Особенности нового восприятия людьми мира особенно хорошо известны по культуре древних земледельцев и скотоводов Востока. Восстановить, реконструировать их представления помогают не только археологические находки, но и довольно хорошо известная культура их потомков. Эти потомки уже создали первые государства, они имели письменность и оставили тексты своих легенд, сказаний, религиозных сочинений. Культура Древнего Египта, Шумера, Элама, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.
С утверждением земледелия и скотоводства, оседлого образа жизни развитие человеческой культуры во многих областях Земли пошло невиданными прежде темпами. Роль лидеров сначала принадлежала обитателям тех областей, где появились новые формы хозяйствования и быта. Но их близкие и дальние соседи не просто переносили на свою поч-
33
Глиняная форма для отливки топора.
Сосуды эпохи бронзы. Казахстан.
Предметы II тыс. до н. э. Казахстан.
1 — кинжал; 2 — наконечник копья; 3—5 — топоры; 6—7 — украшения.
ву утвердившиеся в нескольких областях Азии новшества. Природа, а значит, и условия жизни, традиции, привычки везде были разными. В Южную, а тем более в Центральную Европу нельзя было перенести формы существования, которые подходили обитателям Малой Азии или Палестины. Значит, знакомясь с чужой жизнью, с тем, что они хотели бы заимствовать из неё, люди должны были приспосабливать это к условиям своей жизни и быта. Как же в то время распространялись достижения, новшества? Тогда не было других способов передачи информации, кроме человеческого языка и рук. Переселяясь на новые, свободные земли, люди приносили на них свою культуру, и новые соседи могли заимствовать у них то, что казалось привлекательным. Другим и, наверное, более обычным способом распространения всяких нововведений был обмен. Мы уже говорили, что он играл очень важную роль в жизни людей первобытного времени. На огромные расстояния от источников распространялся, например, прибалтийский янтарь — он доходил до Средиземноморья. В новом каменном веке появились шахты, в которых добывали камень не только для себя, но и для обмена с соседями. Выстраиваются длинные цепочки связей. Ценные предметы, сырьё переходили из рук в руки, и, общаясь, люди узнавали о том, что где-то далеко уже не охотятся на зверей, а разводят их, выращивают растения, из зёрен пекут лепёшки, живут в постоянных деревнях. Освоение нового требовало времени. Одно открытие порождало другие. Так, совсем не обязательно было видеть, как кто-то выплавляет металл. Простейшие приёмы изобретались самостоятельно в разных районах.
Большую роль в возникновении металлургии сыграло изобретение глиняной посуды. Дело в том, что, обжигая её, научились постепенно получать всё более высокую температуру. Мы помним, что сначала посуду обжигали в куче, переложенной горючим материалом. Но уже в VI тыс. до н. э. появились специальные печи с двумя ярусами: в нижнем находилась топка, а в верхнем на горизонтальной полке с отверстиями стояла посуда. Это был настоящий горн.
Примечательно, что первые опыты по выплавке металлов из руды и по обработке самородных металлов начались почти одновременно с изготовлением обожжённой глиняной посуды. Первым металлом, который привлёк внимание людей, была медь, наверное, самородная. Она уступала в твёрдости камню, но при нагревании её можно было размягчать и затем выковывать орудия для работы с мягкими материалами — тканями, кожей. Так появились металлические иглы, шилья, а потом и рыболовные крючки. Из меди делали украшения — бусы, подвески, кольца, браслеты. Светлый
34
и блестящий металл нравился древним людям, как нравится нам новая медная монета. Редкость таких вещей делала их ещё более ценными, им, наверное, приписывали особые свойства.
Первые небольшие изделия из меди и свинца найдены в поселениях VII—VI тыс. до н. э. в Турции. В VI тыс. до н. э. эти же металлы становятся известны обитателям Месопотамии — современного Ирака. В V—IV тыс. до н. э. медь широко распространяется в Передней и Средней Азии, Средиземноморье, Египте, Иране и Индии. Начало систематического использования меди открывает новую эпоху — медно-каменный век, или энеолит. Камень продолжают ещё применять очень широко, поскольку медь, как мы уже говорили, была слишком мягким металлом. Из неё невыгодно было делать, например, лезвия серпов — они быстро изнашивались. Сплавов же в это время ещё не делали.
В III тыс. до н. э. кроме меди стали использовать её сплав с другими металлами (свинцом, оловом), придающими ей твёрдость, — бронзу. В это время медь и бронза становятся известны в первобытных зонах континентальной Европы, а во II тыс. до н. э. бронза распространяется почти по всему Старому Свету, но остаётся неизвестной в Америке. И в Африке, южнее Сахары, не было периода, который называют бронзовым веком: металлом, широко распространившимся здесь, было железо. Оно известно в этих районах с середины I тыс. до н. э.
Освоение металлов, среди которых не только медь, бронза, но и золото, серебро, было одним из признаков наступления новой эпохи. В конце IV тыс. до н. э. или даже немного раньше в Месопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте возникают первые государства. Здесь первобытный образ жизни кончается. Но он продолжает существовать на большей части заселённой людьми Земли.
Государство возникает в разных регионах в разное время. На некоторых территориях его не знали до относительно недавнего времени. До прихода европейцев его не было в Австралии, на большей части Америки, во многих районах Африки. Первобытный, сравнительно простой уклад жизни сохранялся там, куда не проникало влияние государств и где особые природные условия не позволяли развиться сложным формам общественной организации. Общества же тех областей, которые испытывали воздействие государств, уже в древности приобрели новые черты. Что же происходило в обществах на позднем этапе первобытности?
Систематические занятия земледелием и скотоводством, особенно в благоприятных природных условиях (тёплый климат, достаточное количество воды), позволяли людям иметь столько продуктов
Наскальные
изображения
бронзового века.
II тыс. до н. э.
Погребальное сооружение. Германия. II тыс. до н. э.
Погребальная урна.
Верхний Египет. V—III тыс. до н. э.
Керамический сосуд. Германия. VIII-V тыс. до н. э.
Бронзовая бритва (1) и каменный топор (2). Европа. Бронзовый век.
35
Наскальные изображения бронзового века.
Швеция. II тыс. до н. э.
Мегалитическая гробница.
Португалия. Ill тыс. до н. э.
Стоунхендж.
Англия. II тыс. до н. э.
питания, чтобы скапливать их излишки. Эти излишки позволяли некоторым людям значительную часть своего времени посвящать ремеслу — изготовлению каменных и металлических вещей, посуды, тканей. Часть изготовленного они отдавали своим соседям-родственникам, а те взамен давали продукты или что-либо другое, необходимое им.
Были в селениях и люди, которые играли роль руководителей, — старшие по возрасту, опытные в земледельческих работах, знатоки обрядов. К их авторитету прибегали, когда возникали конфликты внутри деревни или с соседями. Эти люди имели собственное хозяйство и ничего, кроме авторитета, не получали за свою деятельность на общую пользу.
Но постепенно руководство жизнью общества
становилось всё более обременительным. Возникала необходимость трудоёмких для небольших коллективов общественных работ. В долинах великих рек первые ирригационные сооружения стали строить уже в VI тыс. до н. э., как это было в Месопотамии. В других районах землю необходимо было очищать от леса. Такие работы не давали мгновенной выгоды, их надо было планировать, а людей убеждать в необходимости работать больше, чем обычно. Благодаря таким дополнительным работам увеличивались излишки зерна, которое составляло достояние всей общины, своего рода запасной фонд. Его могли использовать в случае внезапного голода, для помощи сиротам или немощным. Этот фонд использовали и для обмена с соседними общинами, получая от них то, что было необходимо. Поскольку община представляла собой единый коллектив, из этого же фонда можно было снабжать продуктами питания ремесленников, работавших на общину.