Азии в 819 г. образовалось государство эмиров из династии Саманидов, сделавших своей столицей Бухару. В Армении в 860 г. арабы потерпели поражение от войск полководца Теодороса Ршитуни. Особенно храбро сражались жители горного края Сасун. Эти события описаны в армянском народном эпосе «Давид Сасунский». Наконец, независимым стал и Египет. А иранский правитель в 945 г. взял Багдад, оставив халифу только духовную власть над всеми мусульманами. На Востоке наступило время раздробленности и нестабильности.
Несмотря на то что огромное арабское государство перестало существовать, на обширной территории, которой правили некогда халифы, на века утвердился ислам. Из стран халифата его не приняли только Армения и Грузия, где уже имелись древние христианские традиции. Веру в единого Аллаха приняли в своих интересах и правители далёких стран — Волжской Булгарии, царств Западной Африки, городов Малакки и островов Магараджи (Индонезия). Появилось понятие «арабский мир». Жители входивших в него стран от Марокко до Ирака, включая Египет и Сирию, усвоили арабский язык и смешались с осевшими на их землях выходцами из Аравии, с которыми их сближали родственные языки и некоторые обычаи. Другие народы, например иранцы и таджики, сохранили свою культурную самобытность, пользуясь арабским языком только как языком религии и науки и создав литературный язык — фарси, но с арабской письменностью. Фарси на время усвоят также тюрки и мусульмане-индийцы. Благодаря укрепившимся связям стран Ближнего и Среднего Востока в индийскую чатурангу — шахматы — начали играть в Испании, а африканское алоэ стали применять врачи Средней Азии. Переводчики-сирийцы сделали понятными для всех образованных мусульман труды Платона и Аристотеля, а переводчики, знакомые с культурой Индии, — труды математика Ариабхаты и сборники басен о животных. Впоследствии достижения культуры стран халифата будут восприняты и европейцами.
В 642 г. на японский престол вступила царица Когёку. С её воцарением против господствующего дома Сога выступил его потомственный враг — род Накатоми (позднее стал называться Фудзивара). Представитель этой семьи Накатоми-но Камако вступил в сговор с царевичем Нака-но Оэ. Заговорщики в присутствии царицы убили наследника Сога-но Ируки. Его отец попытался поднять войска, но его принудили сдаться и казнили. Царица Когёку отреклась от престола. По настоянию принца Нака-но Оэ иНакатоми-но Камако царём в 645 г. стал Котоку, объявивший принца наследником. Главным советником — ооми — стал Камако. Всё решалось, как он хотел. Его называли «Куромаку» — «Чёрный занавес», т. е. суфлёр, подсказчик. Так в результате дворцового переворота власть перешла от дома Сога к домам Сумэраги и Фудзивара. Это время стали называть Тайка — Великая реформа.
Новыми властями в 645—646 гг. был проведён
441
Фудзивара Каматари. VII в.
Скульптурный портрет императрицы. 889-897 гг. н. э.
Правитель из рода Фудзивара (Фудзивара Сейва). IX в.
ряд важных преобразований. Верховный правитель Ямато теперь уже был не просто предводителем главного рода, когда его контролировали старейшины других больших родов, а их подчинённые не зависели от него. Отныне его провозгласили подлинным владыкой Японии. Каждый клочок земли должен был принадлежать ему. Налоги, собираемые на местах, теперь поступали не областному начальнику, но прямо в казну тэнно. Каждый человек, получивший определённый земельный надел, обязан был платить налог правительству, и каждый человек в возрасте от 20 до 50 лет должен был отработать на него 10 дней в году.
У государя Момму (697—707 гг.) дед был из рода Фудзивара. С этого времени подлинным правителем Японии стал род Фудзивара. Его представители присвоили себе основные права тэнно. Прежде каждый человек по неписаному закону Древней Японии имел право прямо обратиться к государю с жалобой или предложением. Для этого за воротами дворца был поставлен ящик, куда опускали прошения или докладные. Фудзивара присвоили себе право вскрывать все письма и решать, передавать их государю или нет. Окружённые внешними знаками почёта и величия, государи стали в сущности пленниками в своих дворцах.
Всевластию Фудзивара способствовало их близкое родство с царствующим домом. Их голос был решающим, когда речь шла о том, кому быть государем. Очень часто на трон сажали мальчиков, которые не смели ослушаться старших. Когда такие цари подрастали и хотели поступать по-своему, Фудзивара по праву старших родственников заставляли их отречься от престола. Так, государь Сэйва (858—876 гг.) начал править в возрасте 10 лет, отрёкся от престола в 28 лет; его преемник Ёдзэй (877—885 гг.) стал тэнно в 10 лет, отрёкся в 18; Рэйдзэй (968—970 гг.) вступил на престол в 18, отрёкся от него в 20; Энъю (970—985 гг.) занял трон в 12, отрёкся в 26; Кадзан (985—987 гг.) стал царём в 17 лет, отрёкся в 19; Тоба (1108—1124 гг.) был возведён на трон в 6 лет, отрёкся в 22 года.
К началу XI в. род Фудзивара пришёл в упадок. Те, кто раньше были известны как воины, теперь предпочитали услады придворной жизни. Во время восстания на севере среди инородцев и нападения племён той (сушэни или мохэ) на остров Цусима Фудзивара не стали рисковать своей жизнью, а послали на поле боя подчинённых. Многие Фудзивара предавались излишествам и позволяли себе чудачества. Так, Тадахира носил веер с нарисованным на нём петухом. Прежде чем раскрыть веер, Тадахира кричал: «Ку-ка-реку!» Такие выходки члена семейства Фудзивара подрывали уважение к их роду.
С упадком Фудзивара стали возвышаться другие семьи. С 1159 г. начался 40-летний период, получивший название Гэмпэй. Шла ожесточённая борьба между кланом Минамото (Гэндзи), выступавшим под белым флагом, и кланом Тайра (Хэйкэ, или Хэйдзи), выступавшим под красным флагом. В 1180—1185 гг. произошли решающие сражения. Они закончились разгромом сухопутных войск и
442
флота дома Тайра. На одном из кораблей находились малолетний тэнно Антоку со своей бабушкой. Предпочитая гибель плену, она бросилась с ребёнком в море.
Свою победу Минамото отметили жестокими расправами с Тайра. Представитель рода Минамото Ёритомо стал подлинным правителем страны. Новый государь — малолетний Готоба — (1186— 1199 гг.) был целиком в его руках. В 1192 г. Ёритомо получил звание, которого до него никто не имел, — «Сэй-и-тай Сёгун» («Великий воевода, покоряющий дикарей») — и основал наследственную династию сёгунов. Наступило всевластие военных. Они распоряжались в столице и провинциях, т. к. и там начальниками были военные.
После смерти Ёритомо сёгуном стал его старший сын 18-летний Ёире. Его занимали только игра в мяч и другие развлечения. В 1203 г. Ёире был низложен и помещён в монастырь. Там вскоре он был убит. Сёгуном стал его брат, шестилетний Санэтомо. Ему больше было по душе сочинять стихи, нежели заниматься государственными делами. В 1219 г. Санэтомо был убит своим племянником Кугё, верховным жрецом храма бога войны Хачимана.
Править страной стали вдова сёгуна Ёритомо Масако и её отец Ходзё Такимаса. Масако, которую называли «Монахиня-сёгун» (она какое-то время провела в монастыре), наряду с царицей Дзингу была одной из выдающихся женщин в истории Японии. Семья Ходзё правила Японией в качестве сэссё (регентов), принимавших титул «сиккэн» (правитель), до первой трети XIV в. В стране установилось троевластие: тэнно, сёгун и сэссё. Решающее влияние оставалось за сиккэн. За это время сменилось 13 безликих тэнно. Запомнился лишь Готоба, которого избрали тэнно в двухлетнем возрасте, потому что он смеялся (считалось, что это хорошая примета). Произвол правителей дома Ходзё вызывал всеобщее недовольство в стране. Крестьяне дали одному из них выразительную кличку «клоп Ходзё».
Свергнутый Готоба попытался в 1221 г. вернуть утраченную власть. Посылая своего сына во главе войска, сиккэн Ходзё напутствовал его: «Если навстречу выйдет сам государь со своими воинами, снимайте доспехи и перережьте тетиву своих луков. Если же нет, то бейтесь насмерть». Готоба не выступил во главе своего войска. Ходзё победили.
С целью укрепить господство своего семейства Ходзё Ясутоки с помощью известного буддийского монаха составил свод законов «Уложение годов Дзёэй». В нём определялись обязанности различных должностных лиц, наказания за преступления, которыми считались не только мятеж и подлог, но и нарушение супружеской верности, клевета, перемещение межевых знаков. Крестьянам позволялось переезжать с места на место. Снижался налог.
Едва Ходзё управились с делами внутри страны, как над ней нависла угроза извне, со стороны Китая, где утвердилась монгольская династия Юань. Их войска состояли из монгольских, китайских и корейских ратников. Казалось, на стороне японцев была сама природа. Дважды, в 1274 и 1281 гг.,
Фудзивара Таканобу.
"Портрет Минамото Ёритомо".
ХII-ХШ вв. Киото.
Монастырь Дзингодзи.
Фигуры членов самурайской семьи периода Эдо.
443
шторм помогал им отразить нападение противника. Японцы назвали ветер, разметавший юаньскую флотилию, «Камикадзе» — «Божественный ветер».
В народе надолго сохранилось воспоминание об угрозе монгольского вторжения. На протяжении многих поколений матери спрашивали своих раскапризничавшихся детей: «Ты что думаешь — монголы идут?»