Что же он говорил? Он, как и все остальные депутаты, никогда не выступал, например, за республику, против королевской власти. Но как, например, король должен представлять законы на утверждение Учредительному собранию? По мнению Робеспьера, он должен был говорить при этом: «Народ, вот закон, который я сложил для тебя. Принимаешь ли ты его?»
Когда Робеспьер изложил этот проект собранию, оно разразилось громовым хохотом. Все депутаты
527
смеялись над этим юристом из Арраса, который строил перед ними свои наивные воздушные замки. Неужели король будет заискивать и унижаться перед народом!
Другие деятели революции могли укорять за что-то народ (например, за излишнюю доверчивость или чрезмерную жестокость), упрекать или осуждать. Но для Робеспьера слово «народ» было синонимом правоты. Когда летом 1789 г. толпа жестоко расправилась с бывшим сановником Фулоном, повесив его на фонаре, он коротко сообщил об этом в письме другу: «Вчера Фулон казнён по приговору народа».
Мирабо рано обратил внимание на Максимильена. Он заметил о нём: «Этот человек сделает что-то. Он верит каждому слову, которое произносит».
С 1790 г. популярность Робеспьера в народе всё более возрастала. Его прозвали «Неподкупным». 30 сентября 1791 г., в день закрытия работы Учредительного собрания, парижский народ устроил Робеспьеру овацию.
Робеспьер старался и в частной жизни быть вместе с небогатыми людьми. Он поселился в доме столяра Дюпле, жил подчёркнуто скромно. В одной из небольших комнат этого деревянного дома он прожил до конца своих дней.
Чтобы понять деятельность Робеспьера в последующие полтора года — до июня 1792 г., важно ещё раз подчеркнуть его отношение к народу. По мнению Робеспьера, движение народа священно, его воля — закон, хотя бы она нарушала все старые законы. Поэтому Максимильен не отходил, как другие политики, от народного движения, последовательно сметавшего короля, монархию, умеренных республиканцев — жирондистов (см. ст. «Французская революция»), а шёл с ним в ногу. Свержение монархии 10 августа 1792 г. он оправдывал тем, что до тех пор «у народа не было законов, а только преступные капризы тиранов, опирающихся на силу... Их преступления заставили народ ещё раз взять осуществление своих прав в свои руки».
В сентябре 1792 г. в Париже собрался новоизбранный законодательный орган Франции — Конвент. Здесь Робеспьер — лидер «Горы» — якобинского меньшинства в Конвенте. Конвент обсуждал, какому наказанию подвергнуть бывшего короля. Робеспьер не колебался — смерти. В своей речи он объяснил, что Конвент не выносит приговор, он только приводит его в исполнение. Приговор вынес народ, когда решил, что Людовик — мятежник и сверг его с престола.
Правящая группа — жирондисты — упрекали якобинцев и Робеспьера в лести, заискивании перед народом. Робеспьер по этому поводу восклицал: «Вы осмеливаетесь обвинять меня в том, будто я хочу обмануть народ и льстить ему! Как я мог бы это сделать? Ведь я не низкопоклонник, не трибун, не защитник народа; я сам народ!»
Жирондисты обвиняли якобинцев и Робеспьера в разжигании смуты, требовали порядка и спокойствия. Робеспьер отвечал им так: «Неужели вам нужна была революция без революции! Кто может
точно указать, где должен остановиться поток народного восстания после того, как события развернулись?» Эти слова — грозное предупреждение. В июне 1793 г. Конвент под напором вооружённых парижан исключил из своего состава вожаков жирондистов; власть во Франции перешла к «Горе», и в первую очередь к Робеспьеру.
Итак, Робеспьер у власти. Куда логика событий поведёт дальше этого человека? Понять это можно, внимательно рассмотрев его взгляды, да и взгляды значительной части французских революционеров вообще.
Робеспьер и многие другие французские революционеры исходили из идеи о том, что по своей природе человек добр и добродетелен. Тирания и деспотизм искажают его естественный облик. Надо только устранить, снять силой эти наслоения, и сущность человека проступит во всей своей красоте.
Этими идеями и руководствовались Робеспьер и его сторонники в период своего правления. В течение этого времени всё больший размах приобретали политические казни — якобинский террор. Но было бы неправильно считать, что планы этого террора Робеспьер готовил изначально. Когда в 1792 г. якобинец Марат стал излагать Робеспьеру свои проекты массовых казней и народных расправ, Робеспьер пришёл в ужас, побледнел и долго молчал. Террор стал для Робеспьера лишь средством для достижения его идеала — всеобщей добродетели. Робеспьер оправдывал казни, считая, что отдельные порочные люди не дают народу жить по законам добродетели, как народ того желает. Значит, добродетельные люди должны применить против них террор, который будет тем самым проявлением добродетели.
На гильотину отправлены королева, сторонники короля, жирондисты, пытавшиеся поднимать восстания... Но в глазах Робеспьера и его соратников порочных, развращённых людей не становится меньше. Меч террора разит уже и самих якобинцев.
В апреле 1794 г. казнены Дантон и его сторонники. В своих заметках о Дантоне Робеспьер писал: «Слово «добродетель» вызывало смех Дантона. Как мог человек, которому чужда всякая идея морали, быть защитником свободы!»
К «врагам добродетели» применителен только террор, но «народом следует управлять с помощью разума». Этот принцип Робеспьер пытается представить в праздновании дня Верховного Существа — нового республиканского бога (см. ст. «Французская революция»).
Победив открытых «врагов республиканской добродетели», Робеспьер стал замечать, что рядовые организаторы террора, депутаты Конвента не безупречны в моральном отношении. Многие из них сделали из террора средство личного обогащения, казня и милуя по своей прихоти. По этим людям необходимо было нанести новый удар, чтобы, наконец, восторжествовала добродетель. За два дня до смерти, 8 термидора (26 июля 1794 г.) Робеспьер произнёс свою последнюю речь, полную смутных предостережений и угроз. Он сказал: «Они назы-
528
вают меня тираном. Если бы я был им, они ползали бы у моих ног. Я осыпал бы их золотом, я бы обеспечил им право совершать всяческие преступления, и они были бы благодарны мне! К тирании приходят с помощью мошенников. К чему приходят те, кто с ними борется? К могиле и бессмертию».
Робеспьер не назвал тех, кого обвиняет, по именам. Но многие депутаты, не без основания опасаясь за собственные головы, решились выступить против Робеспьера.
9 термидора (27 июля) Робеспьер был арестован во время заседания Конвента и наутро следующего дня гильотинирован (см. ст. «Французская революция»).
На могиле Максимильена Робеспьера помещена следующая эпитафия:
Прохожий! Не печалься над моей судьбой.
Ты был бы мёртв, когда б я был живой.
Наполеон Бонапарт, одна из ярчайших фигур Новой истории, родился 15 августа 1769 г. в г. Аяччо на острове Корсика.
Корсика только что стала французским владением. Отец Наполеона, дворянин Карло Буонапарте (именно так первоначально звучала итальянская фамилия Наполеона), вместе с корсиканским героем Паоли сражался против французских завоевателей, но потом предпочёл мирную жизнь. Паоли назвал его за это предателем.
Несмотря на своё дворянское происхождение, семья Буонапарте жила очень скромно, даже бедно. Восьмерых детей надо было обучить и вывести в люди. Троим старшим повезло. Первого сына, Жозефа, отец отправил учиться на адвоката во Францию, второго, Наполеона, пристроил в Бриеннскую военную школу, тоже во Францию, дочь Элизу отдал в пансион. Все они жили и учились за казённый, т. е. государственный, счёт.
Во Франции Наполеону приходилось тяжело. В отличие от своих богатых французских сокурсников он не имел модного мундира и денег на развлечения. Поэтому будущий император старался держаться подальше от шумных компаний однокашников. Всем привозили из дома подарки, Наполеон их не получал. У семьи Буонапарте не было средств даже для того, чтобы сын мог приехать домой на каникулы. Наполеон говорил по-французски с сильным итальянским акцентом, что вызывало злые насмешки его товарищей. По всем этим причинам у юноши практически не было друзей, и он с рвением занимался учёбой. Будущий полководец очень любил математику, читал книги по истории, географии, увлекался современной и античной литературой.
Науки давались ему удивительно легко. Затруднения вызывали только иностранные языки. Но настойчивость помогла справиться и с этим. В 1784 г. его перевели в Парижскую военную школу, лучшую в стране. Успешно завершив курс наук, Наполеон в 1785 г. был направлен из школы в гарнизон в г. Балансе в чине младшего лейтенанта артиллерии.
Жан Антуан Гро. "Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту" .
В этом же году его постигло тяжёлое горе: умер отец. На плечи 16-летнего юноши легла ответственность за всю семью.
В 1789 г. началась Французская революция. Париж разносил по всем уголкам страны желанное и непонятное слово «свобода». Пала Бастилия, и была принята «Декларация прав человека и гражданина». Многие с удивлением узнавали, что «люди
529
рождаются и остаются свободными и равными в правах», которые, оказывается, у них есть. Франция кипела страстями.
Наполеон с восторгом принял свершившееся. Страстный патриот Корсики, он жаждал свободы для своего маленького острова и поспешил домой. Пламенный революционер, примчавшийся осчастливить Корсику духом Свободы, с удивлением заметил равнодушие и даже злорадство по поводу «неразберихи на континенте». Не унывая, Наполеон разукрасил свой дом в Аяччо лозунгами «Да здравствует нация! Да здравствует Паоли! Да здравствует Мирабо!». Но и французская нация, и кумир Парижа Мирабо оставили корсиканцев равнодушными. Вот Паоли — это независимость, это было понятно. Наконец явился и герой-освободитель Паоли. Наполеон, который ещё в училище написал историю Корсики и её борьбы за свободу, попытался снискать расположение своего кумира. Но напрасно. Паоли не забыл «предательства» отца Наполеона, Карло Буонапарте, и не собирался прощать это даже его сыну. Наполеон нёс идеи французской революции, у Паоли же были несколько иные планы. В общем, Наполеон стал политическим и личным врагом своего бывшего кумира. Ему пришлось, спасаясь от ареста, ночью бежать по горной тропе на другой конец острова. В 1791 г. будущий император уехал вместе с семьёй с Корсики во Францию и больше никогда не возвращался на родной остров.