Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 14 (стр. 9 из 9)

В это время на противоположной стороне Малаккского пролива возвысилась новая морская держа­ва — Шривиджайя, занимавшая восточную часть острова Суматра в районе современного Палембанга. Первоначально она была одним из небольших государств Малайского архипелага. Когда пала ки­тайская династия Хань, и Поднебесная ослабела, Шривиджайя перестала посылать посольства к им­ператорскому двору и попыталась завоевать главен­ствующее положение в Южных морях. К концу VIII в. Шривиджайя установила своё господство над Малаккским и Зондским проливами. Это обе­спечило ей контроль над путями, связывавшими Китай, Восточный и Южный Индокитай и Малай­ский архипелаг с Индией и арабскими странами. Арабские авторы пишут, что Шривиджайя дикто­вала свою волю не только островным, но и матери­ковым государствам. В конце VIII в. царь Ченлы дерзко потребовал, чтобы ему принесли голову ма­хараджи Шривиджайи. В ответ махараджа послал в Ченлу флот, взял в плен царя Ченлы, отрубил ему голову, забальзамировал её и отправил в специаль­ной урне преемнику царя.

Шривиджайя была самым сильным государст­вом Юго-Восточной Азии X—XI вв., обладавшим мощным флотом и огромными богатствами. Её мо­гущество основывалось прежде всего на широких торговых связях. Китайский чиновник, описывав­ший географию стран Южных морей, ставил Шривиджайю по богатству товаров на третье место после арабских стран и Явы. Шривиджайя являлась центром буддизма. Однако в начале XI в. она столк­нулась с усиливающимся государством Чолов в Ин­дии, которое тоже претендовало на господство над морскими путями и совершило опустошительный набег на Шривиджайю. После него она уже не смог­ла оправиться и к XIV в. окончательно распалась.

XIII в. явился веком перемен для Юго-Восточной Азии. Монгольское нашествие, двигавшееся с северо-запада, захватило не только материк, но и острова. На Индокитайском полуострове значи­тельную силу обрели тайские народы, жившие там и ранее. Они создали ряд княжеств, крупнейшим из которых в конце XIII в. было княжество Сукхотаи (Сиам), погубившее великолепие Ангкорской империи. В ходе драматических событий на острове Ява полчища хана Хубилая были изгнаны, и здесь началось быстрое усиление государства Маджапахит. Первые годы царствования его создателя ма­хараджи Кертараджасы были спокойными. Он раз­давал чины и привилегии своим сторонникам, а са­мого себя называл «великим властелином всей Явы, повелителем всей Двипантары (Индонезии)». Однако политике централизации сопротивлялись правители мелких государств, решившиеся на мя­теж, который был жестоко подавлен. Большую роль в этом сыграл начальник личной охраны мо­нарха Гаджа Мада. С его фигурой связан короткий

456

период наивысшего расцвета государства. Под его предводительством Маджапахит подчинил себе не только острова Индонезии, но и часть Малаккского полуост­рова. В стране процветали сельское хозяйство и ремёсла. Рис выращивали на террасных полях. Поощрялось развитие науки и искусства. Повелитель осыпал придворных архитек­торов и поэтов милостями. По­лучили распространение про­изводство батиковых тканей и кузнечное искусство, особенно изготовление кинжалов-крисов.

После смерти Гаджа Мады империя стала приходить в упадок. В начале XV в. вспых­нула война за престолонасле­дие, в результате которой Маджапахит потерял большую часть своих владений на Су­матре и Малаккском полуост­рове. В этот смутный период в истории Маджапахита сюда проникает ислам. Мел­кие прибрежные государства нашли в новой рели­гии поддержку в своей борьбе против центральной власти. Простота догматов, учение о равенстве пра­воверных перед единым богом (Аллахом), взаимо­помощи среди единоверцев открывали исламу все границы. В начавшейся войне погиб последний царь Маджапахита.

В Юго-Восточной Азии существовал другой ис­точник ислама — Малаккский султанат. Он сде­лался признанным центром мусульманской рели­гии, откуда она распространялась по всему региону. Его основателем считают потомка махараджи Шривиджайи принца Парамешвару. Принц, вынужден­ный бежать со своей родины, обосновался на Малаккском полуострове. Собственно, название этого полуострова, которым мы уже пользовались, по­явилось благодаря тому, что принц основал на этой земле новый город — Малакку. Чтобы поддержать свой авторитет, в начале XIV в. новый правитель посетил Китайскую империю, где встретил пыш­ный приём. Однако торговые и политические инте­ресы заставили его обратить свой взор к мусульман­ским странам. В 1414 г. он перешёл в ислам и при­нял имя Искандер-шах.

Наибольшего расцвета государство достигло при правителе Тун Пераке во второй половине XV в. При нём Малакка стала крупнейшим портом Юго-Восточной Азии, одним из центров мировой торгов­ли. Умеренные торговые пошлины, строгое соблю­дение законов и льготы для иностранных купцов привлекали в Малакку многих торговцев и искате­лей приключений. Здесь можно было встретить ара­бов из Каира и Адена, индийцев из Гуджарата и Малабара, камбоджийцев и китайцев, жителей ин­донезийских островов. В Малакке, по выражению португальского путешественника, встречались 84 языка. Индийские купцы покупали пряности, кам-

МАГИЧЕСКИЙ КИНЖАЛ

Одним из самых популярных видов холодного оружия в Юго-Восточной Азии является крис, получивший здесь распространение со времён средневековья. Это кинжал с расширяющимся у рукоятки обоюдоострым лезвием длиной от 30 до 100 см, часто волнообразной формы. Рукоятка и ножны делаются из кости, дерева, драгоценных металлов, рога. Обычно они украшены орнаментом. У яванцев орнамент воспроизводит символы «мирового древа». Крис ассоциируется с огнём и мужским началом, а его ножны — с водой и женским началом. Изготавливается крис оружейниками-эмпу путём многократной ковки полос железа различных сортов. Материалом для настоящего криса служат метеоритное железо и руды из недр земли. Их соединение в ходе длительной обработки и последующего протравливания кислотами создаёт совершенный крис с характерным узором на лезвии (памор). Такое оружие имеет сакральное значение.

Как одно из воплощений космического единства, «мирового древа» крис выступает носителем энергии, кото­рая обеспечивает его обладателю успех в любом начинании, оберегает от бед. Считается, что крис правителя способен поддерживать единство и процветание всей страны. Яванцы верят, что крис может сам летать в поисках жертвы, поразить человека только прикосновением к его следу или отравить родник. В то же время напиток, в который погружён крис, приобретает целебные свойства.

Энергия криса, как считают яванцы, нуждается в специальной заботе и подпитывании. С этой целью в домах перед ним регулярно жгут благовония, рассыпают цветы, а во дворцах раз в год проводят церемонии очищения лезвий, сопровождаемые чтением заклинаний и музыкой гамелана. Крисы с длительной биографией называют «пусака». Пред­ками их владельцев считаются родоначальники средневековых государств Явы. Крис нельзя купить, его наследуют или получают в подарок. При этом энергия криса должна соответствовать карме его владельца, иначе крис может стать источником бедствий. Крис также символ социального статуса, власти, авторитета. Он передаётся в семьях из поколения в поколение, хранится как реликвия. Крис непременный атрибут национального мужского па­радного костюма, в том числе свадебного. В Юго-Восточной Азии насчитывается более 100 разновидностей криса.

*

457

Статуя Будды в сингапурском парке Тигрового бальзама.

фору, ценные породы древесины, батиковые ткани, кинжалы-крисы. Китай торговал шёлком-сырцом и шёлковыми тканями, селитрой, медной и желез­ной посудой.

Успешной была завоевательная политика Тун Перака. К началу XVI в. Малаккский султанат рас­пространил власть на большую часть Малаккского полуострова и Восточную Суматру. Он сумел отра­зить нападения сиамцев. Благодаря исламу Малакка получила возможность познакомиться с сокро­вищами культуры арабо-персидского мира. Шедев­ры малайской литературы созданы именно в эту эпоху. Величайшими малайскими литературными памятниками являются «Седжарах Мелайю» — «Малайские Родословия» — настоящая энциклопе­дия жизни и истории Малакки XV в. и «Сказания о Ханге Туахе» — повествование о легендарном ге­рое.

Однако расцвет портового города, пышность дво­ра, утончённость придворной культуры — всё это держалось на довольно шаткой основе. Малаккский султанат раздирали противоречия между централь­ной властью и местной знатью. Враждой между придворными группировками воспользовались пор­тугальцы, захватившие в 1511 г. Малакку. Падение Малакки ознаменовало начало европейской коло­ниальной экспансии. Так завершился блестящий период средневековой истории Золотой земли.