Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 1 (стр. 9 из 13)

В домах найдено много погребе­ний людей. Их делали под лежанка­ми и полами домов. В погребения клали деревянные сосуды, которые сохранились, оружие, рядом с жен­щинами косметические наборы с красками. Мужчин погребали в шку­рах леопардов, которые застёги­вали костяными застёжками. Та­кими их рисовали и в сценах охоты. Найдено много украшений из цветных камней, раковин, кости. У нескольких скелетов не было черепов, которые, наверное, вынимали для совершения обрядов. На некоторых останках видны следы зелёной краски.

Обитатели Чатал Хююка, как ни странно, не лепили сосудов из гли­ны. Они появились лишь в конце су­ществования поселения, но деревянная посуде была очень раз­нообразна по форме и хорошо сделана. Из кости обитатели Чатал Хююка вырезали ложечки для еды. Орудия и предметы вооружения делали в основном из вулкани­ческого стекла обсидиана, за­лежи которого находится непода­лёку. Учёные предполагают, что помимо земледелия и скотоводства, а также сбора разнообразных плодов и ягод в окрестных лесах, жители занимались добычей и обменом этого ценного минерала. Чатал Хююк окружали несколько поселений меньшего размера. Может быть, он был их центром, «материнским» поселением, от которого пошли все другие. Тогда понятно, почему в нём проводилось так много обрядов, которые были посвящены скорее всего мифическим предкам и служили магическим средством за­щиты людей.

29

поскольку сроки сева злаков и их созревания, из­менение в поведении домашних животных стали предметом постоянной заботы. Конечно, все связи между явлениями природы осмысливались, с на­шей точки зрения, фантастически. Так, люди пола­гали, что злаки каждый год рождаются от брака земли и неба в результате попадания в землю дож­дя. Это было фантастическое понимание реальных событий: ведь, действительно, без весенних дождей не оживут растения, не появятся всходы.

Люди считали себя такой важной частью при­роды, что признавали необходимость совершения обрядов, которые как бы подталкивали её, природу, к желаемым действиям. Они считали, что если зи­мой зажечь в определённый, самый короткий день много огней, то солнце станет дольше освещать зем­лю. Такие же магические действия совершались и для блага своей общины, семьи. Например, люди думали, что, если перед севом сытно поесть каши или другой пищи из зёрен, урожай будет богатым. Природа оставалась для них живой. Однако в бо­гов — всемогущих существ, управляющих ею, — они ещё не верили и полагали, что окрестности се­лений, особенно горы, леса, населены духами, име­ющими облик реальных животных, рыб, водных потоков. Эти духи вели себя как люди, только име­ли другой облик, и немногим удавалось подсмот­реть, как они живут по-настоящему. Образы таких существ известны по сохранившимся до наших дней сказкам и легендам.

Чтобы заручиться поддержкой сил природы, ду­хов, к ним обращались во время обрядов, им пред­лагали вкусную пищу. Охотники заклинали зве­рей, чтобы те согласились быть убитыми, обещая им за это угощение, а потом новое рождение. Здесь не было обмана: люди верили, что жизнь после смерти продолжается в другом месте.

Очень важную роль в верованиях и обрядах иг­рали образы умерших. Считалось, что они — дети и старики, женщины и мужчины — сохраняют связь с живыми. Эту связь оседлые земледельцы ощущали настолько прочной, что хоронили умер­ших в земле своих поселений, иногда под полом дома или неподалёку. Так, вероятно, хотели сохра­нить с людьми близость, которая была при жизни. Теперь же, после смерти, люди приобретали новые свойства. Они становились близкими миру духов, тех таинственных существ, которые населяли зем­лю, а могли подняться и на небо. Естественно, что от умерших ожидали той помощи, которую соро­дичи всегда оказывали друг другу. К ним, к их ос­танкам, особенно к черепам, иногда обращались в обрядах.

Изображения предков делали из глины, дерева и других материалов. Земледельцы особенно часто лепили фигурки женщин. Их иногда неправильно называют изображениями «богини-матери». Это действительно матери, мифические предки, но не богини. Это — покровительницы всей общины, но особенно женщин и детей. В обрядах они станови­лись участницами целых представлений, их сажа­ли рядом с живыми, угощали, с ними и от их имени

Глиняная фигурка прародительницы.

Турция. Начало VI тыс. до н. э.

Мать и ребёнок. Обожжённая глина.

IV тыс. до н. э.

30

вели разговоры. Их призывали на помощь при тяжё­лых родах, а также для того, чтобы вылечить боль­ного ребёнка, попросить о благополучии для всех.

Есть сведения, что образы женщин-предков в не­которых общинах окружались особым почтением. В уже упоминавшемся турецком поселении Чатал Хююк в обрядовых постройках найдены огромные, больше человеческого роста, фигуры женщин, вы­лепленные из глины. Подобных фигур мужчин не найдено, но мелкие скульптуры, обнаруженные в этом поселении, изображали и женщин, и мужчин, и детей.

Раньше учёные думали, что в эпоху неолита, осо­бенно у земледельческих племён, женщины играли главенствующую роль, что это было время женовластия — матриархата. Теперь стало известно, что такого не могло быть, т.к. это было время равенства женщины и мужчины. Женщины были хозяйками, занимались земледелием. Мужчины тоже были земледельцами, но ещё и пастухами, охотниками, воинами. Их жизнь меньше была связана с домом, поэтому и мало следов мужских обрядов находят в жилищах. Наверное, мужчины продолжали рисо­вать зверей на скалах и совершали около них об­ряды, а возможно, у них были и особые воинские ритуалы перед походами. У многих народов в более позднее время именно мужчины, а не женщины, занимались наблюдениями за небесными светила­ми и определяли время проведения сельскохозяй­ственных работ.

НОВОЕПОНИМАНИЕ МИРА.

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА

Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружаю­щей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конеч­но, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвя­щают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конк­ретным, образным. Отвлечённые, абстрактные по­нятия ещё не отделились от их реальных прояв­лений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали пись­менностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» — «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприя­тии мира появилось и нечто новое.

Судить об этом можно по изобрази­тельному искусству, в котором и вопло­щается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.

Мы помним, какими живыми, яркими были изо­бражения зверей в пещерах позднего периода древ­него каменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впади­ны, выступы, имеющие сходство с очертаниями фи­гур. Изображение как бы ещё не отделилось от ок­ружающего его пространства, не стало самостоя­тельным.

Люди древнего каменного века не знали орна­мента. На изображениях животных и людей из кос­ти иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это — условное обо­значение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.

Та же связь с природными формами обнаружи­вается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. По­степенно орудия стали приобретать формы, кото­рые лишь отдалённо напоминали то, что можно ви­деть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным. Так, они делали украшения из зубов зверей, никак их не обрабатывая. У рога оленя отпиливали все отростки, кроме одного, и использовали это приспособление как копьеметалку. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.

Таким образом, преобладающим в восприятии природы было следование за ней, внимание к из­менчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повто­ряющимся признакам, которые мы сейчас называ­ем закономерностями. Это и понятно: мир охотни­ка, живущего среди природы, постоянно изменя­ется, его окружает множество существ, растений. Своё жильё он вынужден приспосабливать к тому месту, где случилось остановиться; это может быть пещера, шалаш или более основательная построй­ка, но внешне она почти не отличается от холма или кучи ветвей.

Мир оседлых земледельцев стал другим. Харак­терно, что в их изобразительном искусстве веду­щую роль начинает играть орнамент. Ритмично повторяющиеся фигуры покрывают гладкие стенки сосудов, стены жилищ. Вероятно, орнаментом ук­рашали и не сохранившиеся до нашего времени ковры и ткани. Орнамент появился, когда люди об­наружили устойчивые черты в строении создавав-