Однако в момент наивысшего подъёма минойская цивилизация испытала на себе сокрушительный удар природной стихии. Мощнейший взрыв вулкана на близлежащем острове Фера (Санторин) имел самые катастрофические последствия: разрушение городов и селений, уничтожение гигантскими цунами гаваней и флота (главной опоры военного и торгового могущества критян-минойцев), превращение на некоторое время плодородных пахотных земель и пастбищ в смертоносные пустыни из-за толстого слоя выпавшего на них фторосодержащего вулканического пепла. Ослабленное Критское государство стало после этого лёгкой добычей для греков-ахейцев, сначала делавших набеги с материка, а затем явившихся на остров как победоносные завоеватели.
Эти исторические события запечатлелись в общеэллинских эпических сказаниях и местных преданиях, и прежде всего на самом Крите. Легенда о Тесее и Ариадне известна и современному читателю. Критский царь Минос, поработивший Афины, требовал присылать ему в качестве дани юношей и девушек, которых потом отдавали на съедение жившему в кносском Лабиринте (здании со множеством запутанных переходов, откуда невозможно было найти выход) Минотавру, получеловеку-полубыку. Афинский царевич Тесей с помощью полюбившей его дочери Миноса Ариадны одолел кровожадное чудовище и со славой вернулся домой.
На монетах Кносса в течение нескольких веков, от архаики до позднего эллинизма, попадаются изображения, связанные с этим мифом. Однако в отличие от афинской версии, которая нам хорошо знакома, центральное место здесь отводится не Тесею, а критским мотивам — изображению Минотавра (в виде атлетически сложенного мужчины с бычьей головой) и условному плану Лабиринта.
*
бассейна Эгейского моря — медные слитки, имеющие форму бычьей шкуры.
Изобретение монеты — кусочка металла определённого веса с удостоверяющими изображениями или надписями — совершилось почти одновременно (в первой половине VII в. до н. э.) в двух соседних районах Эгеиды — на западном побережье Малой Азии (в Лидийском царстве) и в Греции (на острове Эгина, лежащем между Пелопоннесским полуостровом и Аттикой). Это новшество, быстро доказавшее свою необычайную полезность, было оценено по достоинству. В античную эпоху чеканка и литьё монет постепенно распространились на огромном пространстве от Испании и Британии до Индии.
Совершенно независимо от Европы появились литые медные монеты в Китае, где их традиционный вид (плоский кружок с квадратным отверстием в центре, вокруг которого размещались иероглифы) сохранился до начала нынешнего столетия.
Чрезвычайно разнообразны сюжеты изображений на монетах многочисленных древнегреческих городов-государств (полисов). Любопытны монетные выпуски (эмиссии) с «говорящими эмблемами», своеобразными ребусами: на монетах Фокеи помещается тюлень (по-гречески «фоке»), Лекнтина — лев («леон»), Родоса — роза («родон»), Селинунта — сельдерей («селинон») и т. д. Единообразие типов монет (золотых, серебряных и медных) характерно для чеканки эллинистических царей и римских императоров. Главным тогда становится изображение правителя, сопровождаемое его именем и титулом.
Греческое слово «номисма» имело в древности несколько значений. Первоначально это — «установившийся обычай, общественный порядок, сложившаяся традиция, правовая норма». Два других значения производны от первого: «полная мера, законная норма» (по отношению к системе мер и весов) и «монета» (как единица стоимости, металлический денежный знак). В форме «нумизма» термин перешёл в латинский язык и послужил затем основой для названия науки, изучающей монеты, — «нумизматика». Из латыни взяты нумизматами и два самых употребительных у них термина — «аверс» и «реверс», т. е. лицевая и оборотная стороны монетного кружка.
Ещё античные исследователи пытались в качестве аргументов в своих дискуссиях использовать монеты. Так, греческие авторы Плутарх (I—II вв. н. э.) и Павсаний (II в. н. э.) сопоставляли предания об отдалённом прошлом нескольких городов Эллады (Афин, Трезена) с монетными изображениями. Римский историк Флавий Вописк (III—IV вв.) сообщает о вполне научном споре между образованными любителями старины, который разрешился, стоило только одному из них предъявить нумизматическое доказательство.
Однако лишь в начале эпохи Возрождения появился серьёзный интерес к коллекционированию и изучению древних монет. Страстным их собирателем был, например, великий итальянский поэт-гуманист Франческо Петрарка (1304—1374). Представители ренессансной культуры — художники и
304
литераторы, ученые и политики — ценили греческие и римские монеты прежде всего как совершенные образцы античного искусства и подлинные свидетельства существования реальных исторических персонажей, царей и императоров, великолепные иллюстрации к трудам историков античности.
Становление нумизматики как науки, дающей исследователю целый комплекс разнообразных данных, включая сведения о состоянии экономики целого государства или отдельной области (как бы моментальный снимок денежного обращения), происходит в XVIII—XIX вв. Вслед за античной тогда делает первые успехи нумизматика средневековая — европейская и восточная.
Учёные-нумизматы могут много рассказать не только об экономике и политической жизни самых разных стран и народов мира, но и об их культуре, религии.
Огромную информацию, в частности, монеты дают о божествах, почитавшихся в древней Элладе, в греческих колониях, разбросанных во множестве по берегам Средиземного и Чёрного морей, а также в иных центрах античного мира. Ведь изображения самих небожителей, их статуй и отдельных атрибутов богов, храмов, горных святилищ, даже целых мифологических сцен с участием нескольких персонажей весьма часто фигурировали на монетных штемпелях с VI в. до н. э. по III в. н. э.
По нумизматическим памятникам античности можно изучать и политическую историю. Представители афинских царских родов в VI в. до н. э. чеканили серебряные монеты, помеченные собственными фамильными эмблемами (среди них голова мифического чудовища Медузы Горгоны, амфора — узкогорлый кувшин с двумя ручками, бычья голова, сова).
Нередко города-государства в Древней Греции заключали между собой так называемые «монетные союзы». В подобных случаях по официальному соглашению допускалось хождение на территориях двух и более союзных полисов монет, выпущенных каждым из них. Сохранились тексты некоторых таких договоров. Но чаще факты заключения подобных экономических и политических союзов устанавливаются по монетам. Так, на серебряных и медных монетах нескольких полисов — Галиарта, Фив, Танагры, Орхомена, Феспий и др., располагавшихся в области Беотия (Средняя Греция), с середины VI в. до н. э. появляется одинаковое изображение щита характерной формы. Оно символизировало принадлежность всех чеканивших такие монеты городов (их
ЗНАКИ ЗОДИАКА НА
СРЕДНЕВЕКОВЫХ
ИНДИЙСКИХ МОНЕТАХ
Лаже среди учёных-востоковедов до сих пор распространено мнение, что в мусульманской культуре изображения людей и животных были запрещены как нечто греховное. Хотя это суждение и опирается на подлинные высказывания некоторых видных исламских богословов средневековья, факты говорят о терпимости последователей учения пророка Мухаммеда (570—632 гг.) к такого рода сюжетам. Более того, в светском придворном искусстве и повседневном обиходе исламских стран изображения живых существ всегда были популярны. Человеческие головы и целые фигуры, звери и птицы часто встречаются на страницах рукописных книг, ювелирных изделиях, расписных тканях, парадной и повседневной посуде, оружии и предметах воинской экипировки. Не являются они редкостью и на монетах мусульманских государств начиная уже с VII в. Их не трудно обнаружить, к примеру, на монетах Арабского Халифата VII—XI вв., тюркской династии Сельджукидов и её вассалов в Малой Азии XI—XIII вв., ханов Золотой Орды конца XIII в. — XIV в., шахов Персии XVII—XIX вв. Не чуждо этому кругу сюжетов и монетное дело мусульманской Индии. Весьма любопытна в этом отношении целая серия золотых мохаров со знаками Зодиака. Эти монеты чеканились с 1618 по 1622 г. индийским императором Джахангиром (1605—1627 гг.) из династии Великих Моголов, как гласит предание, для его любимой жены Hyp Джахан. На них изображены все двенадцать фигур, символизирующих зодиакальные созвездия.
*
305
названия указываются на реверсе) к военно-политическому объединению — Беотийскому союзу.
Со второй половины III в. до н. э. до середины II в. до н. э. важнейшую роль играл Ахейский союз. В него входили многие города-государства, главным образом Пелопоннесского полуострова. Они чеканили монеты с головой Зевса на одной стороне и монограммой, составленной из букв А и X, внутри лаврового венка — на другой.
Чрезвычайно ценны нумизматические памятники античности для историков искусства. Многие монетные композиции архаического и особенно классического и эллинистического периодов — совершенные образцы миниатюрной пластики. Штемпели для некоторых греческих монет резали известные мастера, подписывавшие свои произведения. Работам этих лучших художников-торевтов подражали их коллеги в других полисах Эллады.
На античных монетах нередко воспроизводятся те шедевры архитектуры и изобразительного искусства, которые до нас не дошли. Так нумизматические свидетельства помогли археологам отыскать руины театра Диониса в Афинах и уточнить детали облика храма Артемиды в Эфесе. Благодаря им же «опознаны» такие прославленные скульптуры, как «Афина и Марсий» Мирона, «Эйрена с Плутосом»