Борьба с юаньской угрозой потребовала больших затрат от всех слоёв населения. Пострадали и ленники-самураи. Им пришлось закладывать и продавать свои земли. Верховные власти не выполнили обещание наградить отличившихся. Это вызывало недовольство. В участившихся неурожаях и эпидемиях также обвиняли правителей-сёгунов.
При сёгуне Ходзё Такатоки, занимавшемся не столько управлением страной, сколько театром и собачьими боями, произошла реставрация царской власти. Бывший государь Годайго привлёк на свою сторону буддийских монахов, а также воинов нескольких знатных семейств. Заговор раскрыли, и Годайго был сослан на отдалённый остров Ики. Но он бежал из ссылки в женском паланкине и в рыбацкой лодке переплыл к своим сторонникам.
На сторону Годайго перешёл Асикага Такаудзи, назначенный командующим войском Ходзё Такатоки. Была захвачена и сожжена ставка сёгунов Ходзё — город Камакура. Власть царского дома была восстановлена. Это время (с 1333 по 1335 г.) получило название «реставрации Кэмму».
В 1338 г. Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном и началась власть сёгуната Асикага. Из 14 сёгунов этой фамилии двое были убиты собственными слугами, пятеро умерли в изгнании, одному пришлось совершить самоубийство. Провозглашение Асикага Такаудзи сёгуном вызвало междоусобную войну, которая длилась 56 лет и называлась «войной Хризантем» или «войной Северной и Южной ветвей». С одной стороны выступал Годайго, поддержанный вельможей Нитта Ёсисада (принадлежащим к партии «Южная ветвь»), с другой — царь Комё, за ним стоял Асикага Такаудзи. Междоусобица закончилась соглашением о том, что трон будет поочерёдно у представителей обеих династий.
Подлинная власть в стране осталась у сёгунов Асикага. Они купались в роскоши. Крестьяне, задавленные чрезмерными налогами, бунтовали или оставляли поля невозделанными. Бедствовали и цари. Тэнно Гонара, говорят, жил на то, что зарабатывал как писец, а также продажей автографов. В 1500 г. тело царя Цутимикадо лежало непогребённым 40 дней: не было денег на похороны.
В эпоху Асикага Япония впервые познакомилась с европейцами и христианским учением. Князья юго-запада страны принимали новую религию. Это было одним из средств сопротивления центральной власти. Знатные семьи боролись с Асикага почти 70 лет. В результате наступило безвластие, усилилась раздробленность страны.
Первым взялся за объединение Японии могущественный князь Ода Нобунага (1534—1582). Его отряды сокрушили ополчение непокорных князей и разгромили храм Энрякудзи, цитадель их союзников — буддийских монахов. Храм вместе с ценнейшими историческими реликвиями был сожжён, все его монахи полегли под мечами воинов Ода Нобунага. В 1573 г. он сверг последнего сёгуна из рода Асикага и стал правителем Японии. Нобунага издавал указы от имени царя. Он положил начало военной диктатуре в стране. Против Нобунага выступил, как это часто бывает, его подчинённый. Тяжело раненный им правитель скрылся в храме. Поняв безнадёжность своего положения, он поджёг храм и совершил самоубийство, вспоров себе живот.
Объединение страны продолжил ближайший помощник погибшего правителя — Тоётоми Хидэёси, получивший из-за своей уродливой внешности прозвище «Обезьяна». Борьба была жестокой. Поражения воспринимались с чисто японским своеобразием. Например, когда военачальник Шибата Катсуие проиграл сражение, он собрал домочадцев на праздник с танцами и песнями, а потом предложил женщинам покинуть замок. Женщины — истинные японки — отказались. Они решили разделить участь мужчин. Князь поджёг дом, мужчины убили женщин и детей, а потом покончили с собой.
Хидэёси (1536—1598) стал единоличным правителем Японии и главнокомандующим армией. Военная диктатура продолжалась. Хидэёси старался обеспечить внутренний мир. Для себя он установил следующие правила поведения: «Важные дела решать на большом совещании, небольшие — с участием двух-трёх человек. Ничего чрезмерно не откладывать. Не брать взяток. Не заводить ни друзей, ни врагов. Не благоволить богатым, не презирать бедных».
Чтобы объединение Японии было прочным, Хидэёси осуществил ряд хозяйственных мероприятий. Он провёл земельную реформу, которая повышала заинтересованность крестьян в урожайности полей, способствовала расширению площади обрабатываемых земель. Чтобы предотвратить выступления крестьян в будущем, Хидэёси издал «Указ об охоте за мечами». На основании этого указа у крестьян изымалось оружие, накопленное ими во время восстаний XV—XVI вв.
При Хидэёси были выпущены новые золотые и серебряные деньги. Он поощрял развитие торговли и ремёсел, однако строго контролировал торговые связи с заграницей, ввёл особые лицензии для торговых судов, отправляющихся за рубеж. Их называли «Корабли с печатями ярко-красного цвета».
В 1587 г. Хидэёси издал закон о запрете распространения христианства, по которому священники-иезуиты под угрозой смертной казни в течение 20 дней должны были покинуть пределы Японии. Нетерпимость Хидэёси к христианству была
444
Японские самураи пытаются помешать высадке войск монгольского императора Хубилай-хана.
вызвана рядом причин. Проповеди священников резко расходились с беспутным поведением португальских торговцев и моряков в портах Японии. Священники, случалось, не соблюдали местные обычаи. Хидэёси считал, что христиане уводят японцев от их национальных богов. На юго-западе страны значительная часть местной знати приняла христианство и укрепляла своё положение благодаря торговле с христианской Португалией. У Хидэёси были причины рассматривать христианских проповедников как передовой отряд захватчиков. В 1587 г. лоцман испанского корабля «Сан Фелипе» похвастался в японском порту, что владения короля Испании всё расширяются. Когда лоцмана спросили, как Испания завладела столь обширными территориями, он ответил: «Сначала пришли миссионеры, а потом солдаты короля». Об этом разговоре доложили Хидэёси.
В 1587 г. 120 миссионерам было приказано немедленно покинуть Японию на отплывающем корабле. Тогда же было казнено 26 христиан («Распятие на кресте двадцати шести»). Среди казнённых были 3 мальчика-японца, церковные служки.
Укрепив страну изнутри, Хидэёси предпринял шаги, чтобы расширить свои владения. В 1582 г. он потребовал дани от Кореи. Он предложил также корейскому вану (королю) участвовать в походе против Китая. Ван отверг это предложение. Отказался он и платить дань. Японские войска вторглись в Корею. Однако японский флот был разгромлен, а на выручку корейцам прибыли китайские войска. В 1594 г. Хидэёси пришлось вывести свои отряды с Корейского полуострова. Спустя 3 года он вновь предпринимает поход на Корею. 30 октября 1598 г. разыгралось великое побоище. Японцы взяли верх. Они обезглавили 39 тыс. корейских и китайских воинов. Невозможно было отправить в Японию в знак победы так много голов, поэтому туда отослали уши и носы, посоленные в бочках. Возле города Киото был насыпан «Холм ушей». С известием о смерти Хидэёси (сентябрь 1598 г.) японский стяг с изображением золотой тыквы был опущен, и японские войска ушли из Кореи.
Война в Корее не прошла для Японии бесследно. С японскими воинами прибыло немало корейских ремесленников. Их уменье и опыт были использованы для возрождения японских промыслов. С материка пришёл и новый способ печатания. В 1592 г. во время первого корейского похода Хидэёси во дворце вана были найдены и вывезены в Японию медные подвижные знаки для набора и приспособления для печатания.
По завещанию Хидэёси наследником становился его малолетний сын Хидэёри. Письменную клятву верности наследнику ещё при жизни Хидэёси дали пять влиятельных князей во главе с Иэясу Токугава. Однако едва умер Хидэёси, как против Иэясу выступил союз знатных лиц во главе с князем Исида Минуцари. Туманным утром 20 октября 1600 г. Иэясу повёл на врагов своё войско. Впереди несли штандарт — золотое опахало — и белый флаг, украшенный розовой штокрозой — флаг рода Токугава. «Путь перед тобой закрыт», — предостерегали Иэясу предсказатели. «Я открою его своим ударом», — ответил он. В битве при Сэкигахара («Равнина преграды») войско Иэясу одержало верх. На месте битвы было насыпано два холма «Кубидзука» («Холмы голов») из голов поверженных врагов Иэясу.
В 1603 г. Иэясу получил от государя Гоёдзэя звание «Сэй-и-тай Сёгун». 4 июня 1615 г. войска Иэясу взяли штурмом замок, где укрывались сын Хидэёси Хидэёри и его мать Йодо. Мать и сын предпочли плену гибель в огне загоревшегося замка. Малолетнего сына Хидэёри спасли из огня и укрыли доброжелатели. Но потом кто-то его выдал, и он был казнён. Перед смертью с ним увиделся Иэясу. Мальчик смеялся в лицо сёгуну, нарушившему клятву, данную его деду.
Со дня победы при Сэкигахара Иэясу постоянно заботился об укреплении своей власти и дома Токугава. Первым делом он перераспределил поместья. Его сторонники получили новые земельные наделы, противники лишились части или всего своего имущества.
Порядок управления страной, установленный Иэясу, просуществовал 252 года после его смерти. Вся полнота власти находилась в руках сёгунов из дома Токугава. От имени тэнно издавались законы, раздавались чины, почётные звания. Тэнно оставались почитаемы как наместники богов на земле. Но они жили уединённо в своих дворцах в священном городе Киото. Тэнно и их придворные существовали на средства, которые выдавали сёгуны. Токугава были щедрее, чем их предшественники, и тэнно не бедствовали, как в XV в.
Но даже в Киото тэнно не был хозяином. При нём состоял представитель сёгуна — всесильный сёсидай. Он был губернатором города и окружающих провинций, ведал финансами тэнно и действовал как посредник между Киото, столицей тэнно, и Эдо, ставкой сёгуна. Сёсидай следил за каждым шагом государя и стоял на страже интересов сёгуна. Никто из князей или знатных лиц не мог приехать в Киото без особого разрешения сёсидая.