой защиты. Прежде всего это создание при помощи благоприятной государственной политики, юридических и информационных средств таких условий, когда для гражданина соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Повсеместное внедрение в систему общественной жизни качественного правового закона могло бы укрепить веру общества в то, что не гражданин существует для закона, а закон для него. Гражданин должен быть по отношению к государству лояльным, пока оно выполняет свои правовые обязательства, т.е. придерживается незыблемых демократических завоеваний, таких как права и свободы человека, справедливость и т.п. Как только государство забывает о своем назначении, гражданин освобождается от своей политической обязанности. В данном аспекте над государством имеет место своего рода моральный суд, а гражданин является инстанцией, правомочной определять пределы своей политической обязанности.Правовой нигилизм является неотъемлемым элементом общественного сознания, которое проявляется в пренебрежительном и недоверчивом отношении к праву, а зачастую в полном отрицании права, законности и всех общепризнанных социальных ценностей.Очевидно, что изменение отношения общества и индивидов к праву - это трудоемкая задача, растянутая во времени. Вполне возможно, что для этого потребуется не одно десятилетие, напряженные усилия нескольких поколений. Передовой зарубежный правовой опыт (Германии, Франции и др. стран) свидетельствует, что отношение к праву поддается позитивной корректировке. Существующие в российском социуме проблемы и сложности не должны отодвигать решение указанной выше задачи на второй план. Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегической цели проводимой в нашей стране правовой реформы. Сегодня как никогда актуальны слова известного русского правоведа П.И. Новгородцева: "Если Россия... не поверит в силу права, ... она никогда не будет иметь успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних".