Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 5 (стр. 7 из 12)

Труды греческих и римских писателей донесли до нас многочисленные сведения о могущественных этрусках, их религии, городах, окружённых мощ­ными стенами, о соперничестве с греками за гос­подство в Западном Средиземноморье. Многое мы узнаём непосредственно и от самих этрусков — точ­нее, из дошедшего до нас их наследия. Время не пощадило их города и храмы, построенные из не­обожжённого кирпича. Но сохранились некропо­ли — «города мёртвых», спутники всех этрусских

150

Музыканты. Фреска из этрусского некрополя в Тарквиниях V в. до н. э.

Основание города не было для этрусков только технической проблемой. Это был священный ритуал, в котором отрази­лись представления этрусков о городе как о земном подобии космического порядка. Поэтому прежде чем основать город, они узнавали волю богов по полёту птиц. Затем жрец определял священное место центр города. Через центр города проводили две главные оси: одну с востока на запад, вторую — с севера на юг. Основатель города, покрыв голову платком, прокла­дывал плугом с бронзовым лемехом борозду вокруг территории будущего горо­да. Поднятый пласт земли должен был лечь внутрь круга, чтобы в город текло богат­ство. Плуг тянули бык и нетель; бык — с внешней стороны круга, чтобы город был сильным по отношению к внешним врагам, нетель, как символ будущего изобилия в городе, с внутренней. Борозда в пред­ставлении людей того времени играла ту же роль, что и крепостные стены. Она раз­деляла два мира тот, что находился под защитой богов, и тот, который был её ли­шён. Священная борозда и сооружавшиеся на её месте вал и ров составляли священную городскую границу, которая находилась под защитой богов. Переход через неё или застройка вала считались религиозным преступлением и карались смертью.

*

Этрусский рельеф на слоновой кости "Аристократы на банкете". 520—500 гг. до н. э. Флоренция. Археологический музей.

городов. Склепы, повторяющие планировки жилых домов знати, украшенные фресками и заполненные драгоценной утварью, рассказывают о быте этрус­ков, их представлениях о мире и богах, об их ис­кусстве и уровне развития ремесла, широких тор­говых связях с народами Средиземноморья. Сло­вом, в распоряжении историков имеется обширный материал для изучения различных сторон жизни древней Этрурии. Тогда почему же в течение веков этруски остаются «загадочными»? А дело в том, что учёные не знают самого главного: кто они, когда и как появились в Италии, на каком языке говорили. О происхождении этрусков спорили ещё антич­ные писатели. Греческий историк Геродот утверж­дал, что этруски, или тиррены, как их называли в древности, приплыли по морю из малоазийской Ли­дии. Писатель Дионисий Галикарнасский, возра­жая ему, доказывал, что этруски — один из мест­ных италийских народов. В труде римского истори­ка Тита Ливия есть указание, правда очень смутное, на северное происхождение этрусков. Спор, на­чатый в древности, продолжают современные ис­следователи.

На исторической сцене этруски возникают как-то внезапно, вдруг. На этом основывается предпо­ложение, что этруски не принадлежали к корен­ному населению Италии. В VIII в. до н. э. между реками Тибр и Арно появляется высокоразвитая го­родская культура, далеко обогнавшая в своём раз­витии культуру соседних народов. Создателями её были этруски, а заселённый ими район Средней Италии античные писатели назвали Этрурией.

Этрурия, однако, не являлась единым государ­ством, а представляла собой союз 12 самостоятель­ных городов-государств — «двенадцатиградие». Крупнейшими из них были Арреций, Перузия, Вольсинии, Цере, Тарквинии, Клузий, Вейи. Го­рода, входившие в союз, объединяя культ богини Вольтумны (по другой версии — бога Вертумна). Святилище находилось близ города Вольсинии, где

151

Золотая этрусская пластина с текстом.

500 г. до н. э.

Рим.

Этрусская ваза

(чернофигурная с изображением Персея и кита). 520 г. до н. э. Швейцария.

раз в год собирались представители городов и устра­ивали торжественные игры в честь почитаемого бо­жества. Они избирали царя, который, однако, не имел реальной власти. Даже в вопросах внешней политики каждый город руководствовался исклю­чительно собственными интересами. Когда же тре­бовались совместные военные усилия, то вопрос 6 создании союзного войска решал не глава двенадцатиградия, а совет представителей городов.

Политическая история этрусских городов-госу­дарств совершенно неизвестна, и разговоры о сис­теме управления этих государств или о различных социальных группах этрусского общества — не бо­лее чем предположения, зыбкие и неясные. Древ­нейшая форма правления в этрусских городах в VI в. до н. э., судя по характеру власти царей эт­русской династии в Риме, была близка к монар­хической. Внешними знаками царской власти были переносное кресло из слоновой кости, двойной то­пор — лабрис, связки прутьев — фасцы и скипетр с навершием в виде орла. Царь носил тогу, рас­шитую пальмовыми листьями, и венец из золотых дубовых листьев. Эти атрибуты перешли позднее к магистратам — высшим должностным лицам.

По-видимому, в конце VII или начале VI в. до н. э. в большинстве этрусских городов стали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Их функции и названия этих должностей практически неизвестны. С неко­торой долей уверенности можно говорить лишь о том, что вся полнота власти находилась в руках аристократии. Неясной остаётся и сущность этих республик: были ли они гражданскими общинами, похожими на греческие полисы, или городами-го­сударствами восточного типа. Считать их полисами не позволяет отсутствие данных о наличии в них свободных граждан, которые все (богатые и бедные, знатные и незнатные) были бы равны перед законом и не могли находиться в отношениях личной зави­симости друг от друга. Отчётливо выделяется толь­ко слой населения, находящийся в экономической и политической зависимости от аристократии. В эт­русских надписях эти люди называются «этера» — сотоварищи: они должны были оказывать помощь своему покровителю и составляли его военную дру­жину.

Фрески гробниц этрусской знати и свидетельст­ва античных писателей позволяют говорить о нали­чии рабства в этрусском обществе. Но находил ли труд рабов широкое применение в ремесленном про­изводстве или они использовались как домашняя прислуга, определённо сказать невозможно.

В VII в. до н. э. этруски начали распространять своё влияние на соседние с Этрурией области. Их города появляются в плодородной Кампании и на севере Апеннинского полуострова, в долине реки По. Самыми крупными из них были Капуя, Нола, Фельсина, Мантуя, Спина. Вопрос о господстве эт­русков в Лациуме является спорным. Одни иссле­дователи считают, что они завоевали эту область и основали Рим, подкрепляя свою точку зрения тем, что именно в период правления царей этрусской

152

династии Тарквиниев Рим стал самым могущест­венным городом Лациума (см. ст. «Древний Рим»). Другие же, ссылаясь на римских писателей, гово­рят лишь об этрусском влиянии на эту территорию.

Дальнейшему продвижению этрусков на юг по­луострова и за его пределы мешали греческие го­рода, появившиеся в период Великой колонизации в VIII в. до н. э. в южной Италии и Сицилии. Эт­руски, обладая сильным флотом, стремились гос­подствовать в прилегающих к Италии морях. Их соперничество с греками привлекло внимание Кар­фагена, могущественного города на северном берегу Африки, основанного финикийскими купцами. Карфаген главными своими конкурентами на мор­ских торговых путях считал греков и поэтому встал на сторону этрусков. Союзникам удалось не допус­тить усиления греческого влияния и закрепить за этрусками господство в Тирренском и Адриатиче­ском морях, а со временем и в названиях этих ак­ваторий: тирренами, как уже говорилось, древние называли этрусков, а Адрия — один из этрусских городов на восточном побережье Италии.

Далеко не дружественные отношения между гре­ками и этрусками не помешали, однако, экономи­ческому и культурному обмену между ними. Этрус­ки использовали греческий алфавит для создания своей письменности; знакомство с греческой ре­лигией и мифологией оказало большое влияние на их религиозные представления и искусство. Грече­ские ремесленники селились в этрусских городах; это способствовало развитию там собственного ре­месленного производства. Расположенное недалеко

от города Цере греческое поселение Пирги превратилось в важный морской порт. Сюда привозили товары из стран Средиземноморья: дорогие расписные вазы из Ко­ринфа, золотую и серебряную посуду из Сирии, Фи­никии и с Кипра, драгоценные ювелирные изделия и слоновую кость с Востока. В свою очередь Этру­рия вывозила изделия из металлов, которыми сла­вились её мастера.

К сожалению, трудно сказать что-либо опреде­лённое об облике этрусских городов. Строгая пла­нировка с системой взаимопересекающихся улиц сменяет хаотичную застройку лишь в VI—V вв. до н. э. В это же время появляются трубопроводы, снабжающие города питьевой водой. О строитель­ном мастерстве этрусков можно судить по системе каналов для отвода сточных вод, построенной в Ри­ме во время правления царя Тарквиния Древнего. С её помощью было осушено болото между Палатином и Капитолием. Она просуществовала 19 ве­ков и сейчас является частью канализационной сис­темы Рима.