Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, к которым норма ч. 1 ст. 3 Инвестиционного кодекса относит физических лиц, организации со статусом юридического лица, иностранные организации, не обладающие таким статусом, государство и его административно-территориальные единицы (в лице уполномоченных органов), осуществляющие инвестиционную деятельность способами, перечисленными в положениях ч. 1 ст. 5 Инвестиционного кодекса.
В зависимости от национальной принадлежности и в целях определения особенностей правового регулирования инвестиционной деятельности инвесторы подразделяются на национальных и иностранных. Иностранными инвесторами в соответствии с нормой ч. 4 ст. 3 Инвестиционного кодекса в Республике Беларусь признаются: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; международные организации (например, МВФ, МБРР, ЕБРР и т.д.); иностранные организации со статусом юридического лица; иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, созданные в соответствии с правом иностранных государств (например, в соответствии с внутренним правом большинства государств полные и коммандитные товарищества не имеют статуса юридического лица); иностранные граждане; физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Инвестор может осуществлять инвестиционную деятельность самостоятельно, например, строить здание производственного назначения и эксплуатировать его, производить и реализовывать продукцию. В таком случае инвестиционная деятельность является частью предпринимательской деятельности инвестора. Кроме этого инвестор может вкладывать средства в уставный фонд коммерческой организации, однако их использование для производства и реализации продукции будет осуществлять сама коммерческая организация, а инвестор, как учредитель, получает часть прибыли от ее предпринимательской деятельности.
Основные права инвесторов сводятся к следующим: право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с нормами законодательных актов Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности; право самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности; право осуществлять реинвестирование, т.е. вложение в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной в результате такой деятельности. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности в нормах Инвестиционного кодекса отдельно не конкретизированы и зависят от специфики формы этой деятельности. Общей обязанностью для всех субъектов является соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности.
Важнейшим элементом правового статуса инвестора являются гарантии. Так, в соответствии с положениями Инвестиционного кодекса государство гарантирует инвесторам: право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защиту этих прав; равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности; равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов; стабильность прав инвестора, вытекающих из норм Инвестиционного кодекса, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению; возможность самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с нормами законодательных актов Республики Беларусь.
Существенное значение для инвесторов имеет гарантия защиты инвестиций, в том числе от безвозмездной национализации, реквизиции. Реквизиция и национализация – это случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости этого имущества.
Государство в соответствии с нормой ст. 13 Инвестиционного кодекса предоставляет инвестору право на обжалование в суд действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и актов государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающих его (инвестора) права и (или) причиняющих ему убытки и иной вред. Вред, в том числе убытки, причиненные в результате указанных действий (бездействия) подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда
4 Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой действия Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, организаций со статусом юридического лица и физических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей в рамках международных межгосударственных и международных немежгосу-дарственных экономических отношений, имеющих в своей основе имущественный и (или) неимущественный интерес. Если целью установления, изменения и прекращения прав и обязанностей участников внешнеэкономической деятельности является систематическое извлечение прибыли, то такая внешнеэкономическая деятельность носит предпринимательский характер и имеет соответствующий субъектный состав.
Особенность внешнеэкономической деятельности заключается в том, что она всегда направлена во вне, но ее участниками выступают субъекты национального права различных государств. Трансграничность отношений обусловливает двухуровневую систему источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающую: 1) нормы унифицированных международных соглашений, участником которых является Республика Беларусь; 2) национальное законодательство; 3) международные обычаи, не противоречащие законодательству Республики Беларусь (п. 1 ст. 1093 ГК).
С точки зрения объекта правового воздействия, нормы права, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, можно разделить на следующие категории: 1) нормы, определяющие содержание и режим внешнеэкономической деятельности и ее отдельных видов; 2) нормы, регламентирующие вопросы государственного регулирования внешне-экономической деятельности и ее отдельных разновидностей; 3) нормы, определяющие правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, закрепленные в наибольшей мере в Инвестиционном кодексе; 4) нормы, устанавливающие порядок совершения внешне-экономических сделок; 5) нормы, устанавливающие порядок разрешения внешнеэкономических споров, содержащиеся, в частности, в ХПК.
Внешняя торговля как основной вид внешнеэкономической деятельности выступает важнейшим фактором социально-экономического развития Республики Беларусь. Наибольший удельный вес в системе законодательства о внешнеэкономической деятельности занимают нормативные правовые акты, нормы которых регулируют порядок осуществления внешнеторговой деятельности. Системообразующим актом является Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, который был принят в целях приведения правового регулирования внешнеторговой деятельности на национальном уровне в соответствие с правилами ВТО. В самом общем виде внешнеторговая деятельность представляет собой «деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности».
Структура внешнеторговой деятельности включает следующие элементы: субъект, объект и форма взаимодействия субъектов. Субъектами внешнеторговой деятельности в соответствии с нормой ст. 6 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности выступают Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, которые осуществляют внешнеторговую деятельность в порядке и на условиях, определенных нормами внутреннего права Республики Беларусь, а также нормами международного и иностранного права. Основными субъектами являются: 1) физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь; 2) организации со статусом юридического лица и организации, не имеющие такого статуса, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с внутренним правом Республики Беларусь; 3) физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республике Беларусь; 4) организации со статусом юридического лица и организации, не имеющие такого статуса, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств; 5) международные организации. Традиционно для рассматриваемой сферы правового регулирования перечисленные субъекты отнесены к двум группам – соответственно резидентам и нерезидентам. Поскольку в указанных нормах используется понятие «физические лица», то речь идет о: гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства.
Объектами внешнеторговой деятельности могут быть товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности, информация. Под товаром понимается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено нормами таможенного законодательства. При этом отдельно названы такие виды товаров, как водные биологические ресурсы – товары, относящиеся к водным биологическим ресурсам в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее – ТН ВЭД Республики Беларусь), продукты животного происхождения -товары, относящиеся к продуктам животного происхождения в соответствии с ТН ВЭД Республики Беларусь, сельскохозяйственный товар – товар, относящийся к сельскохозяйственным товарам в соответствии с классификацией ВТО.
В соответствии с правилом п. 2 ст. 1 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности понятия «услуга» и «работа» применяются для целей данного Закона в значениях, определенных в нормах ст. 30 Общей части Налогового кодекса. Такой подход законодателя в условиях сближения национального права с принципами и правилами ВТО не оправдан, если учесть, что в соответствии с правилами ВТО указанные понятия не разграничиваются, а используются как равнозначные. В настоящее время услуги и работы в национальном гражданском праве рассматриваются как самостоятельные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК).