Поскольку административное право в современной Швеции - обширная и разветвленная отрасль правовой системы, то правовая наука сформировала устойчивое представление об основных ее институтах и их упорядоченности.
Выделяются общая и особенная части административного права. Общая часть административного права охватывает нормы, принципы и правовые институты, распространяющиеся на все сферы и все правовые отношения административной деятельности. Особенная часть в таком случае рассматривается как совокупность административно-правовых норм, принципов и институтов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью публичной администрации в отдельных сферах управления - административно-политической, хозяйственно-экономической или социально-культурной. К особенной части относят обычно такие подотрасли административного права, как полицейское, строительное, дорожное, муниципальное (коммунальное), социальное право.
Источниками административного права Швеции являются: нормативные правовые акт и судебная практика.[3] Рассмотрим иерархию источников права, которая имеет большое значение в административном праве.
Нормативные правовые акты:
Первой среди источников административного права называют конституцию. Будучи актом высшей юридической силы, конституция не регулирует административно-правовые отношения непосредственно, а лишь формулирует основополагающие для административного права принципы, определяет подходы к регулированию важнейших административно-правовых институтов. Конституция Швеции детально регулирует организацию и деятельность исполнительной власти, закрепляет правой статус правительства, непосредственно регулирует вопросы подчинённой правительству централизованной администрации, а также указывает функции децентрализованной публичной администрации. Получают конституционное закрепление принципы судебного контроля за административной деятельностью. В ней показаны особенности правовой регламентации управления в различных областях общественной жизни. Таким образом, обнаруживается тенденция расширения административно-правовых проблем, урегулированных на конституционном уровне и, следовательно, увеличения роли конституции как источника административного права.
Важнейшую роль среди источников административного права играют законы - акты риксдага или акты, принятые на референдуме. В странах континентальной правовой семьи обычно устанавливается иерархия законов, среди которых выделяются законы более высокой юридической силы - конституционные и/или органические, принимаемые в особом порядке. Обычные (текущие) законы в административном праве Швеции регулируют множество проблем. Как правило, именно эти акты определяют правовой статус министерств и ведомств, регулируют управление в отдельных областях общественной жизни.
Поскольку потребности административно-правового регулирования в современном мире увеличиваются, парламенты не успевают разработать и принять все необходимые законодательные акты. В связи с этим законодательные органы делегируют часть своих полномочий другим субъектам публичного права - главе государства, правительству, министрам, руководителям исполнительных органов регионов и т. д. Парламенты оставляют за собой разработку принципиальных положений, указывающих основные направления и методы регулирования. Функции детальной регламентации нередко передаются исполнительным органам. Так возникает делегированное законодательство - нормативные акты, принятые органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции законодательных органов, и имеющие силу закона. Парламент должен издать специальный акт, предоставляющий администрации делегированные полномочия, в котором указываются: субъекты делегирования; конкретные полномочия, которые они обязаны исполнить; цели и принципы, в соответствии с которыми они должны действовать. Делегированные акты имеют силу закона. В странах континентальной Европы органы исполнительной власти Швеции наряду с делегированными полномочиями имеют право принимать нормативные правовые акты во исполнение закона - регламентарные акты. Они считаются подзаконными и рассматриваются в качестве субсидиарных (дополнительных), вторичных источников административного права. Регламентарные акты не должны противоречить законам, но могут их конкретизировать и определять порядок применения законодательных норм. Наделение исполнительных органов регламентарной властью в Швеции рассматривается в качестве неотъемлемого элемента правового статуса административных органов. Следует отметить, что источниками административного права считаются не все акты общерегулятивного характера, а лишь те, действие которых направлено вне административной системы, которые регулируют деятельность частных лиц и потому могут быть оспорены в судебном порядке.[4] Внутри учрежденческие акты считаются актами управления, не имеющими регламентного характера.
Административно-правовые нормы могут содержаться также в нормативных актах органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе осуществлять нормотворческие полномочия только в рамках закона. Признаются естественные права местного самоуправления на регулирование вопросов местного значения. Регулирующие полномочия предоставляются прежде всего по вопросам организации местного самоуправления. Органам местного самоуправления делегируются полномочия по изданию нормативных актов в отдельных областях местного хозяйства
Судебные прецеденты и судебная практика:
Судебный прецедент и судебная практика занимают особое место среди источников административного права Швеции.
Правовая наука Швеции в целом отвергает доктрину прецедента и не признает за судебной практикой значения источника права. Но практика судов административной юрисдикции оказала на формирование административно-правовой отрасли столь существенное влияние, что многие исследователи признают: административное право фактически было создано административными судами.
Не наделенные полномочиями формулировать правовые нормы административные суды восполняли пробелы законодательства, формулируя правовые принципы и доктрины, на основе которых решались конкретные дела, а впоследствии принимались законодательные акты. Административные органы, принимая решения, должны учитывать судебную практику; ее игнорирование в ряде случаев может считаться нарушением служебных обязанностей чиновника и даже повлечь за собой применение мер ответственности.
Нормы и принципы международного права:
Наряду с национальными источниками административного права в шведском государстве применяются в качестве общеобязательных международно-правовые принципы и нормы. Наиболее показательный пример тому - использование норм и принципов европейского права, так как Швеция – член Европейского Союза. Еще в 1972 г. Закон о Европейских сообществах предусмотрел, что все нормативные акты Сообщества являются актами прямого действия: они должны соблюдаться и выполняться без последующего утверждения национальным законодательством.[5] Это было подтверждено и национальным законодательством стран, входящих в Сообщество затем - в Европейский Союз. Обязательному исполнению подлежат регламенты - нормативные акты общего содержания. Многие из них непосредственно касаются вопросов административно-правового регулирования. Например, государства-члены ЕС приняли единые стандарты в конкурентном (картельном, антимонопольном) праве, являющемся подотраслью административного права. Так возникло своеобразное «двухколейное» административное право, которое основано на разграничении между проблемами, решаемыми либо с помощью права ЕС, либо только с помощью национального права. В данном параграфе мы видим, что наряду с национальными источниками административного права в шведском государстве применяются в качестве общеобязательных международно-правовые принципы и нормы. Наиболее показательный пример тому - использование норм и принципов европейского права, так как Швеция – член Европейского Союза.
ГЛАВА II. ОБЬЕКТЫ И СУБЬЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ШВЕЦИИ
Понятие публичной администрации играет ведущую роль в административном праве Швеции. Обязательными субъектами административно-правовых отношений признаются органы и учреждения публичной администрации; административное право устанавливает границы деятельности публичной администрации; закрепляет правовой статус служащих органов публичной администрации; определяет формы контроля за ней. Научный термин «публичная администрация»[6] был разработан в странах континентальной системы административного права. В российской научной литературе сложился устойчивый перевод данного термина как «государственное управление»[7]. Однако понятие публичной администрации не тождественно понятию государственного управления, оно значительно шире по объему и богаче по содержанию. В связи с этим представляется, что целесообразно использовать буквальный русский эквивалент западного термина - «публичная администрация». Необходимо отметить, что понятие публичной администрации используется не только административным правом. Являясь общесоциологическим, по своему содержанию оно многозначно, а по объему весьма широко. Прежде чем дать определение публичной администрации, выделим ее характерные черты. Во-первых, сам термин «администрация», происходящий от латинского «administrere», означает «служить для». Терминология подчеркивает подчиненное положение публичной администрации, вторичность этого понятия.