Войско кхмерской империи Ангкор отражает нападение флота южновьетнамского царства Тьямпа.
КНИГИ НА ЛИСТЬЯХ ПАЛЬМЫ
Ценным источником сведений по истории и культуре народов Юго-Восточной Азии являются старинные манускрипты. В те давние времена материалом для письма служили листья веерной пальмы. В Индонезии такие манускрипты называют лонтарами. Это связки небольших прямоугольных пластин, скреплённых шнуром и раскрывающихся подобно вееру. Наружные пластины из дерева саво или дерева других ценных пород покрыты искусной резьбой. Текст и рисунки наносились чёрной краской из ламповой сажи и масла ореха кемири с помощью металлического острия. Большим собранием древних лонтаров располагает Балийский музей в Денпасаре. Искусство изготовления лонтаров сохранилось до наших дней. На острове Бали в Индонезии имеются клубы, в которых занимаются изучением старинных манускриптов и изготовлением их копий. С лонтарами связан один из популярных на Бали праздников — праздник богини знаний Сарасвати. В день праздника перед восходом солнца лонтары выносят из помещений, складывают возле алтарей, посвящённых богине, и священники совершают над ними старинный ритуал.
*
ПРАЗДНИК ВОЗВРАЩЁННЫХ ВОД
Этот праздник отмечается со времени Ангкорской империи. Возникновение его связано с чудом реки Тонлесап. В сезон дождей её воды текут в сторону озера Тонлесап, а в следующие полгода — в обратном направлении. День поворота течения реки и является кульминационным моментом праздника. Основное его событие — регата на традиционных лодках. В каждой команде — по 25 гребцов, дистанция — до 5 км. Финиш обозначается ротанговым канатом. Победителей награждают призами. Победа в соревнованиях имеет и символическое значение: камбоджийцы верят, что вступившему первым в «возвращённые воды» будет весь год сопутствовать удача.
*
ТУМАСИК — ГОРОД У МОРЯ
Предшественник современного Сингапура — Тумасик (по-явански«город у моря») — известен с VII в. как важный торговый центр империи Шривиджайя. Когда в XIII в. империя распалась, он сделался самостоятельным государством. В XIV в. это самый оживлённый порт Малаккского пролива. Китайские мореходы называли его гавань «пастью дракона». По свидетельству малайской хроники, «слава о городе и еговеличии разнеслась по всему свету». Центр Тумасика находился на склоне холма, сохранившегося до настоящего времени. Здесь располагались храмовые и дворцовые постройки. В архитектурном стиле зданий сказалось влияние индо-буддийской культуры. Город был обнесён палисадом и рвом. При радже Шри Пикраме Вире в XIV в. Тумасик был захвачен и полностью разрушен войсками яванской империи Маджапахит.
*
стремившимся не только к контролю над морскими путями, но и к расширению своего государства. Созданная им империя объединяла враждующие между собой княжества, населённые кхмерскими племенами. В начале VIII в. она распалась на Сухопутную Ченлу и Водную Ченлу. Каждая из них представляла собой пёструю смесь независимых и полузависимых государств и княжеств. Через два века они объединились в единое Ангкорское государство вокруг небольшого кхмерского княжества. Владыка этого княжества Джайяварман II основал культ бога-царя: на горе Пхномкулен над ним был совершён священный обряд и Джайяварман II был провозглашён чакравартином — монархом вселенной. Затем он построил новую столицу — Ангкор. При Джайявармане II страна стала называться Камбоджей (второе название — Ангкор). Его царственный последователь сумел объединить под своей властью всю долину Меконга.
Возникновение великого Ангкорского государства неразрывно связано с буддизмом. Буддизм определил культурное лицо Камбоджи, придав ему неповторимое своеобразие. По преданию, царская династия страны произошла от буддийского отшельника по имени Камбу и небесной танцовщицы Меру. В стране был воздвигнут замечательный памятник кхмерской архитектуры — храм Ангкорват.
В конце IX в. при Яшовармане I Ангкорское государство укреплялось, строились буддийские монастыри, на месте прежнего Ангкора была заложена новая столица. В то же время приступили к сооружению грандиозной системы орошения. Весь район был поделён на квадраты рисовых полей. Мощные водохранилища обеспечивали регулируемую подачу воды на поля круглый год. Водоёмы для накопления влаги не выкапывались, а создавались с помощью насыпей. Поддержание и развитие оросительной системы сделалось важнейшей обязанностью ангкорских царей. Многие из них вошли в историю как строители не только храмов, но и ирригационных сооружений. Сельское хозяйство требовало слаженной работы, поэтому крестьянам было удобно жить и работать общинами. Земледельцы собирали по три полноценных урожая в год и почти не зависели от погодных условий. Им было что везти в королевский дворец и храмы. Поэтому ангкорские цари заботились и о состоянии дорог. Но не только во дворец и храмы тянулись обозы с зерном и маслом. 938 деревень несли совершенно необычную в наших глазах повинность — они снабжали продуктами 102 лечебницы, расположенные по всей стране, и несколько госпиталей в столице. В каждой лечебнице было 2 врача, 7 ассистентов, 14 медсестёр, 2 повара и 6 служителей. Устройство лечебниц и перечень медикаментов, которые использовали камбоджийские врачи, позволяют считать, что медицина Древней Камбоджи не уступала медицине Европы того времени, а может быть, и превосходила её.
С XIII в. начинается медленное угасание Ангкорского государства. В XIV в. Ангкор был захвачен чужеземными племенами сиамцев. Согласно легенде, после семимесячной безуспешной осады города сиамский царь приказал стрелять серебряными мо-
454
нетами. Защитники Ангкора бросились собирать монеты, и сиамские воины ворвались в осаждённый город.
Почти одновременно с Ангкорской империей на территории современной Мьянмы возвысилось государство Паган. В китайских хрониках его история исчисляется со II в. н э. В XI в. мудрый и просвещённый царь Аноратха объединил все мьянманские земли и сделал Паган столицей империи. Аноратха старался упрочить в стране буддизм, с которым в Мьянму пришла письменность. Ради этого он завоевал царство на юге от Пагана, в котором хранились священные рукописи. Жители этого царства были обращены в рабство. С помощью тысяч рабов Аноратха воздвиг в долине реки Иравади прекрасные буддийские храмы (пагоды). Паган поддерживал широкие торговые связи с Индией и Китаем. Сюда приезжали обучаться наукам из других стран. В пору своего расцвета столица государства утопала в зелени садов. Город украшали 4 млн. больших и малых пагод. Самым крупным сооружением был храм Табинью, символизировавший всеведение Будды. Дошедший до нас первый памятник мьянманской письменности — плита царя Нарапатиситу, жившего на рубеже XI—XII вв., — сообщает о строительстве дамб, оросительных каналов и пагод, военных походах. Паганское царство знало уголовное и гражданское право. Существовали три судебные инстанции: высший суд с участием царя, низший и апелляционный суды.
Юридическая практика сводилась главным образом к примирению сторон. Судебные заседания проходили с участием двух-трёх судей, которые попеременно уговаривали противников пойти на примирение. Если это удавалось, то в знак подтверждения согласия истец и ответчик публично жевали зелёные листья чая и полюбовно расходились. Свидетель клялся говорить только правду, водрузив над головой образ Будды. Порою судили споривших «всем миром», и тогда дело решалось посредством физических испытаний. Побеждал тот, кто мог дольше не дышать под водой или быстрее съесть порцию риса. При равном исходе заставляли полоскать рот, и виновным считался тот, у кого обнаруживали хотя бы одну застрявшую рисинку. Иногда истину добывали в буквальном смысле слова калёным железом. Считалось, что у правого останется меньше ожогов на руках после погружения их в расплавленный свинец. Никто не ставил под сомнение справедливость судей, однако большинство предпочитало избегать подобного правосудия. Проще было пойти на примирение, чем подвергать себя страшным и унизительным испытаниям.
Паганское царство оставило замечательные образцы художественных ремёсел.
Почти 300 лет просуществовало это государство, пока не пало под натиском монгольских полчищ хана Хубилая, внука Чингис-хана. Марко Поло, от-
Буддийский храм — одна из главных достопримечательностей стран
Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени.
Малайская лодка — прау. На них древние мореплаватели доплывали до Африки.
Яванская свадьба ритуалы которой сохранились
со времён средневековой империи Маджапахит.
Жених и невеста угощают друг друга
щепоткой риса («суап-неньюап»).
455
Плоские кожаные куклы из традиционного теневого театра ваян, получившего распространение в период Маджапахита.
Руины португальского форта в Малакке.
С приходом ислама в Юго-Восточную Азию появились культовые сооружения — мечети.
важный венецианский купец и путешественник, был очевидцем победы монгольской конницы над фунаньскими воинами, сидевшими на спинах неповоротливых слонов. После ухода монголов Паган лежал в руинах.