31
Глиняные печати-штампы.
Турция. Чатал Хююк.
VII—VI тыс. до н. э.
СЕЛЕНИЯ НА СВАЯХ
В III тыс. до н. э. на озёрах Приальпийской зоны — в Швейцарии, Германии, Северной Италии — начали строить свайные поселения. Таких селений сейчас найдено уже несколько сотен. Они особенно интересны потому, что влажная почва, в которой их обнаруживают, а также торф и ил законсервировали органические материалы, дерево, ткани, кожу. Сохранились не только зёрна злаков, но и овощи, плоды, даже печёный хлеб.
Такие поселения строили на заболоченных прибрежных лугах или в воде у берега. Сначала в землю вбивали сваи, оставляя над водой их верхушки, на которые клали балки, а затем настилали пол. На пол клали тростник, мох и глину и утрамбовывали. Площадку обмазывали глиной и строили на ней дома из брёвен и прутьев; стены домов тоже обмазывали глиной. Внутри на каменных плитах сооружали очаги. С сушей такие деревни соединяли мостками. Домов в них было много, иногда более 20.
Здесь найдена деревянная мебель — скамьи, стулья, сундуки. Полностью сохранились каменные топоры, серпы, мотыги с рукоятками из дерева, деревянные сосуды. Археологи обнаружили остатки шерстяных и льняных тканей, сетей, вязаные вещи, из орудий текстильного производства
— деревянные чесалки для льна, веретёна, части ткацких станков.
В таких деревнях жили земледельцы и скотоводы. Сначала они разводили мелких животных особой торфяниковой породы — малорослых коз, овец, коров, свиней; были у них и собаки. Потом, в результате занятий селекцией, удалось вывести более рослый скот. Кроме хлебных злаков
— пшеницы, ячменя, проса — выращивали коноплю и лён, а в огородах — горох, чечевицу, капусту. Жители деревень занимались и садоводством. У них были яблони и виноград.
Живя на озёрах, люди ловили рыбу, которая водилась тогда в изобилии. Для этого использовали удочки, сети, плетённые из прутьев верши, а также особые приспособления, которые знают рыболовы России и называют их «морды». По озёрам плавали на долблённых из дубовых стволов лодках, при изготовлении которых древесину выжигали раскалёнными в кострах камнями.
В окрестных лесах люди охотились на оленей, лосей, вымерших сейчас туров, птиц. Орудиями охоты были дротики и копья с каменными наконечниками, луки и стрелы, топоры. Камень умели пилить, сверлить, шлифовать. Металлические изделия поначалу не применяли. Посуду делали не только из дерева, но и из камня.
В гористых областях Западной и Северной Европы, где было мало пахотной земли, такие селения продолжали строить и в бронзовом, и в железном веках. А в Ирландии поселения на искусственных островах из торфа, камней, брёвен и кустарника, окружённые частоколом, дожили до недавнего времени. В них жили ещё в XVII в.
шихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Если сосуд был плоским вроде тарелки, узоры центральной части отличались от узоров по краю.
Мотивы орнамента часто в условной форме передавали изображения людей, животных, птиц. Но многие из них были геометрическими, причём со временем таких орнаментов становится всё больше. Геометрические очертания придавали и украшениям, и печатям-штампам, которые использовали для нанесения изображений на пластичные материалы (глину, тесто). Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Всё это показывает, что на мир стали смотреть иначе, чем прежде: ведь в природе не так много предметов и существ, похожих на строгие геометрические фигуры. Орнаменты показывают, что у людей нового каменного века сильнее проявляется способность отвлекаться от конкретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты.
Орнамент — искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа «три» и «четыре». Очень распространены фигуры в виде квадрата или композиции такой формы, составленные из четырёх треугольников, фигур птиц или зверей. Такое внимание к форме четырёхугольника не было случайным. Так изображали пространство земли, поля, водоёмы. Вспомним, что и дома имели такой же план.
Земля — плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают себя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями — севером, югом, востоком и западом, определять которые научились по движению небесных светил.
По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода; средний мир — земля со всем, что населяет её, а в середине, опять-таки, находится «наше селение», «мы»; под землёй лежит подземный мир — место жизни умерших, которые, впрочем, могут попадать и на небо. Образ мира с семью главными ориентирами и зонами — четырьмя по горизонтали, тремя по вертикали — воплощался в строении вещей, планировке домов. Ему соответствовали и ритуальные действия.
Конечно, люди понимали мир не как геометрическую фигуру наподобие кристалла. Все зоны мира были населены существами, которые обладали разными свойствами и по-разному относились к людям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и дальние соседи. Чем дальше от «своей» земли, тем опаснее становились люди. Они могли быть враждеб-
32
ными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обладать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жители Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими головами.
Центр, своя земля, своё селение, конечно, самые лучшие. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего «нам» не хватало: красивыми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существами — от небесных духов до духов умерших предков — очень занимали людей. Вспомним, что путешествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство — постоянная тема народных сказок. Это — наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жизненной необходимостью.
Полагали, что на небо можно попасть, поднимаясь в горы или забравшись на высокое дерево. Помощниками в таких опасных предприятиях были звери и птицы, обитающие как в чужих землях, так и неподалёку от «нас», а также духи. Считали, что некоторые люди способны оказаться в ином мире, совершая обряды, опираясь на поддержку своих волшебных помощников. Подобно сибирским шаманам, они впадали при этом в особое состояние — транс. Такие люди совершали обряды для излечения больных или для того, чтобы узнать намерения духов других миров.
Были и другие способы общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды, можно привлечь их внимание, пригласить на особое угощение. Можно послать им гонца с просьбой — для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то, чего хотели люди. Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными, схематизированными изображениями реальных животных, растений, явлений окружающего мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник — гору. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны. Такие изображения уже похожи на послания сверхчеловеческим силам, напоминающие о том, что они не должны быть безразличными к животным, растениям и, естественно, к людям.
В орнаментах стали появляться пока ещё отдалённые признаки письменных знаков: ведь известно, что знаки древнейших письменностей были изобразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали. Рисунок ноги обозначал понятие «ходить», а также соответствующее слово языка, рисунок солнца — «светить» и т.д. Но это было позже, а пока знаки, образующие орнамент, имели разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных групп людей, членов одного рода, обитателей одного селения.
Хозяйство земледельцев и скотоводов требовало более пристальных, чем прежде, наблюдений за течением времени. Теперь люди не просто приспосабливались к природным изменениям, они научились планировать сельскохозяйственные работы на год вперёд, предвидеть, хватит ли запасов до нового урожая. Для этого наблюдали за небесными светилами, в первую очередь за Солнцем и Луной. В их движении открыли признаки упорядоченности. Год стали делить на несколько частей, сезонов. Знание лунных месяцев перешло от предков — охотников.
Вся жизнь людей стала более упорядоченной. В определённое время сеяли, жали, засыпали зерно в хранилища, строили дома, лепили сосуды, обменивались своими изделиями с соседями. Многие обряды тоже стали регулярными, их проводили из года в год в одни и те же дни.
Особое значение стали приобретать границы между сезонами, а также начало года, которое приходилось на весну или осень. Начало года во временном цикле занимало такое же центральное место, как и средняя, центральная точка в пространстве мира. Уже позже сложатся представления о том, что мир сотворён когда-то, в начале времён, которое отождествляли с началом года, и произошло это в священном центре, на первоначальной горе или в «пупе Земли», где действовали боги-творцы.