Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 14 (стр. 2 из 9)

Армения постоянно была яблоком раздора меж­ду Римом и Ираном. В 286 г. с помощью Рима иран­ские гарнизоны были изгнаны из Армении, а на следующий год соперники разделили её террито­рию: западные земли стали иранской провинцией, восточные отошли к Риму. Противостояние Ирана и Римской империи, периодически переходившее в военные столкновения и войны, продолжалось. В конце VI в. Византии удалось создать целую враж­дебную коалицию против Ирана: северным его рубе­жам грозили хазары, западным — византийские войска, а с северо-востока приближались воинст­венные кочевники-тюрки. Персидская армия под руководством полководца Бахрама Чобина разбила последних, захватив огромную добычу. В 589 г. ви­зантийские войска нанесли поражение Бахраму Чобину на западе Грузии. Рассерженный шахиншах Хормизд IV послал неудачливому полководцу прял­ку, пряжу и женскую одежду. Оскорблённый Бахрам Чобин поднял восстание. Хормизд IV был свергнут своими приближёнными, ослеплён и убит, а на трон шахиншахов был посажен его старший сын Хосров. Прозванный впоследствии Победонос­ным, он начал с того, что бежал в византийские владения, под защиту императора Маврикия.

В обмен на часть армянских земель и два месопотамских города-крепости Маврикий помог Хосрову II сокрушить силы мятежного Бахрама Чобина и вернуть себе трон в 591 г.

В 604 г., воспользовавшись дворцовой смутой в Византии, Иран начал с ней войну. Вскоре были завоёваны Месопотамия и Сирия. Иранские войска овладели практически всей Малой Азией, дошли до пролива Босфор, захватили Египет. В 616 г. полководец Хосрова II Шахр-Бараз овладел Александ­рией — богатейшим и красивейшим городом до­лины Нила.

Однако византийский император Ираклий гото­вил контрнаступление. Проведя свои войска через северные земли Месопотамии и Армении, он затем повернул на юг, дойдя почти до самой столицы Ира­на. Хосров, не желавший начать мирные перегово­ры с Византией, был убит своими приближёнными, провозгласившими в 628 г. шахиншахом его сына Кавада II.

Хотя Кавад процарствовал всего полгода, он всё же успел заключить мир с Византией, который под­вёл черту 24-летней войне. Обе страны обязались обоюдно отказаться от всего захваченного и обме­няться пленными.

У Ираншахра не было прочного мира и с север­ными соседями — гуннами, хазарами, тюрками. При шахиншахе Бахрам Гуре в 425 г. было отбито вторжение гуннов. Война с ними возобновилась в 459 г. при шахиншахе Перозе. Он послал прави­телю гуннов в жёны вместо обещанной царевны ра­быню. Обманутый гуннский вождь убил часть иран­ских послов, а остальных, изувечив, выслал с гроз­ным предупреждением. Война закончилась унизи­тельным для Ирана перемирием. Пероз нарушил его и вторгся в гуннские пределы, но потерпел по­ражение и погиб, однако в памяти соотечествен­ников он остался «Храбрым». Преемник его Валаш заключил мир с гуннами, обязавшись два года пла­тить им дань. Лишь через 20 лет, в результате войн 503—513 гг., Ираншахр покончил с гуннской уг­розой.

При Каваде I иранцы сражались с хазарами, а в 588 г. в пределы государства вторглись тюрки, но стрелы персидских лучников обратили их вспять.

За внешним величием Ираншахра уже при Хосрове II Парвизе, последнем сильном правителе сасанидской династии, крылся глубокий хозяйствен­ный упадок. Беспрестанные войны подорвали силы державы Сасанидов. Молодые и здоровые мужчины гибли на полях сражений. Некому было возделы­вать землю, пасти скот, заниматься ремеслом. При­ходила в негодность оросительная система, сокра­щались посевы.

Военная добыча обогащала главным образом царскую семью и военачальников. Будучи прави­телями отдельных местностей, они стали считать себя полновластными владыками, не обязанными подчиняться приказам шахиншахов, которыми всё чаще становились люди, неспособные сплотить страну, добиться поддержки народа.

Сасаниды вели между собой непрерывную борь­бу за трон. Некоторое время его даже занимали женщины — Азермидохт и Борандохт. К середине VII в. сасанидский Иран был ослаблен изнутри и не смог противостоять натиску могучего противника — арабов.

АРАБЫ И АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

В эпоху раннего средневековья на Ближнем и Среднем Востоке произошли гораздо более серьёзные перемены, чем в Европе, ещё не оправившейся от крушения Рима. За считанные десятилетия образовалось государство с террито­рией большей, чем Римская империя. Самая моло­дая из мировых религий породила понятие «ислам­ский мир». Именно из того времени пришли к нам выражение «калиф на час», слова «арабеска», «ар­сенал», «шахматы», «астролябия», арабские циф­ры, названия звёзд и, конечно, сказки о Гаруне-ар-Рашиде, Синдбаде-мореходе. Современные морехо­ды бороздят Гибралтарский пролив и Чёрное море, названные так арабами.

Ещё в VI в. н. э. Аравийский полуостров воспри­нимался как «край света». На большей части «ка­менистой Аравии» кочевали племена арабов-бедуи­нов, живших в шатрах и пивших верблюжье мо­локо. Лишь на юге, в Йемене, «счастливой Ара­вии», существовало со времён легендарной царицы Савской древнее государство с процветающими тор­говыми городами. В западной части Аравии также было несколько городов, в которых правило купе­чество. Среди них выделялись Ятриб (Медина) и Мекка — центр территории, занятой племенем курейша (курейшитов).

К началу VII в. в жизни кочевников-арабов прои­зошли значительные изменения. Выделилась пле­менная знать, владевшая большими стадами и раба­ми-пленниками. (В это же время в Европе проис­ходил переход германских и славянских племён к феодальному обществу.) Развивалась торговля, сло­жились единый североарабский язык и арабская буквенная письменность. Среди аравийских песков зазвучали стихи поэтов-бедуинов, в числе которых был и легендарный Меджнун.

Дальнейшая история арабов оказалась связан­ной с именем Мухаммеда, выходца из знатной ку­печеской курейшитской семьи, известного прежде всего в качестве основателя новой религии — ис­лама (ислам — «покорность Богу»), или мусульман­ства (от арабского «муслим» — правоверный).

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Христа. Пророк ислама — абсо­лютно реальное и конкретное историческое лицо. Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией. Оно сразу же бы­ло приспособлено к нуждам зарождавшегося госу­дарства и с самого своего возникновения оказалось очень конкретной религией, начиная с его пропо­веди Мухаммедом. В отличие от предшествовавших религий ислам устанавливал прежде всего правила жизни на этом свете, а уже только потом сулил пра­ведникам рай, а грешникам — геенну огненную. В то же время ислам многое почерпнул из иудаизма, христианства и аравийских древних верований.

Мухаммед родился около 570 г. в Мекке. С юно­сти он, как и его окружение, занимался караванной торговлей. Во многом Мухаммед достиг влияния среди мекканцев благодаря своей старшей жене Айше (Хадидже), вдове богатого купца. Когда Мухам­меду было 40 лет, в месяце рамазане по лунному арабскому календарю произошло событие, способ­ствовавшее рождению новой религии. Ночью на го­ре Хире в окрестностях Мекки с уединившимся там Мухаммедом, по его словам, говорил верховный бог арабов — Аллах. Аллах (или его посланец Джебраил) заставлял Мухаммеда повторять слова свя­щенной книги. Окончательно Мухаммеда убедили в божественных откровениях Хадиджа и её двою­родный брат Варака. Мухаммед начал прилюдно проповедовать открывшиеся ему истины, свод ко­торых назвал Кораном («знанием»). В отличие от Библии с её рассказами о мироздании и древних людях Коран представляет собой проповедь от име­ни Аллаха. Провозглашается вера в единого Бога — Аллаха, сотворившего мир и правящего им. Главными ценностями признаются покорность Бо­гу, частная собственность, определённые нравст­венные заповеди. В подтверждение изложенных ис­тин приводятся рассказы, среди которых немало заимствованных из Библии. Так, есть сура (глава) «Нух» о всемирном потопе и Нухе (Ное). В одной из самых популярных сур — «Юсуф» — рассказы­вается о Юсуфе (Иосифе Прекрасном), который пронёс через многие испытания заповеди Аллаха и посрамил своих братьев, из зависти бросивших его в колодец. Среди великих пророков — предшест­венников Мухаммеда — названы Муса (Моисей) и Иса (Иисус Христос).

Ислам закреплял разделение общества на бога­тых и бедных общинников, повиновение властям, утверждал безраздельную власть мужчины над женщиной. Умеренным вкусам аравийцев соответ­ствовал отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества. В первых проповедях Мухаммед предвещал близость Страшного Суда и воздаяние праведникам в раю с прекрасными садами и источ­никами (извечная мечта кочевников пустыни), а грешникам — в муках геенны огненной. В даль­нейшем проповедник сосредоточил своё внимание на земной жизни. Вначале многие в Мекке не вос­принимали Мухаммеда всерьёз. Затем купцы — сторонники многобожия — начали его преследо­вать, но одновременно появилась и небольшая груп­па приверженцев Мухаммеда. 20 сентября 622 г. провозвестник ислама прибыл из Мекки в Ятриб, где среди знатных землевладельцев новое учение было более популярным. Он продолжал там пропо­ведовать, обзавёлся домом и создал рядом с ним первый мусульманский храм — мечеть. В Ятрибе ислам широко распространился при помощи мест-

437

ной власти, во главе которой встал Мухаммед. Ус­тановился обычай 5 раз в день молиться Аллаху. Мусульмане говорили: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк (посланник) его».

Вокруг Ятриба на идейной основе ислама стали объединяться разрозненные соседние племена, мно­гие из которых были покорены силой. Главной за­дачей Мухаммеда стало подчинить себе Мекку. Пос­ле нескольких лет вражды с ней мусульмане в

629 г. получили разрешение совершить хадж — па­ломничество к святыне арабов, храму Каабе («куб»), где в стену издавна был вделан таинствен­ный чёрный камень — упавший с неба метеорит. Через год мусульмане, наконец, окончательно за­няли Мекку и уничтожили изображения старых бо­гов. С тех пор она стала священным центром му­сульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (послед­ний месяц года) совершаются паломничества. При­верженцы ислама молятся, обратясь лицом к Мек­ке (первые мусульмане обращались лицом к Иеру­салиму). Ятриб остался столицей объединённого го­сударства, получив название «город пророка» — Медина-таль-Наби (или просто Медина). В том же