Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 14 (стр. 1 из 9)

САСАНИДСКИЙ

ИРАН

Золотая колесница Митры, бога Солнца, уст­ремилась ввысь, словно он не хотел ни видеть побоище, ни слышать его страшные звуки. Там, внизу, в кровавой сече сошлись войска пар­фянского царя Артабана V и правителя области Парс Ардашира. Ардашир считался подчинённым Артабана, но, не спросив его, занял пограничную область Керман. Для наказания ослушника Артабан явился с войском в Парс. Сражение состоялось на Хормузанской равнине к востоку от Ахваза. Исход двухдневного побоища предрешила гибель Артабана. Он погнался за Ардаширом, сделавшим вид, что отступает. Когда Артабан приблизился, Ардашир, повернувшись в седле, в упор сразил царя, а рать его обратилась в бегство.

С Артабана сняли кожу и натянули её на стену храма богини Анахиты. Так Ардашир почтил влас­тительницу животворящих вод, жрецом храма ко­торой был когда-то его дед, Сасан, принадлежав­ший к роду правителей Парса. Папак, отец Ардашира, был ревностным приверженцем Анахиты.

В 226 г. у персов появился новый правитель — шахиншах (царь царей) Ардашир I Папакан из рода Сасана. Он положил начало династии Сасанидов. Ираншахр — так стало называться сасанидское го­сударство. Своей столицей первый шахиншах сде­лал города Селевкию, называвшуюся в то время Вех-Ардашир, и Ктесифон, расположенные на пра­вом и левом берегах Тигра. Сообщение между двумя частями новой столицы осуществлялось по плаву­чему мосту.

Молодое государство родилось и росло в войнах. Длительное противоборство Ардашира I с ирански­ми властителями сказители представили как герои­ческие сражения, в которых шахиншах победил злого дракона. В действительности Ардашир I за­хватил Мидию, территорию Иранского, или Юж­ного, Азербайджана, Сакастан (Систан), Хорасан и Мервский оазис.

Стремясь к созданию единого централизованно­го государства, он решительно боролся против по­лунезависимых от шахиншаха местных царьков. «Не может быть никакой власти без войска», — провозгласил Ардашир I. Поэтому он держал ар­мию, командиры которой были независимы от пра­вителей областей.

Мощным союзником в деле укрепления своей

власти Ардашир считал зороастрийскую религию и её служителей — магов. К концу правления пар­фянских царей она пришла в упадок в Иране. Хра­мы огня превратились в развалины, во многих мес­тах священные огни были потушены. Правители перестали считаться с магами. Ардашир сразу при­нялся восстанавливать привилегии магов. Он не только дал им земли, но обязал население платить им налог — десятину.

Единство страны, как считал Ардашир Папакан, не обеспечить без участия жрецов в решении го­сударственных дел. Было созвано собрание магов, на котором они избрали семь самых праведных. Те в свою очередь выбрали молодого Арда-Вирафу сво­им представителем при шахиншахе.

Покровительствуя зороастрийской религии, правители Ираншахра были нетерпимы к христи­анству. Сын Ардашира Шапур I преследовал хрис­тиан в своих владениях. В течение 40 лет разру­шались церкви, истреблялись монахи и монахини. В 409 г. шахиншах Йездигерд I «Грешник» (399— 420 гг.) разрешил христианам открыто совершать богослужения и восстановить свои церкви, но поз­же и он подверг христиан жестоким гонениям.

Преемник Йездигерда I Бахрам V Гур продол­жал сурово преследовать христиан. Они бежали во владения Византии. Константинополь отказался выдать беглецов, и шахиншах объявил Византии войну, которую проиграл. Ему пришлось вспом­нить заповедь Ардашира I: «Не может быть ника­кой власти без войска, никакого войска без денег, никаких денег без земледелия и никакого земле­делия без правосудия».

Этой заповеди старался следовать много лет спу­стя Хосров I Аношерван, правивший с 531 по 579 г. Ему досталось тяжёлое наследство. Иран страдал от произвола местных властей, продажности чиновни­ков, религиозного фанатизма и преступности.

Вступив на престол, Хосров I разделил страну на четыре огромных наместничества. Лично вникая в дела управления и используя вездесущих осведо­мителей, он держал наместников под своим конт­ролем.

Для подъёма земледелия был введён новый по­рядок взимания земельного налога. Издревле казне платили налог в зависимости от плодородия почвы. Он мог составлять от 1/10 до 1/2 урожая. Такой

434

порядок налогообложения был обременителен ещё и из-за лихоимства чиновников. Он не поощрял земледельца собирать больший урожай, приводил к немалым потерям, т. к. нельзя было жать хлеба или собирать фрукты, пока сборщик налогов не оп­ределил долю, принадлежащую казне. Рассказыва­ли историю, случившуюся при отце Хосрова, шахиншахе Каваде, увидевшем однажды, как мать би­ла своего сына за то, что он сорвал кисть винограда. Женщина отняла её у мальчика и привязала к лозе. На вопрос, почему она так поступила, женщина от­ветила: «Царская доля ещё не собрана, и потому нельзя касаться винограда».

Хосров I повелел брать в каз­ну налог только с засеянной зем­ли в определённом правительст­вом размере. Были установлены налоги с фруктовых деревьев, собственности, а также подуш­ная подать. Взимались эти нало­ги не сразу, а тремя частями с перерывом в четыре месяца. Чтобы не было притеснений при сборе податей, жрецам разреши­ли проверять деятельность чи­новников.

Шахиншах следил за состоя­нием оросительной системы. Главные торговые караванные пути охранялись. Выделялись достаточные средства для пост­ройки мостов и поддержания в хорошем состоянии дорог. Через Иранское нагорье пролегали ка­раванные пути, соединявшие порты восточного Средиземно­морья со Средней Азией, Китаем и Индией.

Заботясь об усилении боевой мощи Ирана, Хосров I наряду с ополчением создал и регуляр­ные воинские части. Он собст­венным примером внушал, что жалованье получают не за зва­ние, а за выучку и дисциплини­рованность. Так, он явился од­нажды за деньгами верхом на коне в боевом об­лачении, но при проверке у него не оказалось ка­ких-то двух вещиц, составлявших часть снаряже­ния конника. Главный казначей не дал царю жало­ванья, пока он не возвратился в полном снаряже­нии.

Хосров I был безжалостен, если что-то угрожало его власти. Вступив на престол, шахиншах узнал, что брат участвует в заговоре против него. Чтобы предотвратить дальнейшие покушения на корону, Хосров перебил всех своих братьев вместе с их муж­ским потомством.

Он помнил, как его отец Кавад I, поддержав уче­ние еретика Маздака, лишился трона: недовольная знать поставила вместо него другого шахиншаха. Став царём, Хосров заманил Маздака и его соратников в свой дворец и убил. Как утверж­дают, по всей стране было перебито 100 тыс. последователей учения Маздака.

Суд и наказания при Хосрове I были суровыми. Но, вероятно, впервые в истории страны жесто­кость при осуществлении правосудия смягчалась милосердием, особенно когда дело шло о наказании молодёжи.

Шахиншах считал, что чем больше население страны, тем больше её богатство. Поэтому он прика­зал, чтобы в его владениях женщины были заму­жем, а мужчины женаты. И все работали. Нищен­ство и безделье Хосров I объявил проступками, заслуживающими наказания. В историю Ирана Хосров I вошёл под именем Аношерван — Справедливый.

Сасанидские правители, на­чиная с Ардашира I, стремились расширить пределы Ирана на за­паде, закрепиться в Закавказье, выйти в Средиземноморье. В этом им препятствовали сначала войска Рима, а потом Византии. Ещё в 228 г. иранские войска пе­решли реку Евфрат, границу владений Рима. Император Александр Север в письме Ардаширу высокомерно назвал его варваром и предостерёг против большой войны, посоветовав ему охранять свои собственные зем­ли и не пытаться коренным об­разом изменять государственные границы в Азии. В свою очередь Ардашир предложил императо­ру довольствоваться Европой и уйти из Сирии и остальной Азии, позволив персам вернуть их прежние владения. Ответ персов расценили в Риме как дерзость. Всех 400 послов Ардашира схва­тили и сделали пленниками, невзирая ни на их богатырское сло­жение, за которое они и были отобраны послами, ни на их золотое оружие. Рим­ские легионы под началом самого императора дви­нулись на Иран. Александр Север не блистал полко­водческими талантами, и ему пришлось в 232 г. заключить перемирие с Ираном.

Воспользовавшись борьбой за власть в Риме, шахиншах Шапур I, сын и преемник Ардашира, ре­шился начать войну с Римом в 241 г. Первоначаль­но военные успехи сопутствовали римлянам. Их ле­гионы под командованием 18-летнего императора Гордиана III дошли до столицы Ирана, но Гордиана III предательски убил его приближённый — Фи­липп Араб, который, став императором, поспешил заключить мир с Шапуром в 244 г.

Шапур вновь начал войну с Римом в 258 г. Из-за бездарного руководства римская армия потерпела

Ваза.

Золото и серебрю.

350 г.

435

полное поражение, и воина закончи­лась в 260 г. пленением престарелого императора Валериана, который и умер в плену.

Свою победу Шапур I приказал запечатлеть на века в наскальном рельефе в Накш-и-Рустеме, на родине своих предков в провинции Парс. Другим памятником победы, одержанной шахиншахом над римлянами, была сооружённая руками пленных «Плотина императора» — сложная оросительная система, возведённая на реке Карун. Легенда рас­сказывает, что на её строительстве среди прочих трудился и пленённый император Валериан.

При преемниках Шапура I Иран сильно потес­нили римляне; ему угрожали арабы. Так продол­жалось до воцарения шахиншаха Шапура II Вели­кого (309—379 гг.). Его провозгласили правителем Ирана ещё до появления на свет, когда верховные жрецы объявили, что царица родит мальчика. Шестнадцати лет, сразу после коронации, Шапур возглавил военную экспедицию на арабское побе­режье Персидского залива. Он приказал прокалы­вать пленным арабам плечи, пропускать верёвки и так связывать их друг с другом. За это его прозвали Заплечником.