Смекни!
smekni.com

Основы установления и регистрации отцовства (стр. 4 из 5)

Следует учитывать, что суд вправе в порядке особого производства (ст. 245-251 ГПК) установить факт отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти этого лица. Такой факт может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст. 49 СК), а в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г., — при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 КоБС РСФСР.

Решение суда об установлении отцовства или об отказе в установлении отцовства должно основываться на всесторонне проверенных данных, подтверждающих или опровергающих заявленные требования истца. В зависимости от конкретных обстоятельств дела судом могут быть как приняты во внимание, так и отклонены любые представленные сторонами доказательства, но при этом ни одно из них не может иметь приоритетного характера по отношению к другим доказательствам.

В резолютивной части решения суда, удовлетворяющего требования об установлении отцовства, должны содержаться сведения, необходимые для регистрации акта об установлении отцовства в органах записи актов гражданского состояния (фамилия, имя, отчество отца; число, месяц, год и место его рождения; национальность; место постоянного жительства и работы), так как оно служит основанием для регистрации отцовства в органах загса. Если истцом было предъявлено также требование о взыскании алиментов на ребенка, то алименты присуждаются со дня предъявления иска (п 2 ст. 107 СК). Взыскание алиментов за прошлое время в данном случае исключается, поскольку до удовлетворения иска об установлении отцовства ответчик не был обязан уплачивать алименты, так как его отцовство не было удостоверено в установленном порядке. А следовательно, отсутствовали правовые отношения между ним и ребенком

В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с его матерью и по каким-либо причинам не подавало заявление в орган загса о добровольном признании отцовства, суд в соответствии со ст. 50 СК вправе установить факт признания им отцовства. Факт признания отцовства устанавливается судом по правилам особого производства (ст. 245-251 ГПК) на основании всесторонне проверенных данных. При этом судом могут быть приняты во внимание любые доказательства, достоверно подтверждающие факт признания лицом своего отцовства, выраженные в устной или письменной форме, включая свидетельские показания. Однако необходимо иметь в виду, что факт признания отцовства может быть установлен судом только при условии, что не возникает спора о праве. Если же такой спор возникает (например, по поводу наследственного имущества), заявление об установлении факта признания отцовства оставляется судьей без рассмотрения и заинтересованным лицам разъясняется их право на предъявление иска на общих основаниях.

В качестве заявителя по делу об установлении факта признания отцовства в большинстве случаев выступает мать ребенка или его опекун (попечитель). Не исключена подача в суд подобного заявления и самим ребенком по достижении им совершеннолетия. К участию в деле должны быть привлечены заинтересованные граждане и организации, например воспитательные учреждения, в которых содержатся несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, наследники умершего гражданина.

В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г (с 1 октября 1968 г были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье) от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, лишь при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее. Факт иждивения может быть установлен судом как в случае, когда ребенок находился на иждивении лица к моменту его смерти, так и ранее, если это лицо признавало себя его отцом. При этом под иждивением следует понимать нахождение ребенка на полном содержании умершего лица или получение от него регулярной, систематической помощи, которая была для ребенка основным и постоянным источником существования.

Установление факта нахождения ребенка на иждивении предполагаемого отца может рассматриваться в качестве одного из возможных доказательств факта признания им отцовства и в отношении детей, родившихся после 1 октября 1968 г. Однако теперь указанное обстоятельство не имеет решающего значения и должно оцениваться судом в совокупности с другими доказательствами Резолютивная часть решения суда об установлении факта признания отцовства должна содержать сведения, необходимые для регистрации указанного факта в органах загса.

Оспаривание отцовства (материнства)

Согласно ст. 47 СК доказательством происхождения ребенка от конкретных лиц является произведенная в установленном законом порядке запись родителей в книге записей рождений. Однако такая запись согласно п. 1 ст. 52 СК может быть оспорена в судебном порядке. Важно, что ранее предусмотренный ч 5 ст. 49 КоБС годичный срок исковой давности для оспаривания записи об отцовстве (материнстве) в ст. 52 СК отсутствует, в результате чего ликвидированы жесткие временные ограничения реализации заинтересованными лицами своего права на оспаривание отцовства (материнства). Вместе с тем положения ч 5 ст. 49 КоБС о сроке исковой давности должны применяться при оспаривании записи об отце (матери), произведенной в отношении ребенка, родившегося до 1 марта 1996 г. В соответствии с ними такая запись могла быть оспорена в течение года с того времени, когда лицу, записанному в качестве отца или матери ребенка, стало или должно было стать известным о произведенной записи. В тех случаях, когда к моменту, с которого начинается течение давностного срока, лицо не достигло совершеннолетия, срок исковой давности исчисляется со времени достижения им восемнадцати лет.

Оспаривание отцовства, реже — материнства, возможно в тех случаях, когда в книге записей рождений отцом (матерью) записано не то лицо, которое фактически им (ею) является. На практике такие факты встречаются, например, тогда, когда муж не является отцом ребенка, хотя и записан им (например, нахождение мужа в момент зачатия ребенка в длительной командировке или невозможность быть отцом по состоянию здоровья).

Причем требования об исключении записи об отце, произведенной в актовой записи о рождении в соответствии с п. 1 и 2 ст. 51 СК, и внесении новых сведений об отце (то есть об установлении отцовства другого лица) рассматриваются судом в исковом порядке, даже если между заинтересованными лицами (например, между матерью ребенка и лицом, записанным в качестве отца, и фактическим отцом ребенка) отсутствует спор по этому вопросу, поскольку в силу п. 3 ст. 47 ГК аннулирование записи акта гражданского состояния полностью либо в части может быть произведено только на основании решения суда.

Новшеством Семейного кодекса является значительное расширение по сравнению с прежним законодательством круга лиц, обладающих правом оспорить запись об отцовстве (материнстве). Наряду с лицами, записанными в качестве отца или матери ребенка (несовершеннолетние родители вправе оспаривать отцовство и материнство на общих основаниях — п. 3 ст. 62 СК), таким правом могут воспользоваться лица, фактически являющиеся отцом или матерью ребенка, опекун (попечитель) ребенка, а также опекун родителя, признанного недееспособным. Важно, что к числу этих лиц отнесен также сам ребенок по достижении им совершеннолетия (ст. 52 СК). Как и прежде, не наделены подобными полномочиями родители несовершеннолетних родителей, то есть бабушка, дедушка ребенка, поскольку решение данного вопроса является исключительно личным делом самих лиц, записанных родителями ребенка. Однако это не относится к случаям, когда родители несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, исполняют обязанности опекунов ребенка несовершеннолетних родителей.

Суд, рассматривая требования об оспаривании отцовства (материнства), должен установить — соответствует ли действительному происхождению ребенка сделанная органом загса запись о родителях, то есть является ли лицо, записанное отцом (матерью) ребенка, его биологическим отцом (матерью). При этом суд будет принимать во внимание любые предоставленные сторонами доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.

Закон вводит некоторые ограничения по реализации права на оспаривание записи об отцовстве (материнстве) в п. 2-3 ст. 52 СК. Эти ограничения заключаются в том, что ряд лиц не вправе при оспаривании отцовства (материнства) ссылаться на отсутствие кровной связи с ребенком как основание своих исковых требований, но могут оспаривать отцовство (материнство) по иным основаниям. Во-первых, согласно п. 2 ст. 52 СК не могут быть удовлетворены требования об оспаривании отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, но записанного отцом ребенка по совместному с матерью или собственному заявлению, а равно по решению суда (при отсутствии согласия органа опеки и попечительства установить отцовство по заявлению отца ребенка — п. 3 ст. 48 СК), если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка. Указанная норма направлена на защиту законных интересов детей. Предполагается, что по принятии решения об "оформлении" своего отцовства муж учитывал все его возможные правовые последствия для себя, даже с учетом того, что фактически отцом ребенка является иное лицо. Именно поэтому произвольное изменение им в последующем первоначально принятого решения или отзыв поданного заявления в орган загса об установлении отцовства после его государственной регистрации не допускаются. Вместе с тем Кодекс не исключает права лица, записанного отцом ребенка по его заявлению об установлении отцовства, оспаривать произведенную запись по мотивам нарушения волеизъявления (например, если заявление об установлении отцовства было подано под влиянием угроз, насилия либо в состоянии, когда гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими).