С 80-х гг. III в. до н. э. на территории Малой Азии и на периферии державы Селевкидов начали образовываться небольшие государства, правители которых пользовались тем, что гиганты сцепились друг с другом и обращают на них мало внимания. Так возникли Пергам, Понт, Каппадокия, Вифиния, Бактрия и Парфия. Постепенно усиливаясь, они стали теснить и рвать на части слабеющих монстров, укрепляя свои позиции и выходя на первый план. Некоторые из них, например Парфия, со временем выросли в столь мощные государства, что оказались не по зубам даже воинственному Риму. Мощный взлёт пережил Эпир, ровесник и сосед Македонии, когда на его престоле оказался царь Пирр (295—272 гг. до н. э.), попытавшийся поставить своё имя рядом с именем Александра Македонского и стяжать себе славу не менее громкую.
Молодой царь Пирр после неудачной попытки надолго овладеть троном Македонии в 287 г. до н. э. обратил свои взоры на Запад. Воспользовавшись просьбой о помощи города Тарента, он отправился в Италию. Только с таким авантюрным характером, как у Пирра, можно было ввязаться в это безнадёжное дело. С 25-тысячной армией Пирр в 280 г. до н. э. сумел разбить войска Рима в битве при Гераклее. Но потери его были огромны, а помощи не предвиделось никакой. «Ещё одна такая победа, — воскликнул он, — и мы погибли!» Впрочем, это не образумило эпирского царя. Он сумел поссориться и с Карфагеном. Несмотря на значительные первоначальные успехи (он отвоевал Южную Италию у Рима и Сицилию у Карфагена), Пирр не смог, да и не стремился закрепиться на завоёванных территориях. Недаром Антигон Гонат сравнивал его с игроком в кости, который умеет делать ловкий бросок, но не знает, как им воспользоваться. В 275 г. до н. э. Пирр вынужден был побеждённым вернуться в Грецию, где вскоре бесславно погиб, в очередной раз ввязавшись в авантюру. Судьба Пирра ещё раз показала несостоятельность идеи мирового господства, которая безраздельно владела эпирским царём.
В 20-е гг. III в. до н. э. к эллинистическим государствам как бы приходит второе дыхание, и они с новыми силами начинают воевать друг против друга. Однако с Запада уже пришёл новый, молодой и здоровый хищник — Рим. Первыми с ним пришлось столкнуться Македонии и Греции.
Царь Македонии Филипп V (221—179 гг. до н. э.) попытался восстановить могущество Македонии в Элладе. Стремясь заручиться сильной поддержкой, он вступил в союз с Ганнибалом, непримиримым врагом Рима. Однако Рим, находясь в тяжелейшем положении после поражения при Каннах во время Второй Пунической войны, заключил договор с греческими городами, которые выступили против Филиппа V. В 215 г. до н. э. началась Первая Македонская война. Эта война не принесла успеха ни одной
148
1. Границы державы Александра Македонского в 325 г. до н. э.
2. Крупнейшие государства, образовавшиеся на территории державы Александра Македонского после её распада.
из сторон. Бесцеремонность и ненадёжность Филиппа V как союзника заставили отступиться от него почти всех его друзей. Греция была истощена и обессилена. В 201 г. до н. э. был заключён мир. Однако почти сразу после этого Филипп возобновил военные действия, начав Вторую Македонскую войну. Но теперь греческим городам мог помочь и Рим. Вторая Пуническая война закончилась для него победой, и закалённые в боях против Ганнибала, союзника Филиппа, римские легионы переправились в Грецию. В 197 г. до н. э. при Киноскефале произошло решающее сражение между македонским царём и римским полководцем Титом Квинкцием Фламинином. Столкновение с регулярной римской армией обернулось для македонской армии катастрофой. Филипп вынужден был отказаться от всех своих приобретений и признать зависимость Македонии от Рима. В 168 г. до н. э. Македония стала римской провинцией.
Попытался восстановить былое величие своей державы и выдающийся представитель династии Селевкидов Антиох III. Он совершил грандиозный поход на Восток (212—204 гг. до н. э.), заставив Армению, Бактрию, Парфию и часть Индии признать свою зависимость от государства Селевкидов. Закончив поход, он провозгласил себя Великим царём. Египетский престол в это время занимал малолетний царь Птолемей V Эпифан. Воспользовавшись его слабостью, Антиох завоевал и малоазийское побережье. И тут ему пришлось столкнуться с интересами Рима. Во-первых, Антиох с почестями принял у себя заклятого врага римского народа Ганнибала, во-вторых, игнорируя ультиматумы Рима, он решил завоевать Грецию. Греческая авантюра для возомнившего себя непобедимым Антиоха III кончилась плачевно. В 191 г. до н. э. разбитый римлянами, он вынужден был убраться из Эллады. Все попытки заключить мир закончились неудачей — Рим умел разговаривать только с поверженным противником. В 190 г. до н. э. при Магнесии армия братьев Сципионов (одним из них был знаменитый победитель Ганнибала Сципион Африканский) нанесла сокрушительное поражение Великому царю. Ещё сильнее было моральное поражение Антиоха. Отныне он перестал даже помышлять о сопротивлении и в 188 г. до н. э. согласился на все условия Рима, потеряв и Малую Азию.
Тяжёлым положением Селевкидов не преминули воспользоваться зависимые от них государства, которые посчитали себя свободными от всех обязательств перед ними. Воссозданная Антиохом III держава рушилась как карточный домик.
Развалу государства Селевкидов способствовали внутренние раздоры. Последнюю попытку остановить этот процесс предпринял Антиох VII Сидет (139—129 гг. до н. э.), которому почти удалось завоевать Парфию! Но и его поход закончился поражением, и последний выдающийся деятель династии Селевкидов бросился в пропасть, чтобы не попасть в плен. 19 царей династии Селевкидов, начиная с Антиоха V, умерли насильственной смертью, став жертвами династических распрей. Размеры державы, растаскиваемой алчными соседями, всё сокращались. В 80-х гг. I в. до н. э. Селевкидское цар-
149
ство попало под власть Великой Армении, а в 63 г. до н. э. вообще прекратило своё существование под мощным натиском легионов римского полководца Гнея Помпея Магна.
Яростнее всего сопротивлялся экспансии Рима в Малой Азии Понт. Правитель Понта Митридат VI Евпатор, стремясь расширить свою державу и добиться её полной самостоятельности, вступил в затяжной конфликт с Римом, который завершился разгромом понтийского царя. Митридат был типичным правителем эпохи эллинизма. Один из самых образованных людей своего времени, он имел обширные познания в области искусства и медицины, владел двадцатью двумя языками. Его таланты поражали воображение современников. Однако ни любовь к греческой культуре, ни образованность не помешали Митридату в 88 г. до н. э. отдать приказ об истреблении около 80 тыс. римлян на территории Малой Азии. Не останавливался он и перед убийством родственников и даже собственных детей.
Самое выгодное стратегическое положение среди эллинистических государств занимал Египет. На его территории почти не велись боевые действия. Постепенное ослабление Египта было вызвано главным образом внутренними проблемами.
Основатель династии Птолемей I Лаг Сотер и его преемники приложили много усилий для укрепления страны. Несколько видоизменив старую административную систему, Птолемеи стремились править в соответствии с местными обычаями: именно в Египте впервые царь был объявлен живым богом и прочно вошли в обычай браки между родными братьями и сёстрами. Однако именно там было наиболее велико влияние греческой культуры. Эллинистический Египет стал центром развития культуры, славился философами, блистал своей Академией и театрами. Бежавшие от ужасов войны греки всегда встречали в богатом Египте радушный приём и, оставаясь в стране, укрепляли основы власти Птолемеев.
Борьба за гегемонию над Эгейским морем и постоянные войны с Селевкидами ослабили Египет, не принеся ему серьёзных успехов. Выдающиеся правители ко II в. до н. э. сошли с исторической сцены, а на смену им пришли распутные и изнеженные государи, которые мало заботились о престиже страны и больше думали о собственных удовольствиях. С I в. до н. э. между Птолемеями начались династические распри. Этим Египет привлёк к себе пристальное внимание Рима, где всерьёз стали подумывать о том, чтобы прибрать к рукам эту богатую страну. С 50-х гг. I в. до н. э. Египет попал в политическую зависимость от Рима. Но в 47 г. до н. э. Юлий Цезарь, очарованный египетской царицей Клеопатрой VII, подтвердил самостоятельность Египта. После смерти Цезаря Клеопатра, поддерживаемая римским полководцем Марком Антонием, даже пыталась восстановить былую мощь Птолемеев. Но эти мечты разлетелись в прах после поражения войск Антония и Клеопатры в битве при Акции (31 г. до н. э.). В 30 г. до н. э. Октавиан Август объявил Египет римской провинцией.
Эпоху эллинизма завершили римские легионы, которые практически полностью уничтожили все государственные образования, вышедшие из империи Александра Македонского. Но эллинистическое наследие не пропало бесследно. Культура побеждённых оказала огромное влияние на Рим (см. ст. «Древний Рим»).
Уже на протяжении нескольких столетий со страниц научных трудов не сходит определение «загадочные этруски». Самым удивительным является то, что в отличие от других народов Древнего Мира этруски никогда не погружались во тьму забвения. Великий Рим многое воспринял от их культуры и передал её наследие европейской цивилизации. После того как Рим подчинил этрусские города, образованные и знатные представители их древних родов продолжали играть заметную роль. Из Этрурии происходили первые римские цари. Друг императора Октавиана Августа, покровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным, был потомком этрусского царского рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора, политического деятеля и философа Цицерона, Авл Цецина принадлежал к древнейшему этрусскому роду, правившему в городе Волатерры. Обнаруженный археологами склеп этой семьи использовался на протяжении многих столетий. Последним в роду был епископ Цецина, умерший в 1765 г.