Япония не знала внутреннего мира при сёгунах Токугава. Прошло менее полугода после смерти Иэясу, как вышел указ о запрете христианства: за исповедание этой веры грозила смерть. Казнили всех, включая 90-летних старух и годовалых детей. Гонения на христиан не прекращались много лет. Преследования христиан и налоговый гнёт вызвали крестьянские восстания в Симабара и Амакуса (декабрь 1637 — апрель 1638 гг.). Как утверждают, их возглавил Масуда Токисада, наследственный враг Токугава. Он утверждал, что получил свыше способность творить чудеса. Восстание было подавлено с помощью голландца Кёкенбеккера, главы созданной в Японии фактории нидерландской Ост-Индской компании. Он руководил обстрелом замка Хара, где укрепились повстанцы. Кёкенбеккер должен был любой ценой спасти торговлю с Японией. Когда замок Хара пал, почти все осаждённые были
446
перебиты. Их вожаков распинали на крестах, обезглавливали, принуждали совершать самоубийства. В начале XVII в. власти Японии стали проявлять интерес к торговле с европейскими государствами. Когда в 1613 г. португальцы попытались выжить голландцев из Японии, сёгун написал: «Если даже голландцы будут черны, как черти, что выходят из ада, но будут честно вести торговлю и не заниматься ничем иным, с ними будут обращаться в Японии, как с ангелами, что приходят из рая». Однако вскоре политика изменилась. В 1623—1624 гг. власти вынудили покинуть страну англичан и испанцев, в 1633—1639 гг. вышли законы об изгнании португальцев. Указ сёгуна Иэмицу гласил: «Отныне никому, покуда Солнце светит над миром, не позволяется приплывать в Японию, даже в качестве послов, и этот запрет никогда не должен быть отменён
под страхом смертной казни». В 1808 г. британский фрегат «Фэйтн» вошёл в гавань Нагасаки, но не бросил якоря. Несколько высокопоставленных японских чиновников совершили самоубийство, поскольку позволили судну спастись.
Была ограничена торговля Японии с Аннамом (Северным Вьетнамом), Сиамом (Таиландом), Китаем. Японским морякам, если их корабль унесло штормом или течением от островов, не разрешалось возвращаться.
Ограничение сношений с внешним миром не закрепило навсегда господства сёгунов Токугава. В 1867 г. Кэйки, пятнадцатый и последний сёгун из дома Токугава, принуждён был отречься от власти и передать её монарху Муцухито.
В зале предков в доме Ян Цзяня, полководца государства Северное Чжоу, наследственного правителя удела Суй, на возвышении стояли деревянные дощечки с именами его умерших прародителей. Перед табличками не раз благоговейно склонял колени Ян Цзянь, докладывая душам предков о победах и испрашивая помощи в новых начинаниях. В 581 г. он захватил северочжоуский престол и провозгласил себя государем. Души усопших, должно быть, испытали безмерную радость, когда однажды Ян Цзянь доложил им: «Теперь я ди — владыка. Подвластен Север Поднебесной мне!» Распространив свою власть на Северный Китай, в 589 г. он предпринял поход на юг, сверг южную династию Чэнь и пленил её правителя Хоу Чжу. Теперь, перед священными табличками, которым поклонялся Ян Цзянь, покорно склонил голову правитель южных земель. Так Ян Цзянь уведомил предков, что противник его повержен и с двоевластием в Поднебесной покончено. Китай вновь стал единым под властью основанной им династии Суй. Шёл 589 год.
Как повелось, первый правитель суйского Китая Вэнь-ди (так стал именоваться Ян Цзянь) облегчил налоги. Сам государь подавал пример скромности в одежде и еде. Однако вскоре он был убит своим сыном Ян Гуанем, правившим под именем Ян-ди, который повёл себя иначе. Он не жалел средств на украшение своего дворца и парков. На перестройке города Лояна трудилось 2 млн. человек. По желанию Ян-ди деревья там цвели и зеленели круглый год: зимой листья и цветы делались из шёлка. В одном уезде были перебиты все птицы: их пух пошёл на государевы одеяла.
Одержимый идеей соединить две великие реки Китая — Янцзы и Хуанхэ, Ян-ди распорядился строить Великий канал. Но и это полезное начинание стало ненавистным народу. На принудительные работы сгоняли даже женщин. Множество людей погибло от непосильного труда. Тяжёлым бременем на плечи народа ложилась огромная дань, которую суйский двор уплачивал своим соседям -тюркам, чтобы избежать войн с ними.
Ратными успехами империя Суй не прославилась. Воевать с Кореей было отправлено 1 млн. солдат на 300 судах. Итог войны не оправдал затрат и людских потерь. Народ ответил на корейские походы восстаниями. А сам хуанди Ян-ди был продержан тюркским ханом Шиби в осаде месяц у «внутренней» Великой стены. Её построили по приказу Ян-ди ценой огромных человеческих жертв, как вторую линию обороны против кочевников с севера. Выпустив его, тюрки не оставили в покое Китай. Усмирить их обязали воеводу Ли Юаня, в роду которого были инородцы-кочевники. Но, чтоб одолеть тюрок, у Ли Юаня войск оказалось маловато. Сын Ли Юаня Ли Шиминь дал отцу совет: «Помирись с каганом тюрок и трон займи китайский». Поутру, после бессонной ночи, Ли Юань изрёк: «Пусть будет так, как ты сказал. Или погибнет вся наша семья, или стану я владыкой Поднебесной».
Ян-ди в это время был далеко за пределами столицы. Любуясь в зеркало, он молвил: «Желаю знать, кто поимеет честь с плеч голову мне снять? » И вскоре был убит приближёнными. Суйская династия не просуществовала и 30 лет.
Трон императора Китая занял Ли Юань под именем Гао-цзу. Он положил начало правлению династии Тан (618—907 гг.). В числе первых смену власти испытали на себе буддийские монахи. Усматривая в них угрозу благополучию страны, он закрыл многие буддийские монастыри и приказал их оби-
447
тателям вместо молитв заняться полезными делами.
В наследство дому Тан досталась хозяйственная разруха. В ряде мест пустовали земли. В казну поступало мало доходов. Выход из создавшегося положения новые правители усмотрели в уравнительном землепользовании: землю получали прежде всего бедные и те, кто платил налоги и отбывал повинности. Порядок уравнительного землепользования привязывал крестьянина к земле, заставлял нести государственные повинности, платить земельный налог и промысловую подать. Постепенно трудом крестьян пустоши стали пашнями, приносившими большие урожаи. Возросли и доходы казны.
Китай в годы могущества дома Тан был ведущей державой Восточной Азии. Успешно развивалась морская торговля. Экономический подъём способствовал развитию городов — центров торговли и ремесла, оказал большое влияние на развитие культуры. Недаром Танский период называют «золотым веком» поэзии.
Для государственной власти характерно создание системы конкурсных экзаменов, что вело к возникновению лично преданного правящей династии учёного сословия.
Однако система уравнительного землепользования не закрепилась в стране. Упадку и исчезновению её способствовали угнетение крестьян крупными землевладельцами и чиновниками, самовольные захваты земли власть имущими, скупка наделов купцами и ростовщиками, растущие налоги в казну. Простому труженику пришлось оплачивать потом и кровью честолюбивые устремления танских императоров.
Расширение пределов Китая, увеличение данников из числа иноземных правителей было целью внешней политики династии Тан в течение почти 300 лет её существования. Отказ правителя Кореи считать себя подданным императора Китая повлёк за собой вторжение на её территорию китайских войск. Танский Китай воевал с Тибетом, государствами тюрок, вмешивался в дела Индии, пытался подчинить себе Вьетнам. Продвижение танского Китая на Запад остановили лишь войска арабского халифата, разгромившие в 751 г. на реке Талас танскую рать. В 754 г. погибло 200 тыс. китайских воинов в безуспешной попытке покорить южного соседа, государство «дикарей» Наньчжао. Так же бесславно закончилась борьба с Туфанью (Тибетом) и Уйгурским ханством.
С середины VIII в. с ростом могущества военных губернаторов (цзедуши) власть династии ослабела. Ань Лушань, тюрок по происхождению, поднял мятеж и провозгласил себя хуанди. Из-за бесчинств иноплеменной рати Ань Лушаня против него выступило китайское население. Сам он погиб от рук заговорщиков, среди которых был его сын. Более грозным, чем выступление Ань Лушаня, для власти дома Тан явилось восстание крестьян во главе с Хуан Чао, начавшееся в 874 г. Выходец из семьи богатого солевара, Хуан Чао провозгласил себя государем новой династии, Великой Ци, но был покинут военачальниками и покончил с собой в 901 г.
Вызов, который поочерёдно бросали дому Тан новоявленные «самодержцы» вроде Ань Лушаня и Хуан Чао, оказался предвестием близкой гибели династии. В 907 г. дворцовый переворот покончил с нею.
На развалинах танской державы появились многочисленные мелкие владения, время существования которых, с 907 по 960 г., назвали «пять династий и десять царств». Соседствовавшие с танским Китаем народы создают свои государства. На западе у тангутов возникает государство Си-Ся, на севере у киданей — государство Ляо. В ходе междоусобной борьбы Китай был объединён в 979 г. под началом династии Сун (960— 1279 гг.). На время её правления пришлись неудачные войны с северными соседями — Ляо (киданями) и Си-Ся (тангутами), — по условиям договоров с которыми пришлось выплачивать дань шёлком, серебром и чаем. По-новому намеревался наладить жизнь в стране первый министр сунского двора Ван Аньши (1021— 1085 гг.). Предложенные им хозяйственные мероприятия предусматривали осуществление ирригационных работ (не желавшие участвовать могли откупаться деньгами или продуктами); выделение ссуд крестьянству; освобождение от трудовых повинностей; обмер полей в целях равномерного распределения налогов; установление твёрдых цен на все предметы торговли. Реформа Ван Аньши предусматривала и реорганизацию армии.