Жилище. Китай. IV тыс. до н. э.
Кирпич.Новый каменный век.Палестина.
Жилище(реконструкция).Долина Дуная. IV тыс. до н. э.
Одновременно люди стали приручать диких животных. Первой из них была собака — помощник на охоте и защитник от хищников и врагов. Дикие предки овец, коз, свиней, крупного скота обитали в Азии. В Америке единственным животным, которое удалось приручить, была лама.
Наверное, первые попытки приручения довольно безобидных травоядных животных делались и раньше, когда в руки охотников попадали симпатичные козлята и ягнята. Сначала с ними играли дети. Но потом, когда эти животные подрастали и прокормить их становилось всё труднее, они убегали или их съедали. Теперь, когда люди значительную часть года могли жить на одном месте, для детёнышей животных можно было строить загоны. Вырастая, самки давали потомство. Постепенно козы и овцы становились всё более ручными и не только не боялись людей, но даже шли за ними, потому что получали от них корм.
Теперь мясо и шкуры не только добывали на охоте, но и получали благодаря скотоводству. Появились пастухи, отгонявшие стада на пастбища. Люди научились прясть из шерсти животных нити, ткать, шить одежду. Позже стали получать молоко и делать из него сыр, творог.
Переход к земледелию и скотоводству сыграл огромную роль в жизни человечества. Это событие было настолько значительным, что его называют
«неолитической революцией». Новые формы жизни начали складываться ещё в среднем каменном веке, но на более обширные территории они распространились позднее, в новом каменном веке — неолите (по-гречески «неолит» — «новый камень»), «Неолитическая революция» заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. Для тех времён такие темпы не были медленными.
Первым обширным регионом, где люди начали выращивать растения, разводить домашних животных и переходить к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток. На территориях Западного Ирана, Северного Ирака, части Сирии, юго-востока Турции, Палестины это произошло в VIII—VII тыс. до н. э., а в некоторых местах — несколько раньше. В VII—VI тыс. до н.э, земледелием стали заниматься в северо-западной части Индостана. В Юго-Восточной Азии первые признаки знакомства с земледелием относят к X тыс. до н. э., но шире оно распространяется к VI тыс. до н. э. Приблизительно в это время или немного позже оно становится известным в Китае и Японии.
Новые способы ведения хозяйства быстро распространялись. Так, в Средней Азии земледелие стало известно в конце VII — VI тыс. до н. э. и пришло сюда из Ирана. В Египте собирательством диких растений занимались ещё в среднем каменном веке, но настоящее земледелие появилось позже, в
24
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ в ВОСТОЧНОМ ПОЛУШАРИИ 10-4 тысячи лет назад
1. 10—7 тысяч лет назад.
2. 7—5 тысяч лет назад.
3. 5—4 тысячи лет назад.
4. Районы расселения людей, занимавшихся охотой и собирательством.
5. Пути распространения земледелия и скотоводства в древности.
Глиняный сосуд. Иран. IV тыс. до н. э.
Сосуды. Ирак. Иран. VI—V тыс. до н. э.
Погребальный сосуд Китай.
IV тыс. до н. э.
Сосуд Сицилия IV тыс. до н. э.
V тыс. до н. э. Предполагают, что семена растений и домашние животные попали сюда из соседних районов Юго-Западной Азии.
В Европу земледелие и скотоводство стали проникать в VI—V тыс. до н. э. Постепенно они распространились на север, что было связано с немалыми трудностями, так как теплолюбивые растения трудно приживались в новых условиях.
В Америке первые признаки земледелия появляются в начале VI тыс. до н. э. В это время в Центральной Америке стали выращивать кукурузу, а может быть, и бобовые культуры.
Не везде с наступлением нового каменного века и даже позже люди смогли стать земледельцами. В некоторых регионах этому препятствовал климат, например в Австралии или в северных районах Азии, Европы и Америки. В то же время достаточное количество дичи, рыбы, дикорастущих растений позволяло людям жить, совершенствуя свою материальную культуру и всё больше расширяя свои познания о мире. В благоприятных условиях даже с каменными и костяными орудиями можно было вести полуоседлый образ жизни.
В новом каменном веке совершенствуются охотничье оружие, луки, ловушки. Люди научились плести из ветвей корзины и сооружать на реках запруды, препятствующие ходу рыбы, делать лодки, выдалбливая их из стволов деревьев, и, наверное, строить плоты. В северных областях появляется такое удобное приспособление, как лыжи.
Утварь людей, их орудия благодаря новым приёмам обработки материала становятся более совершенными. Вещи приобретают красивый вид, их формы соответствуют своему назначению. Например, обитатели океанских побережий Азии и Северной Америки при помощи самых простых орудий могли делать обтянутые кожей лодки, не пропускавшие воду. Сидя в такой лодке, охотник на моржа так привязывался к ней, закрепляя верхнюю кожаную крышку вокруг пояса, что, перевернувшись, лодка не зачерпывала воду и могла принять первоначальное положение.
Быт неоседлых людей скромен. Кочующие охотники не могли иметь тяжёлую утварь, их жилища должны были быть лёгкими, вроде юрт и шалашей. До появления вьючных и упряжных животных всё приходилось нести на себе. Оседлые же земледельцы и скотоводы, если земля вокруг была плодородной, долго жили на одном месте — целые столетия. Конечно, они продолжали охотиться, ловили рыбу, собирали ягоды, как это делали крестьяне всех стран много веков спустя и как это делают деревенские жители теперь. В условиях оседлой жизни можно строить прочные дома из глиняных кирпичей, высушенных на солнце, из дерева или камня.
26
Глиняная печь.
Дом с убранством для проведения обрядов Турция. VI тыс. до н. э.
Именно переход к оседлому состоянию вызвал к жизни такой вид искусства, как архитектура.
Сначала жилища были круглыми, как шалаши охотников. Но из кирпичей и прямых стволов деревьев удобнее было строить дома прямоугольного плана. Если семья увеличивалась, делали пристройку. В домах появились печи для обогрева и приготовления пищи, с помощью специальных дымоходов научились отводить наружу дым. Появилась и мебель — столы, скамьи, простые стулья. На Востоке, где было мало деревьев, лежанки вдоль стен делали из глины.
В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, дерево, кость. Посуду тоже изготавливали из дерева, раковин, скорлупы больших орехов. Из гибких ветвей плели корзины, а из шкур зверей делали мешки. В такой посуде трудно приготовить горячую еду (один из способов — бросить раскалённый камень в наполненный пищей кожаный мешок). Теперь посуду стали лепить из глины, смешивая её с водой, песком, толчёным камнем или рубленой соломой. Эти добавки были необходимы для того, чтобы при обжиге посуда не потрескалась. Вылепленные из полученной массы сосуды подсушивали, собирали в кучу, перекладывая и засыпая их горючим материалом (например, лепёшками овечьего навоза), и поджигали. Несильный, но длительный жар позволял довольно хорошо обжигать сосуды.
Изобретение глиняной огнеупорной посуды позволило готовить такие известные нам блюда, как каши, супы, похлёбки, жарить еду с применением
масла. Мясо и овощи стали не только печь и жарить на открытом огне, но и варить.
Посуду лепили женщины. Они делали не только удобные, но и красивые вещи. Грубую поверхность заготовленного сосуда покрывали жидкой цветной глиной и расписывали минеральными красками. Некоторые предпочитали не рисовать, а процарапывать узоры или наносить их специальными штампиками. Все, кто когда-нибудь бывал в исторических музеях, помнят эти миски, блюда, горшки, громадные сосуды для хранения зерна и других припасов.
Орнаменты на сосудах и других вещах были очень разнообразными, особенно в областях древнейшего земледелия, на Востоке. Это и геометрические фигуры, и цветочные розетки, и фигурки животных, и танцующие люди. Орнаменты столь совершенны, что их можно принять за создания специально обученных художников. Однако их сделали женщины, которые перенимали умение у своих предков. Своим искусством они были обязаны долгой традиции, поискам и ошибкам многих поколений.
Расписывали не только сосуды, но и стены жилищ. Это были простые орнаменты, различавшиеся у разных общин, а также изображения животных и людей. Простые узоры делали обычные женщины, а сложные, многофигурные, предназначавшиеся для обрядов, — женщины и мужчины, обладающие особыми знаниями обычаев и преданий. В домах с такими изображениями, как известно из раскопок удивительного по богатству находок поселения в Турции Чатал Хююк, периодически совершались обряды, и каждый раз для них обновляли стенопись.