В это время на противоположной стороне Малаккского пролива возвысилась новая морская держава — Шривиджайя, занимавшая восточную часть острова Суматра в районе современного Палембанга. Первоначально она была одним из небольших государств Малайского архипелага. Когда пала китайская династия Хань, и Поднебесная ослабела, Шривиджайя перестала посылать посольства к императорскому двору и попыталась завоевать главенствующее положение в Южных морях. К концу VIII в. Шривиджайя установила своё господство над Малаккским и Зондским проливами. Это обеспечило ей контроль над путями, связывавшими Китай, Восточный и Южный Индокитай и Малайский архипелаг с Индией и арабскими странами. Арабские авторы пишут, что Шривиджайя диктовала свою волю не только островным, но и материковым государствам. В конце VIII в. царь Ченлы дерзко потребовал, чтобы ему принесли голову махараджи Шривиджайи. В ответ махараджа послал в Ченлу флот, взял в плен царя Ченлы, отрубил ему голову, забальзамировал её и отправил в специальной урне преемнику царя.
Шривиджайя была самым сильным государством Юго-Восточной Азии X—XI вв., обладавшим мощным флотом и огромными богатствами. Её могущество основывалось прежде всего на широких торговых связях. Китайский чиновник, описывавший географию стран Южных морей, ставил Шривиджайю по богатству товаров на третье место после арабских стран и Явы. Шривиджайя являлась центром буддизма. Однако в начале XI в. она столкнулась с усиливающимся государством Чолов в Индии, которое тоже претендовало на господство над морскими путями и совершило опустошительный набег на Шривиджайю. После него она уже не смогла оправиться и к XIV в. окончательно распалась.
XIII в. явился веком перемен для Юго-Восточной Азии. Монгольское нашествие, двигавшееся с северо-запада, захватило не только материк, но и острова. На Индокитайском полуострове значительную силу обрели тайские народы, жившие там и ранее. Они создали ряд княжеств, крупнейшим из которых в конце XIII в. было княжество Сукхотаи (Сиам), погубившее великолепие Ангкорской империи. В ходе драматических событий на острове Ява полчища хана Хубилая были изгнаны, и здесь началось быстрое усиление государства Маджапахит. Первые годы царствования его создателя махараджи Кертараджасы были спокойными. Он раздавал чины и привилегии своим сторонникам, а самого себя называл «великим властелином всей Явы, повелителем всей Двипантары (Индонезии)». Однако политике централизации сопротивлялись правители мелких государств, решившиеся на мятеж, который был жестоко подавлен. Большую роль в этом сыграл начальник личной охраны монарха Гаджа Мада. С его фигурой связан короткий
456
период наивысшего расцвета государства. Под его предводительством Маджапахит подчинил себе не только острова Индонезии, но и часть Малаккского полуострова. В стране процветали сельское хозяйство и ремёсла. Рис выращивали на террасных полях. Поощрялось развитие науки и искусства. Повелитель осыпал придворных архитекторов и поэтов милостями. Получили распространение производство батиковых тканей и кузнечное искусство, особенно изготовление кинжалов-крисов.
После смерти Гаджа Мады империя стала приходить в упадок. В начале XV в. вспыхнула война за престолонаследие, в результате которой Маджапахит потерял большую часть своих владений на Суматре и Малаккском полуострове. В этот смутный период в истории Маджапахита сюда проникает ислам. Мелкие прибрежные государства нашли в новой религии поддержку в своей борьбе против центральной власти. Простота догматов, учение о равенстве правоверных перед единым богом (Аллахом), взаимопомощи среди единоверцев открывали исламу все границы. В начавшейся войне погиб последний царь Маджапахита.
В Юго-Восточной Азии существовал другой источник ислама — Малаккский султанат. Он сделался признанным центром мусульманской религии, откуда она распространялась по всему региону. Его основателем считают потомка махараджи Шривиджайи принца Парамешвару. Принц, вынужденный бежать со своей родины, обосновался на Малаккском полуострове. Собственно, название этого полуострова, которым мы уже пользовались, появилось благодаря тому, что принц основал на этой земле новый город — Малакку. Чтобы поддержать свой авторитет, в начале XIV в. новый правитель посетил Китайскую империю, где встретил пышный приём. Однако торговые и политические интересы заставили его обратить свой взор к мусульманским странам. В 1414 г. он перешёл в ислам и принял имя Искандер-шах.
Наибольшего расцвета государство достигло при правителе Тун Пераке во второй половине XV в. При нём Малакка стала крупнейшим портом Юго-Восточной Азии, одним из центров мировой торговли. Умеренные торговые пошлины, строгое соблюдение законов и льготы для иностранных купцов привлекали в Малакку многих торговцев и искателей приключений. Здесь можно было встретить арабов из Каира и Адена, индийцев из Гуджарата и Малабара, камбоджийцев и китайцев, жителей индонезийских островов. В Малакке, по выражению португальского путешественника, встречались 84 языка. Индийские купцы покупали пряности, кам-
МАГИЧЕСКИЙ КИНЖАЛ
Одним из самых популярных видов холодного оружия в Юго-Восточной Азии является крис, получивший здесь распространение со времён средневековья. Это кинжал с расширяющимся у рукоятки обоюдоострым лезвием длиной от 30 до 100 см, часто волнообразной формы. Рукоятка и ножны делаются из кости, дерева, драгоценных металлов, рога. Обычно они украшены орнаментом. У яванцев орнамент воспроизводит символы «мирового древа». Крис ассоциируется с огнём и мужским началом, а его ножны — с водой и женским началом. Изготавливается крис оружейниками-эмпу — путём многократной ковки полос железа различных сортов. Материалом для настоящего криса служат метеоритное железо и руды из недр земли. Их соединение в ходе длительной обработки и последующего протравливания кислотами создаёт совершенный крис с характерным узором на лезвии (памор). Такое оружие имеет сакральное значение.
Как одно из воплощений космического единства, «мирового древа» крис выступает носителем энергии, которая обеспечивает его обладателю успех в любом начинании, оберегает от бед. Считается, что крис правителя способен поддерживать единство и процветание всей страны. Яванцы верят, что крис может сам летать в поисках жертвы, поразить человека только прикосновением к его следу или отравить родник. В то же время напиток, в который погружён крис, приобретает целебные свойства.
Энергия криса, как считают яванцы, нуждается в специальной заботе и подпитывании. С этой целью в домах перед ним регулярно жгут благовония, рассыпают цветы, а во дворцах раз в год проводят церемонии очищения лезвий, сопровождаемые чтением заклинаний и музыкой гамелана. Крисы с длительной биографией называют «пусака». Предками их владельцев считаются родоначальники средневековых государств Явы. Крис нельзя купить, его наследуют или получают в подарок. При этом энергия криса должна соответствовать карме его владельца, иначе крис может стать источником бедствий. Крис — также символ социального статуса, власти, авторитета. Он передаётся в семьях из поколения в поколение, хранится как реликвия. Крис — непременный атрибут национального мужского парадного костюма, в том числе свадебного. В Юго-Восточной Азии насчитывается более 100 разновидностей криса.
*
457
Статуя Будды в сингапурском парке Тигрового бальзама.
фору, ценные породы древесины, батиковые ткани, кинжалы-крисы. Китай торговал шёлком-сырцом и шёлковыми тканями, селитрой, медной и железной посудой.
Успешной была завоевательная политика Тун Перака. К началу XVI в. Малаккский султанат распространил власть на большую часть Малаккского полуострова и Восточную Суматру. Он сумел отразить нападения сиамцев. Благодаря исламу Малакка получила возможность познакомиться с сокровищами культуры арабо-персидского мира. Шедевры малайской литературы созданы именно в эту эпоху. Величайшими малайскими литературными памятниками являются «Седжарах Мелайю» — «Малайские Родословия» — настоящая энциклопедия жизни и истории Малакки XV в. и «Сказания о Ханге Туахе» — повествование о легендарном герое.
Однако расцвет портового города, пышность двора, утончённость придворной культуры — всё это держалось на довольно шаткой основе. Малаккский султанат раздирали противоречия между центральной властью и местной знатью. Враждой между придворными группировками воспользовались португальцы, захватившие в 1511 г. Малакку. Падение Малакки ознаменовало начало европейской колониальной экспансии. Так завершился блестящий период средневековой истории Золотой земли.