Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 1 (стр. 12 из 13)

Чтобы распоряжаться всем этим, нужны были специальные люди, доверенные, честные и опыт­ные, пользовавшиеся авторитетом. У прежних ру­ководителей появились новые заботы, которые не позволяли им так усердно, как прежде, заниматься своим хозяйством. И они стали получать часть про­изведённых всеми продуктов. Это было справедли­во, ведь они трудились на общую пользу.

Люди той поры не были такими рационалиста­ми, как мы. Соображения прибыли и пользы не могли заставить их работать больше, чем это необ­ходимо для поддержания своего существования. Некая сила — воля предков или духов, с которыми связывала свою жизнь община, — должна была зас­тавить их поступать так, как призывали предводи­тели. Мы помним, что люди не считали себя неза­висимыми от природы, которая рисовалась им как сообщество особых живых существ, духов. Не от своего имени, а от имени этих предков и духов дей­ствовали предводители. Они должны были угады­вать волю этих сверхъестественных покровителей, уметь отправлять обряды, т.е. обладать знаниями жрецов.

Итак, руководство общиной осуществлялось от имени предков и духов-покровителей человеком или несколькими людьми, среди которых были лю­ди, наделённые особыми способностями общаться с миром сверхъестественного. Они были выборными, и их власть держалась на авторитете.

Отдельные поселения связывали с соседями род­ственные узы, необходимость оказывать друг другу помощь в случае стихийных бедствий или военной опасности. Так, несколько селений могли образовы­вать более или менее прочное объединение, общие вопросы решались представителями от каждого из них. Ни одно из селений не играло преобладающей роли, даже если оно выделялось количеством жи­телей и более удобным положением на путях обмена или имело более плодородные земли. Но уже во вто­рой половине IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии складываются более постоянные сообщества, во главе которых, как сейчас думают учёные, стояли представители общин. Среди них выделяется

36

вождь-жрец. Все эти общественные лидеры нахо­дятся при общем святилище, где располагается и общественное хранилище. Святилище находится в одном из поселений, которое является централь­ным по отношению к целой группе других. Сюда обитатели соседних селений приносят продукты своего труда и отсюда же получают то, что им нуж­но. На территории этого поселения происходят празднества в честь духов предков и духов природы, обитающих в этих местах. Жители селений в основ­ном связаны узами род­ства, но среди них мо­гут быть и пришельцы, принятые в общину. Та­кие небольшие селения могли располагаться по течению одного или не­скольких взаимосвя­занных каналов. Пока это ещё не государства, но скоро несколько та­ких образований, объе­диняющих уже не соро­дичей, а соседей, т.е. ос­нованные на территори­альном, а не родовом принципе, превратятся в древнейшие города-государства.

В тех областях, где занятие земледелием и скотоводством не да­вало столь значитель­ных излишков продук­тов, как в Месопотамии или Египте, общество развивалось иными пу­тями. Некоторые общи­ны были обладателя­ми шахт и рудников, в которых добывали руду. Её обменивали как сырьё или выплавляли металл и тогда в обмен пускали слитки. Потребность в металле была очень велика. Достаточно сказать, что обитатели Средиземноморья во II— I тыс. до н. э. отправлялись за оловом на земли ны­нешней Великобритании. В Месопотамии, где воз­никли первые государства, не было не только ме­таллов, но и камня и даже хорошего леса. За всем этим снаряжали экспедиции в горы Ирана и на за­пад. За камень и металлы давали ткани, зерно и другие продукты сельского хозяйства. Но эти вещи и продукты членам тех общин, которые разрабаты­вали месторождения полезных ископаемых, доста­вались в разных количествах. Здесь тоже были свои лидеры, которые вели переговоры и заключали сделки. Они могли присваивать часть обмененных вещей. Кроме того, они получали подарки от куп­цов.

Знать первых государств не имела образцов длясоздания особых форм своей жизни, особого стандарта, отличного от жизни рядовых людей. Особые формы быта, особые жилища, предметы роскоши появлялись по­степенно. Те же предводители, с которыми торго­вали купцы из уже сложившихся государств, могли иметь перед глазами образцы для подражания. В сочинениях древнегреческого историка Геродота сохранился рассказ о том, какой интерес к жизни греков проявляли скифские вожди.

Греки основали мно­го колоний по побере­жью Чёрного моря, осо­бенно в Крыму. Их при­влекало зерно, которое выращивали скифы. Скифские вожди, кото­рых Геродот называет царями, приезжали в греческие города побере­жья (некоторые добира­лись и до самой Гре­ции), где не только на­блюдали за жизнью греков, но и стремились участвовать в ней. Это вызывало протесты со­племенников: один из вождей, переодевшийся в греческую одежду и посещавший их пир­шества, был убит свои­ми сородичами за от­ступление от обычаев предков.

Вожди и знать пле­мён, вступавших в кон­такты с государствами, стали значительно отли­чаться от соплеменни­ков. Для скифских вождей греческие ювелиры делали великолепные золотые сосу­ды, украшения для оружия, уборы для их жён. Эти предметы теперь можно ви­деть в музеях. Особенно богатое собрание находится в Золотой кладовой Эрмитажа. На этих вещах изо­бражены не только сцены из греческих мифов, но и персонажи скифских легенд,

Земледельцы, создавшие первые государства, были довольно мирными людьми. В то время ещё не существовало ни металлических мечей, ни шле­мов, ни доспехов. Иным был быт народов Европы во II—I тыс. до н. э. Занятия земледелием и ското­водством не везде обеспечивали людей достаточным количеством пищи. Поэтому собирательство в лесах и охота сохраняли немалое значение. Меха, метал­лы, камень, а потом и рабы находили спрос в го­сударствах Средиземноморья. Всё это становилось желанной добычей. Грабёж близких и дальних со­седей считался вполне достойным занятием для уп-

Вещи железного века:

1 — глиняный грузик; 2 — каменный топор;

3 — костяной наконечник; 4 — железные удила;

5 — костяная фигурка животного;

6 — железный рыболовный крючок;

7 — бронзовое украшение; 8 — глиняный горшок;

Подмосковье. Середина I тыс. до н. э. — середина I тыс. н. э.

37

рочения своего существования, повы­шения престижа и обогащения. Быть воином, равно как и обрести смерть в бою, считалось у этих народов, например у герман­цев, почётным. Быт воинственных вождей описы­вается и в греческой «Илиаде», и в эпических ска­заниях более позднего времени — германской «Пес­ни о Нибелунгах», ирландских и исландских сагах. Один из признаков наличия достаточно прочных объединений во главе с вождями — существование больших сооружений, монументальных построек. Они могли быть созданы только благодаря усилиям многих людей. Все знают египетские пирамиды и огромные храмы. Но гораздо меньше известны со­оружения в приморских областях Южной и Запад­ной Европы, которые создавались в III—II тыс. до н. э. Эти так называемые мегалиты (по-гречески «мегас» — большой, «литос» — камень) поражали воображение людей, которые считали их создани­ями великанов. Из огромных плит и столбов были сделаны аллеи, погребальные сооружения, что-то вроде храмов. Среди таких конструкций выделя­ется знаменитый Стоунхендж в Англии, который, как считают, был построен для наблюдения за све­тилами. Вероятно, в таких сооружениях могли хо­ронить умерших, но происходили в них и другие

обряды, связанные, наверное, с почитанием сил природы и светил.

Учёные считают, что объединения во главе с вождями появились в Европе в III тыс. до н. э. и просуществовали очень долго, до формирования го­сударств в раннем средневековье. Сообщества, в ос­нове которых лежали родственные связи, не были совершенно разрушены ни завоеваниями римлян, ни нашествиями эпохи Великого переселения наро­дов. Конечно, культура, хозяйство и отчасти об­щественные отношения изменились. В I тыс. до н. э. появляется и распространяется железо. Полагают, что впервые его начали выплавлять на территории Турции в середине II тыс. до н. э. Железо превосхо­дит медь не только по твёрдости. Железные руды встречаются очень широко; в Европе, например, часто использовали болотную руду. Появление же­лезных орудий резко повысило их эффективность. Теперь стало возможным пахать землю сохой с же­лезным наконечником, что облегчило обработку тя­жёлых участков почвы. Очень расширяется ассор­тимент орудий и оружия из металла, качество ко­торого, однако, не везде было достаточно высоким. Юлий Цезарь писал, что мечи кельтов были из та­кого плохого железа, что после нескольких ударов они сгибались и воин выпрямлял их ногой.

КЕЛЬТЫ

В заключение остановимся более подробно на племенах кельтов, во многом остающихся та­инственными, хотя известно о них довольно много из кельтского героического эпоса, из сочи­нений античных историков и из археологических находок.

Они широко расселились по Западной Европе, жили и в Британии, и в Малой Азии. Никакой прочной организации они не создали, хотя периодичес­ки и возникали союзы нескольких племён. В то же время аристократические семьи обладали значи­тельной властью. В Ирландии строение общества было таким: вождь, именовавшийся королём, арис­тократы и свободные люди. Короля выбирали из числа родственников предшественника, но он не обязательно должен был быть его сыном.

Большую роль в племенах кельтов играло жре­ческое сословие друидов, руководившее религиоз­ной жизнью и имевшее политическое влияние. Сви-