исполнение человеком предписанных ему обязанностей. Если для западной цивилизации нормальным явлением стало стремление людей к прибыли, к личной выгоде, и на этой основе развивалась конкуренция и соревновательность во всех сферах, то на Востоке всегда подчёркивалась важность интересов общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Торговцы и предприниматели не пользовались уважением в традиционных обществах. Поэтому западная цивилизация, которая была «не такой, как все», оказалась более способной к использованию таких качеств человеческой натуры, как предприимчивость, желание разбогатеть; более способной к развитию технических достижений. Именно на основе технологического превосходства над остальным миром Запад вскоре развернул своё наступление на море и на суше.
Европейской экспансии способствовали также новые (или вновь открытые) идеи, развившиеся в пламени гуманизма итальянского Возрождения (XIV—XVI вв.). Собиратели античных рукописей и статуй, поэты и художники, воспевавшие «человеческое в человеке», его энергию, упорство и стремление к счастью, были предшественниками Васко да Гамы, Христофора Колумба, Америго Веспуччи и Джона Кэбота. Открытие новых земель способствовало наступлению Нового времени. Мир сразу сделался почти в десять раз больше, вместо четверти полушария теперь весь земной шар лежал перед взором европейцев, которые спешили завладеть остальными семью восьмыми его суши. Взгляду человека открылся бесконечно более широкий горизонт. Техническое превосходство и торговая предприимчивость европейцев были первоначальными факторами, обеспечившими распространение промышленной цивилизации и западных идей по всему миру.
Однако не эпоха Великих географических открытий послужила точкой отсчёта Нового времени (хотя есть историки, придерживающиеся этого мнения). Испания и Португалия, первыми ринувшиеся на богатый сокровищами американский континент и славящиеся пряностями южные острова, были не самыми развитыми странами Европы, и награбленное золото и серебро оседало в руках торговцев и промышленников Нидерландов, Англии, Северной Италии. Именно там сформировались отношения, положившие начало промышленной цивилизации Нового времени, подчинившей вскоре весь мир. Именно там простолюдины, занимавшиеся скупкой сырья у крестьян, стали создавать мануфактуры — ручные производства с разделением труда между работниками. Если ремесленник делал всё изделие целиком, от начала до конца, то рабочий мануфактуры выполнял только отдельные операции, доводя свои навыки до автоматизма. В итоге мануфактурное изделие бывало менее качественным, чем ремесленное, но всегда более дешёвым — ведь мануфактуры производили гораздо больше продукции. Дешёвые товары хорошо покупались населением, и мануфактурное производство стало
Очередь в столовую благотворительного общества. Нью-Йорк. 1931 г.
Очередь безработных. США. 1931 г.
Вид Лондонского вокзала Кинг-Кросс. 1982 г.
473
Восстаниев Берлине18—19 марта1848 г.
вытеснять ремесленное, ремесленники разорялись и превращались в рабочих, на мануфактуры стекались массы потерявших землю крестьян. Промышленники и торговцы богатели, и экономическая мощь землевладельцев-феодалов стала падать. Вскоре «буржуа» — так называли новых богачей из простонародья — потребовали расширения своих прав и участия в управлении государством, а феодалы, опиравшиеся на королевскую власть, этому противились. В ходе революций 1566—1609 гг. в Нидерландах и 1642—1648 гг. в Англии сопротивление знати было сломлено, и государственную политику по сути дела стала определять буржуазия.
Англия превратилась в настоящий образец для Европы и мира. Английские пряжа и полотно, обувь и металлические изделия заполонили в XVIII в. рынки многих стран. Британские купцы, банкиры, фабриканты создали образцовую политическую систему, основанную на власти парламента, экономический уклад, выросший на рыночных началах, своеобразную культуру и идеологию — т. е. то, что понимается под так называемым «английским образом жизни». Всё это — уже неотъемлемая принадлежность эпохи, пришедшей на смену феодализму. Традиционно именно Английская буржуазная революция считается тем рубежом, с которого начинается отсчёт Нового времени. С середины XVII столетия промышленная цивилизация стала распространяться по Европе и другим континентам, между делом разрушая натуральное хозяйство, низвергая власть королей и императоров, включая народы земного шара в единый процесс мирового развития.
Обычно историки разделяют Новое время на несколько периодов. Начальный длился немногим более столетия (середина XVII в. — последняя треть XVIII в.). Промышленный переворот, начавшийся в последние десятилетия XVIII в., и Великая французская революция, открывшая эпоху массовых народных революций в Европе, открыли второй период — период победы капитализма в Европе, обуржуазивания монархий, перехода великих держав к созданию колониальных империй. Второй период Нового времени тоже продолжался около ста лет и закончился к 1870-м гг. Тогда европейские державы уже разделили весь мир, подчинили себе отдалённые земли и сошлись в острой схватке за преобладание в Старом и Новом Свете. Первая мировая война (1914—1918 гг.) служит конечным рубежом этого периода, внёсшего очень важные изменения в соотношение сил в мире, в идеологию людей, в их быт, образ жизни и т. д. Победа Октябрьской революции в России позволила сторонникам коммунизма заявить о том, что Новое время — эпоха главенства западноевропейской промышленной цивилизации — завершилось. Взошла заря Новейшей истории, времени, когда социализм — более справедливый общественный строй, чем капитализм, — уничтожит последний.
После Второй мировой войны (1939—1945 гг.) многим действительно казалось, что капитализм отступает «по всему фронту». Однако промышленная цивилизация показала свою силу. Она доказала своё преимущество перед социалистическими странами в экономике, сумев поставить себе на службу великие достижения научно-технической революции; она сумела убедить мир в превосходстве либеральных идей над жёсткой и стройной идеологией
474
коммунизма, она в конце концов вышла победительницей из гонки вооружений. В конце 1980-х гг. «социалистическое содружество» прекратило существование. Значит, мы можем говорить, что Новое время в истории человечества ещё не закончилось. Либерально-промышленная цивилизация со всеми её несомненными доблестями и очевидными пороками всё ещё является главной силой в современном мире. История её развития — это история человеческого общества на протяжении трёх с половиной столетий.
РАЗВИТИЕ МИРОВОГО
ХОЗЯЙСТВАВ НОВОЕ ВРЕМЯ
Даже в эпоху промышленного переворота рыночный строй в Европе представлял собой лишь небольшой островок среди огромного океана натурального хозяйства. Чтобы выжить, промышленная цивилизация должна была доказать своё превосходство в борьбе с традиционным аграрным строем Востока и с феодальным укладом, сохранившимся на Западе, и победить их. В Европе такая победа пришла довольно скоро. Уже в начале XIX в. промышленный переворот перекинулся во Францию, Северную Европу, Германию и совершенно преобразил их облик. Фабрики и заводы, оснащённые пока ещё несовершенными, с нашей точки зрения, машинами, взорвали размеренную жизнь городов. Великие изобретения конца XVIII — начала XIX вв. превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное железнодорожными и пароходными линиями, оснащённое телеграфной и быстрой почтовой связью. Казавшиеся ещё несколько десятилетий назад «медвежьим углом» отдалённые районы включались в процесс промышленного развития, выбивая последний козырь из рук феодальной знати. В конце концов и ей пришлось, забыв о своём происхождении, включиться в гонку за прибылью. Героическая средневековая эпоха благородного мужества, изысканных манер и религиозного экстаза ушла безвозвратно, расчистив место таким прозаическим вещам, как налоги и бюджет, тарифы и акцизы, биржи и аукционы. Религией стала технология. К середине XIX в. промышленная цивилизация завоевала главенство в Европе. Труд наёмного рабочего оказался более выгодным и более успешным, нежели труд зависимого крестьянина Средневековья. Добыча угля, уровень выплавки чугуна, протяжённость железных дорог были теперь показателем развития государства.
Во второй половине XIX в. капиталистическое производство вступило в новую фазу. Из соперничества промышленников и торговцев выросли монополии — крупные объединения капиталистов, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и продажи товаров. Конечно, мелкие и
Закладка в печь вместо топлива пшеницы
в надежде поднять цены на хлеб.
США. 30-е гг.
Предприниматели штата Мичиган выливают
в реку молоко, чтобы удержать цены.
США. 1934 г.
средние фабрики и заводы не исчезли, но дух экономики определялся уже не свободной конкуренцией безвестных торгашей, а договорённостями между Морганами и Рокфеллерами, Круппами и Ротшильдами. Огромную роль в хозяйственной жизни стали играть банки, которые подчинили себе целые отрасли промышленности. Капиталистическим государствам пришлось даже ограничить влияние монополий, т. к. их безудержное стремление к прибыли, к росту цен грозило обнищанием большой части населения. Тогда же, в середине XIX в., вы-