Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 1 (стр. 5 из 13)

Образ жизни людей каменного века, уровень их развития отчасти напоминают некоторые стороны

жизни народов, которые в недавнем прошлом, до прихода европейцев, обитали в Австралии, отдель­ных областях Южной Азии, Южной Америки и Аф­рики. Прямо сравнивать их, конечно, нельзя: за прошедшие тысячи лет даже столь отрезанные от цивилизации люди, как аборигены Австралии, на­копили большой опыт наблюдений, развились их мыслительные способности, расширилось воспри­ятие мира. И всё же быт этих племён и народов позволяет в какой-то степени понять, как жили лю­ди 30—20 тысяч лет назад.

Орудия позднего древнекаменного века:

1,7 — наконечники стрел; 2,4, 6 — наконечники дротиков;

3 — игла; 5 — проколка; 8 — скребок.

Изделия позднего древнекаменного

и среднекаменного века:

1навершие жезла; 2 — орудие из каменной пластинки

3. 4жатвенный нож и основа для жатвенного ножа;

5 гарпун; 6 копьеметалка.

16

Охота на бизона.

Жилище из костей мамонта.

Поздний период древнего каменного века.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Собственно, здесь можно говорить не об искусстве вообще, а об изобразительном искусстве. Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: и они могут ритмично раскачи­ваться и издавать как бы в такт звуки («ухать»). Но только в конце древнего каменного века у людей появились потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

Когда были найдены первые пещерные изобра­жения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и

пользовались орудиями из камня. И тем не менее это так. Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных — бизонов, лошадей, мамонтов — наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Ура­ле. Участки пещер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Для того чтобы разно­цветными минеральными красками нарисовать здесь эти фигуры, приходилось освещать стены фа­келами и каменными «лампами» в виде ковшиков, заполненных жиром.

До сих пор учёные пытаются понять, зачем ри­совали этих зверей, с какими обрядами и мифами они связаны. Можно с уверенностью сказать: в это время люди стали создателями «второй природы», мира, который похож на видимый, но отличается от него потому, что человек видит не только гла­зами, но и головой, т.е. осмысливает то, что видит. Создание «второй природы» началось, конечно, ещё раньше, с того момента, когда человек не просто взял в руку палку или камень, а обработал их для своих потребностей. Однако появление изобрази­тельного искусства — важнейший признак прогрес­са человечества.

Полагают, что через образы животных люди вы­ражали какие-то важные для них представления о мире. На стенах пещер изображения людей — боль­шая редкость. Это и понятно: ведь и нам в детстве бывает легче осмыслить отношения между живыми существами, пользуясь образами животных. Вспомним басни Крылова: там часто действуют жи­вотные, но ведут они себя как люди. По-видимому, так поступали и древнейшие художники: они не просто изображали бизонов или лошадей, за этими изображениями стояли какие-то известные им, но, к сожалению, не известные нам представления, быть может, предания, мифы. Чтобы изображать людей, человек должен научиться их понимать, а они представлялись ему одинаковыми, мало отли­чавшимися друг от друга. Община охотников была как бы единым телом, в котором люди разного пола

Зубр.

Ласко (Франция).

Верхний палеолит.

18

Тайный обряд в пещере.

СКУЛЬПТУРЫ В ПЕЩЕРЕ

Летом 1922 г. молодой исследова­тель Кестере вошёл в пещеру на юге Франции. По дну пещеры струился поток, а потолок по мере продвижения вперёд снижался. И вот потолок и вода сомкнулись, но Кастере не остановил­ся. Набрав в лёгкие воздуха, он нырнул и стал продвигаться, ощупывая пото­лок. Когда он уже стал задыхаться, по­толок вдруг поднялся, и Кастере выныр­нул. Он оказался в тёмной пещере. Вер­нувшись туда в другой раз со свечами, он пробрался ещё дальше и на расстоянии 1,5 км от входа вошёл в зал, на полу которого в глине лежали кремнёвые орудия.

Обследовав пещеру, Кастере с удивлением обнаружил в ней грубо вы­лепленную фигуру лежащего медведя без головы, между передними лапами которого находились остатки настояще­го черепа пещерного медведя. Непода­лёку на стене Кастере увидел три рель­ефных изображения зверей, тоже без­головых, похожих на львов, которые были вырезаны в глинистых напластова­ниях. На стене были нацарапаны и изоб­ражения лошадей. Никто не входил в эту пещеру после охотников древнего каменного века. Всё оставалось в не­прикосновенности, и даже на полу в глине сохранились следы босых ног.

Все глиняные фигуры были покрыты насечками, углублениями, как будто сделанными острым оружием. Каза­лось, этих животных хотели убить. Учё­ные полагают, что люди каменного ве­ка перед предстоящей охотой, чтобы сделать её удачной, приходили в эту пещеру для совершения тайных обря­дов. Они уходили далеко от входа, в темноту, освещая пещеру факелами и жировыми «лампами». Здесь они совер­шали магические действия, «убивая» копьями изображения своих будущих жертв. Может быть, при этом танцевали их следы сохранились до сих пор. Люди считали, что изображения зверей живые, поэтому делали их безголовы­ми и только на время обряда прикреп­ляли головы, а уходя, снимали их.

О том, как выглядели такие обряды, исследователи узнали из жизни и быта коренных жителей Австралии и обитате­лей юга Африки. Перед охотой, разри­совав себя ритуальными узорами, люди собирались вокруг изображения живот­ного объекта будущей охоты, изображённого на скале, земле или песке. Размахивая копьями, охотники танцевали вокруг изображения и пели, а потом бросали в него копья. Эти дей­ствия были своеобразной тренировкой, но очень велико и их психологическое воздействие на состояние людей. Совершив обряд, они приобретали уверенность в том, что охота будет удачной.

и возраста — это клетки организма, не способные действовать обособ­ленно и сильные именно благодаря тому, что все они принадлежат этому телу. Исключение составляли колдуны, которых, кстати, иног­да рисовали. Но была ещё одна группа человеческих существ, кото­рых считали необходимым изображать, — женщины. Эти таинствен­ные существа рожали и выкармливали детей. Одни — легко, другие, недостаточно сильные, не могли справиться с этими трудными обя­занностями. Их болезни, слабости создавали угрозу самому сущест­вованию коллектива. Жён брали не в своей общине, где все были родственниками, а в другой, соседней, с которой налаживали хоро­шие отношения. Нередко жён похищали. Жёны воспринимались как принадлежащие не своему, а чужому миру, откуда они приходили.

Женщины — первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисун­ков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевши­ми много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных жен­щин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.

По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое дейст­вие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине. Ведь только при изобилии пищи и спокойной жизни жен­щины могли рожать будущих сильных охотников.

НАЧАЛО МЕЗОЛИТА

Сменилось много поколений людей, пока ледник наконец не отступил на север. Граница вечных льдов стала такой, как теперь, а это означало, что наступило потепление. Животные, приспособленные к холодному климату, вымерли, как это случилось с мамонтом или шерстистым носорогом. Наверное, какую-то роль в исчезновении этих животных сыграли и люди, которые всё более успешно охотились на них.

С отступлением ледника (это произошло в конце X — IX тыс. до н. э.) началась, как говорят геологи, современная эпоха. Движение ледника на север происходило постепенно, и южные области Европы и Азии раньше, чем другие, стали благоприятными для нового скачка в развитии человеческой культуры. Люди поняли, что совсем не обя­зательно искать большой кусок хорошего камня, чтобы сделать кин­жал или наконечник копья. Гораздо экономнее откалывать от неболь­ших ядрищ мелкие пластинки или разделять большие ножевидные пластины на мелкие. Полученные маленькие кусочки можно вста­вить в костяную или деревянную основу, проделав в ней желобок. Так из небольших пластинок, укреплённых смолой в кости или дере­вянной палочке, можно получить большое орудие — наконечник ко­пья, нож, пилу; эти пластинки легко закреплялись в древке стрелы. Этот способ изготовления орудий позволял экономить время и поль­зоваться небольшими кусочками таких минералов, как, например, полудрагоценный халцедон или агат.