Выйдя в отставку 23 декабря 1783 г., Вашингтон вновь удалился в Маунт-Вернон, намереваясь провести там спокойно остаток жизни. Он с негодованием отверг неоднократные предложения использовать армию для установления в стране монархии, поскольку всегда признавал верховенство гражданской власти над военной и был сторонником республики.
Победив Англию, молодая страна оказалась в крайне сложном положении. С исчезновением военной опасности порвались те узы, которые удерживали вместе 13 американских штатов. Из-за восьмилетней войны ухудшилось финансовое и экономическое положение страны. Чтобы спасти молодое государство, необходимо было принять конституцию, которая законодательно закрепила бы его единство и установила в стране закон и порядок.
Такую конституцию США выработал конвент в Филадельфии, открывшийся 25 мая 1787 г. Вашингтон был единогласно избран президентом конвента. Хотя он и не был в числе главных создателей конституции, только благодаря твёрдости его характера удалось достичь согласия и в конце концов принять её. По конституции во главе государства должен был стать президент. На прошедших в феврале 1789 г. выборах первым президентом США был избран Джордж Вашингтон.
Вашингтон пробыл на посту президента восемь лет, поскольку в 1793 г. его переизбрали на второй срок. Его президентство было отмечено осторожностью и здравым смыслом, которые всегда отличали Вашингтона. Он стремился находиться в стороне от разворачивающейся партийной борьбы и подчёркивал свою позицию президента всей страны. Велико значение Вашингтона в налаживании работы органов государственного управления. По его инициативе были приняты первые 10 поправок к конституции США, названные «Биллем о правах». Они законодательно закрепили основные демократические свободы.
В сентябре 1796 г. Вашингтон обратился к правительству и народу США с посланием, вошедшим в историю как «Прощальное обращение». В этом завещании уходящий на покой президент говорил о необходимости постоянно укреплять единство штатов, бороться с коррупцией, экономно расходовать государственные средства и избегать содержания большой армии. Во внешней политике Вашинг-
514
тон советовал избегать политических союзов и поддерживать с другими странами только торговые отношения.
Когда закончился второй срок пребывания Вашингтона на посту президента, он удалился в Маунт-Вернон и провёл там в заботах о своих плантациях последние годы жизни. Он умер 14 декабря 1799 г. от простуды.
Основы общественного и государственного устройства США были заложены в ходе Войны за независимость и закреплены впоследствии в конституции. Величайшая заслуга Джорджа Вашингтона перед страной заключалась в том, что под его командованием была одержана победа в борьбе за независимость, а в результате его решительных действий была принята американская конституция. Недаром один из современников сказал, что Джордж Вашингтон был первым на войне, первым в мире и первым в сердцах своих соотечественников.
В конце XVIII в. Франция пережила глубокое общественное потрясение, названное Французской революцией.
За несколько лет до неё жизнь королевства могла показаться мирной и спокойной. Ничто, казалось, не предвещало перемен.
Население страны в то время разделялось на три сословия. Власть была сосредоточена в руках двух привилегированных сословий — дворянства и духовенства. Все остальные граждане, составлявшие 96% нации, крестьяне, простые горожане, ремесленники, торговцы, промышленники, принадлежали к так называемому «третьему сословию». На третье сословие ложилась основная тяжесть налогов, но в вопросах управления страной его голос ничего не значил.
Обеспеченные люди из третьего сословия жили в постоянной тревоге. Они вкладывали свои деньги в государственные ценные бумаги, но королевская власть не отчитывалась перед ними в своих денежных тратах. Каждый день мог принести вкладчикам (рантье) известие о разорении.
Крестьян раздражали и угнетали бесчисленные феодальные повинности. Крестьянин был, как паутиной, опутан различными ограничениями: он не мог пасти скот, переправиться через реку, перейти мост, продать товар на базаре, наловить рыбы, смолоть зерно, вырыть колодец без того, чтобы не уплатить местному дворянину очередную грабительскую подать. Особую ненависть вызывало право на охоту — одно из самых унизительных для крестьян. Только дворянин мог охотиться на дичь на любых окрестных землях, топча крестьянские посевы. Крестьянин же не имел права убивать дичь, хотя та уничтожала его посевы. Косить траву на своих лугах он мог только тогда, когда куропаткам не угрожала опасность попасть под косу. Он был обязан оставлять для них невыкошенные участки.
Образованные французы из третьего сословия тоже не были сторонниками старого порядка. Их подготовила к революции французская философия XVIII в. Философы-просветители Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, д'Аламбер в своих сочинениях
"Пробуждение третьего сословия".
Современная гравюра.
515
ПОСЛЕ ВЗЯТИЯ БАСТИЛИИ
Бывший видный сановник Фулон заслужил, находясь у власти, всеобщую ненависть простых людей тем, что при недостатке хлеба издевательски советовал беднякам есть траву.
В 1789 г. 74-летний фулон доживал свой век на покое. Испуганный взятием парижанами тюрьмы Бастилии, опасаясь народной расправы, он приказал похоронить своего умершего слугу как самого себя. Но это ему не помогло: кто-то из слуг выдал его местным крестьянам. Те схватили его, привязали ему на спину охапку травы («Пусть жуёт свою траву!») и на верёвке повели его в Париж, на суд.
Толпа парижского простонародья потребовала немедленно судить Фулона. Один из видных вождей начала революции, Лафайет, стал уговаривать толпу: конечно, этот Фулон — преступник, но, быть может, у него были сообщники? Надо заточить его в тюрьму и там узнать у него всю правду.
Народ поддавался уговорам и начал было аплодировать речи Лафайета. Однако Фулон, обрадованный тем, что ему не грозит немедленная казнь, присоединился к рукоплесканиям. У толпы проснулось подозрение: «Смотрите-ка! Они друг друга поняли!» Люди схватили Фулона и потащили к ближайшему фонарю. Его попытались повесить, но две верёвки оборвались. Старик продолжал умолять о пощаде. Только на третьей верёвке его удалось повесить. Его голову отрубили, набили рот сеном, насадили на остриё пики и пронесли по улицам города.
*
КРАСНОЕ ЗНАМЯ
Во второй половине XIX в. и позднее красное знамя было символом революции и социализма. Но 200 лет назад во Франции оно имело совсем другое значение. В случае беспорядков и волнений правительство вывешивало красное знамя — знак военного положения, грозное предупреждение всем бунтовщикам. Видя его, граждане спешили разойтись, не то их могли разогнать выстрелами.
Но 10 августа 1792 г. толпы народа, шедшие штурмовать королевский дворец в Париже, решили придать красному знамени новое значение. Год назад сторонников республики расстреливали гвардейцы, держа в руках красное полотнище как знак военного положения. Теперь над народной толпой там и здесь развевались красные знамёна с надписью «Военное положение народа против мятежного правительства». Люди были убеждены, что король и его правительство изменили Франции, вступили в сговор с воюющими против неё державами.
Так красное знамя впервые получило революционное значение. После 10 августа 1792 г. почти на 50 лет оно было забыто, но в середине XIX в. о нём вспомнили, и постепенно оно стало символом рабочего и социалистического движения.
*
остроумно и резко разоблачали отжившие порядки и предрассудки.
Причины, подтолкнувшие революцию, как мы видим, были достаточно глубоки.
Поводом для революции стал дефицит государственного бюджета. Говоря проще, королевская казна не сводила концы с концами.
Расточительность двора и беспечность министров довели к 1788 г. задолженность государственного бюджета Франции до 140 млн. ливров (на эту сумму в те времена можно было купить с десяток королевских дворцов). Но все-таки положение не было безвыходным — достаточно было обложить налогами привилегированные сословия — дворянство и духовенство, чтобы укрепить расшатавшееся здание монархии. Однако два высших сословия упорно не желали поступаться частью своих доходов.
В этих условиях королевская власть пошла на созыв Генеральных штатов — старинного сословного органа власти, не собиравшегося с 1614 г. Мнения советников короля Людовика XVI по этому вопросу разошлись, их голоса разделились поровну. Дело решил голос самого короля, поданный за созыв Генеральных штатов — перевесив чашу весов, он стал тем «камешком», который сдвинул лавину.