щали срок полномочии
должностных лиц.
В годы гражданских неурядиц всё так перепуталось, что Цезарь (недаром его именем благодарные римляне назвали один из месяцев!), решив положить этой путанице конец и будучи Великим понтификом, провёл реформу календаря. Он установил, что в году 365 с четвертью суток.
Продолжительность месяцев стала, таким образом, неодинаковой: в чётных было по 30 дней, а в нечётных — по 31. Каждые четыре года к февралю прибавлялся один дополнительный день, который римляне считали неблагоприятным (от этого и весь февраль получил дурную славу). Когда же в календаре вместо квинтилия и секстипия появились июль и август, было решено почтить усопших политических деятелей (к тому же провозглашённых богами!) весьма неожиданным способом. У февраля «отобрали» два дня (отчего он стал самым коротким — к вящему удовольствию римлян — месяцем в году) и «поделили» их между июлем и августом.
Хорошо известная нам семидневная неделя ведёт происхождение с Востока. О ней говорится и в Библии, но долгое время в Риме таким счётом дней пользовались только христиане. Лишь император Константин Великий в 321 г. н. э. законодательно закрепил семидневную неделю. До этого времени римляне вели счёт дней по-другому. В каждом месяце было три постоянных числа. Первое число месяца называлось Календами (отсюда происходит слово «календарь»). День, который делил месяц на две равные половины, римляне называли Идами (от глагола iduere — «делить»). В январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре они приходились на 13-е число, а в остальных месяцах — на15-е. Девятый день до Ид назывался Нонами (букв. «девятые»). В марте, мае, июле и октябре они приходились на 7-е число, в других же месяцах — на 5-е. Числа, предшествующие этим дням, римляне обозначали наречием «накануне». Например, 31 декабря для них было днём накануне Январских Календ. Остальные дни месяца обозначались путём отсчёта дней в обратном направлении. Так, 2 января считалось четвёртым днём до Январских Нон (текущий день также включался в подсчёт).
Необычный день был в феврале високосного года. Раз в четыре года римляне дважды отмечали 24 февраля — шестой день до Мартовских Календ. От «имени» дополнительного дня — «дважды шестой» (no-латыни bissexfus) и произошло название «високосный».
*
Патриций.
Римлянка.
163
н. э. он был убит заговорщиками. Они наивно думали, что достаточно убить диктатора, чтобы восстановить власть сената и народа. Вместо этого Рим снова оказался ввергнутым в пучину гражданской войны. Ещё долгих восемь лет римляне с невероятным ожесточением уничтожали друг друга.
Конец гражданской войне в 29 г. до н. э. положил приёмный сын Цезаря Октавиан. Рим наконец получил долгожданный мир, о котором мечтали все и ради которого были готовы отказаться от республиканских свобод и подчиниться воле единоличного правителя. Октавиан был блестящим политиком, очень точно улавливающим настроения различных слоёв общества. Он не стал раздражать римлян откровенной демонстрацией своего всевластия. Объявив себя лишь «первым среди равных», принцепсом, он провозгласил наступление всеобщего мира и «золотого века». Сенат наградил Октавиана за его заслуги почётным титулом Август — «возвеличенный богами». Наступление «золотого века» означало, что Рим как бы достиг той цели, ради которой его создали боги: объединил под своей властью весь «круг земли».
Действительно, первые два века, прошедшие после утверждения в Риме политической системы, получившей название «принципат», были временем наивысшего расцвета Римской державы. Рим больше не ведёт крупных завоевательных войн. Лишь император Траян (98— 117 гг. н. э.) совершает последние присоединения новых территорий. Большинство же правителей занимаются внутренними делами громадного государства. По всей империи возводятся многочисленные города — уменьшенные копии Рима с цирками, амфитеатрами, термами (банями). Сам Рим из господствующей над завоёванными провинциями общины превращается в столицу единого средиземноморского государства с огромным многонациональным населением. В этом государстве живут уже не граждане, а подданные императора. Все, от сенатора до простолюдина, зависят от его воли, которая стала законом. Вместо равенства граждан возникают отношения личной зависимости, особенно тяжело отразившиеся на положении «маленьких людей», которое всё больше приближается к рабскому.
Как уже было сказано, наступление «золотого века» означало конец пути, исполнение божественного предназначения Рима. Но мысль о вечности и неизменности существующего порядка, особенно если он далёк от провозглашённого идеала, угнетает душу человека. Жизнь начинает казаться бессмысленной, и тогда он обращается к Богу. Религия давала ощущение свободы от внешнего мира, недоступного для совершенствования, и открывала безграничные возможности для познания внутреннего мира человека. Поэтому в I—II вв. н. э. повышается интерес к религии, ко всему необычному, чудесному. Поскольку традиционные, официальные формы религии были прочно связаны с установившимися в Римской империи порядками, начинают возникать новые религиозные учения. Одним из них стало христианство. Связанное теснейшими узами с античной культурой, оно выработало в то же время совершенно отличный от греко-римского взгляд на мир, на человека и его предназначение. Принятие христианства большинством населения Римской империи в III—V вв. н. э. означало, что наступает новая эра, открывается другая страница истории.
Гладиаторские шлемы.
ИМПЕРИЙ
Римляне называли империем высшую власть в государстве. Этот термин происходит от глагола imperare — «управлять, властвовать» и буквально означает «приказ», «приказание».
Первоначально империем распоряжался царь. Он руководил государством, был верховным главнокомандующим, верховным судьёй и верховным жрецом. Иначе говоря, в начале римской истории в понятие «империй» входило представление о высшей гражданской (исполнительной, законодательной и судебной), военной и духовной власти, неразрывно соединённых в руках одного лица — главы общины.
С падением царской власти и установлением республики в 510 г. до н. э. у римлян сложилось представление, что верховным носителем империя является сам римский народ. Любопытно, что и в пределах собственного хозяйства любой гражданин Рима обладал «домашним империем», т.е. абсолютной властью над всеми членами семьи.
В республиканскую эпоху различались три вида империя: большой, малый и полный. Полный империй имел диктатор, остальными наделялись высшие магистраты, избранные на народном собрании. То есть на народном собрании верховный носитель империя — народ — передавал право временного пользования им лицам, облечённым высшей властью в государстве. Символом империя были ликторы, сопровождавшие высших магистратов.
164
В более узком смысле в этот период понятие «империй» употреблялось для обозначения права командования римским войском, отсюда происходит термин «император», который первоначально обозначал лишь верховного главнокомандующего. Привилегией императора было право праздновать триумф в случае победы над неприятелем, а также право наказывать подчинённых ему граждан, выносить приговоры в суде и вносить предложения на народном собрании.
Большой империй имели консулы. В это понятие входили высшая государственная власть и верховное главнокомандование во время войны.
Малым, или, лучше сказать, младшим, империем распоряжались преторы — младшие коллеги консулов и их заместители.
Все остальные магистраты империем не располагали: их полномочия рассматривались как potestas — «власть». Они могли лишь выражать своими высказываниями волю государства, обязательную для выполнения, добиваться повиновения своим распоряжениям, налагать штрафы и удерживать вещи до уплаты долга.
На территории Рима любой вид империя не был полным. Его действие ограничивалось народным собранием, поскольку именно оно являлось высшим государственным органом; сенатом (его распоряжения — сенатусконсульты — предписывали любому магистрату, как действовать в том или ином случае); законами и моральными нормами. Любой римский гражданин имел право обратиться к народному собранию, если усматривал в действиях лиц, наделённых империем, произвол. Кроме того, высшие магистраты не могли издавать законов от своего имени: предложенный ими законопроект обязательно выносился для утверждения на народном собрании.
За пределами Рима любой вид империя действовал в полном объёме.
В провинциях, которые были присоединены к Римскому государству, наместники пользовались империем. Именно поэтому они получали должности проконсула, т.е. «в ранге консула», и пропретора, т.е. «в ранге претора». Правда, империй любого наместника действовал только в границах провинции; за её пределами он выступал как частное лицо.
Долгое время римляне полагали, что империй может быть предоставлен только человеку, находящемуся на государственной должности. Однако многочисленные войны заставили изменить этот порядок. В 218 г. до н. э., когда во время Второй Пунической войны Ганнибал вторгся в Италию, впервые для отражения вражеского нашествия империй был предоставлен человеку, который не занимал никакой магистратуры, но обладал выдающимися полководческими способностями, — Публию Корнелию Сципиону. Надо ли говорить о том, что он успешно справился с возложенными на него обязанностями главнокомандующего?