Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 14 (стр. 6 из 9)

Япония не знала внутреннего мира при сёгунах Токугава. Прошло менее полугода после смерти Иэясу, как вышел указ о запрете христианства: за исповедание этой веры грозила смерть. Казнили всех, включая 90-летних старух и годовалых детей. Гонения на христиан не прекращались много лет. Преследования христиан и налоговый гнёт вызвали крестьянские восстания в Симабара и Амакуса (де­кабрь 1637 — апрель 1638 гг.). Как утверждают, их возглавил Масуда Токисада, наследственный враг Токугава. Он утверждал, что получил свыше способность творить чудеса. Восстание было подав­лено с помощью голландца Кёкенбеккера, главы созданной в Японии фактории нидерландской Ост-Индской компании. Он руководил обстрелом замка Хара, где укрепились повстанцы. Кёкенбеккер дол­жен был любой ценой спасти торговлю с Японией. Когда замок Хара пал, почти все осаждённые были

446

перебиты. Их вожаков распинали на крестах, обез­главливали, принуждали совершать самоубийства. В начале XVII в. власти Японии стали проявлять интерес к торговле с европейскими государствами. Когда в 1613 г. португальцы попытались выжить голландцев из Японии, сёгун написал: «Если даже голландцы будут черны, как черти, что выходят из ада, но будут честно вести торговлю и не заниматься ничем иным, с ними будут обращаться в Японии, как с ангелами, что приходят из рая». Однако вско­ре политика изменилась. В 1623—1624 гг. власти вынудили покинуть страну англичан и испанцев, в 1633—1639 гг. вышли законы об изгнании порту­гальцев. Указ сёгуна Иэмицу гласил: «Отныне ни­кому, покуда Солнце светит над миром, не позво­ляется приплывать в Японию, даже в качестве пос­лов, и этот запрет никогда не должен быть отменён

под страхом смертной казни». В 1808 г. британский фрегат «Фэйтн» вошёл в га­вань Нагасаки, но не бросил якоря. Не­сколько высокопоставленных японских чиновни­ков совершили самоубийство, поскольку позволили судну спастись.

Была ограничена торговля Японии с Аннамом (Северным Вьетнамом), Сиамом (Таиландом), Ки­таем. Японским морякам, если их корабль унесло штормом или течением от островов, не разрешалось возвращаться.

Ограничение сношений с внешним миром не за­крепило навсегда господства сёгунов Токугава. В 1867 г. Кэйки, пятнадцатый и последний сёгун из дома Токугава, принуждён был отречься от власти и передать её монарху Муцухито.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ

В зале предков в доме Ян Цзяня, полководца государства Северное Чжоу, наследственного правителя удела Суй, на возвышении стояли деревянные дощечки с именами его умерших пра­родителей. Перед табличками не раз благоговейно склонял колени Ян Цзянь, докладывая душам предков о победах и испрашивая помощи в новых начинаниях. В 581 г. он захватил северочжоуский престол и провозгласил себя государем. Души усоп­ших, должно быть, испытали безмерную радость, когда однажды Ян Цзянь доложил им: «Теперь я ди — владыка. Подвластен Север Поднебесной мне!» Распространив свою власть на Северный Ки­тай, в 589 г. он предпринял поход на юг, сверг южную династию Чэнь и пленил её правителя Хоу Чжу. Теперь, перед священными табличками, ко­торым поклонялся Ян Цзянь, покорно склонил голову правитель южных земель. Так Ян Цзянь уведомил предков, что противник его повержен и с двоевластием в Поднебесной покончено. Китай вновь стал единым под властью основанной им династии Суй. Шёл 589 год.

Как повелось, первый правитель суйского Китая Вэнь-ди (так стал именоваться Ян Цзянь) облегчил налоги. Сам государь подавал пример скромности в одежде и еде. Однако вскоре он был убит своим сы­ном Ян Гуанем, правившим под именем Ян-ди, ко­торый повёл себя иначе. Он не жалел средств на украшение своего дворца и парков. На перестройке города Лояна трудилось 2 млн. человек. По жела­нию Ян-ди деревья там цвели и зеленели круглый год: зимой листья и цветы делались из шёлка. В одном уезде были перебиты все птицы: их пух по­шёл на государевы одеяла.

Одержимый идеей соединить две великие реки Китая — Янцзы и Хуанхэ, Ян-ди распорядился строить Великий канал. Но и это полезное начи­нание стало ненавистным народу. На принудитель­ные работы сгоняли даже женщин. Множество лю­дей погибло от непосильного труда. Тяжёлым бре­менем на плечи народа ложилась огромная дань, которую суйский двор уплачивал своим соседям -тюркам, чтобы избежать войн с ними.

Ратными успехами империя Суй не прослави­лась. Воевать с Кореей было отправлено 1 млн. сол­дат на 300 судах. Итог войны не оправдал затрат и людских потерь. Народ ответил на корейские похо­ды восстаниями. А сам хуанди Ян-ди был продер­жан тюркским ханом Шиби в осаде месяц у «внут­ренней» Великой стены. Её построили по приказу Ян-ди ценой огромных человеческих жертв, как вторую линию обороны против кочевников с севера. Выпустив его, тюрки не оставили в покое Китай. Усмирить их обязали воеводу Ли Юаня, в роду ко­торого были инородцы-кочевники. Но, чтоб одолеть тюрок, у Ли Юаня войск оказалось маловато. Сын Ли Юаня Ли Шиминь дал отцу совет: «Помирись с каганом тюрок и трон займи китайский». Поутру, после бессонной ночи, Ли Юань изрёк: «Пусть будет так, как ты сказал. Или погибнет вся наша семья, или стану я владыкой Поднебесной».

Ян-ди в это время был далеко за пределами сто­лицы. Любуясь в зеркало, он молвил: «Желаю знать, кто поимеет честь с плеч голову мне снять? » И вскоре был убит приближёнными. Суйская ди­настия не просуществовала и 30 лет.

Трон императора Китая занял Ли Юань под име­нем Гао-цзу. Он положил начало правлению динас­тии Тан (618—907 гг.). В числе первых смену влас­ти испытали на себе буддийские монахи. Усматри­вая в них угрозу благополучию страны, он закрыл многие буддийские монастыри и приказал их оби-

447

тателям вместо молитв заняться полез­ными делами.

В наследство дому Тан досталась хо­зяйственная разруха. В ряде мест пустовали земли. В казну поступало мало доходов. Выход из создав­шегося положения новые правители усмотрели в уравнительном землепользовании: землю получали прежде всего бедные и те, кто платил налоги и отбы­вал повинности. Порядок уравни­тельного землепользования привя­зывал крестьянина к земле, застав­лял нести государственные повин­ности, платить земельный налог и промысловую подать. Постепенно трудом крестьян пустоши стали пашнями, приносившими большие урожаи. Возросли и доходы казны.

Китай в годы могущества дома Тан был ведущей державой Восточ­ной Азии. Успешно развивалась морская торговля. Экономический подъём способствовал развитию го­родов — центров торговли и ремес­ла, оказал большое влияние на раз­витие культуры. Недаром Танский период называют «золотым веком» поэзии.

Для государственной власти ха­рактерно создание системы кон­курсных экзаменов, что вело к воз­никновению лично преданного правящей династии учёного сословия.

Однако система уравнительного землепользова­ния не закрепилась в стране. Упадку и исчезнове­нию её способствовали угнетение крестьян крупны­ми землевладельцами и чиновниками, самовольные захваты земли власть имущими, скупка наделов купцами и ростовщиками, растущие налоги в каз­ну. Простому труженику пришлось оплачивать по­том и кровью честолюбивые устремления танских императоров.

Расширение пределов Китая, увеличение данни­ков из числа иноземных правителей было целью внешней политики династии Тан в течение почти 300 лет её существования. Отказ правителя Кореи считать себя подданным императора Китая повлёк за собой вторжение на её территорию китайских войск. Танский Китай воевал с Тибетом, государ­ствами тюрок, вмешивался в дела Индии, пытался подчинить себе Вьетнам. Продвижение танского Китая на Запад остановили лишь войска арабского халифата, разгромившие в 751 г. на реке Талас танскую рать. В 754 г. погибло 200 тыс. китайских воинов в безуспешной попытке покорить южного соседа, государство «дикарей» Наньчжао. Так же бесславно закончилась борьба с Туфанью (Тибетом) и Уйгурским ханством.

С середины VIII в. с ростом могущества военных губернаторов (цзедуши) власть династии ослабела. Ань Лушань, тюрок по происхождению, поднял мя­теж и провозгласил себя хуанди. Из-за бесчинств иноплеменной рати Ань Лушаня против него выступило китайское население. Сам он погиб от рук заговорщиков, среди которых был его сын. Более грозным, чем выступление Ань Лушаня, для власти дома Тан явилось восстание крестьян во главе с Ху­ан Чао, начавшееся в 874 г. Выходец из семьи бога­того солевара, Хуан Чао провозгласил себя госуда­рем новой династии, Великой Ци, но был покинут военачальниками и покончил с собой в 901 г.

Вызов, который поочерёдно бро­сали дому Тан новоявленные «са­модержцы» вроде Ань Лушаня и Хуан Чао, оказался предвестием близкой гибели династии. В 907 г. дворцовый переворот покончил с нею.

На развалинах танской держа­вы появились многочисленные мелкие владения, время существо­вания которых, с 907 по 960 г., наз­вали «пять династий и десять царств». Соседствовавшие с танским Китаем народы создают свои государства. На западе у тангутов возникает государство Си-Ся, на севере у киданей — государство Ляо. В ходе междоусобной борьбы Китай был объединён в 979 г. под началом династии Сун (960— 1279 гг.). На время её правления пришлись неудачные войны с се­верными соседями — Ляо (киданями) и Си-Ся (тангутами), — по условиям договоров с которыми при­шлось выплачивать дань шёлком, серебром и чаем. По-новому намеревался наладить жизнь в стране первый министр сунского двора Ван Аньши (1021— 1085 гг.). Предложенные им хозяйственные меро­приятия предусматривали осуществление иррига­ционных работ (не желавшие участвовать могли от­купаться деньгами или продуктами); выделение ссуд крестьянству; освобождение от трудовых по­винностей; обмер полей в целях равномерного рас­пределения налогов; установление твёрдых цен на все предметы торговли. Реформа Ван Аньши пре­дусматривала и реорганизацию армии.