Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 5 (стр. 8 из 12)

Особенным уважением у этрусков пользовались жрецы-гаруспики. Они предсказывали будущее по внутренностям животных, полёту птиц и по наблю­дениям за молниями. Подобные гадания по печени животных совершались в Вавилоне и странах Ма­лой Азии. Изображение печени было найдено ар­хеологами в Этрурии, что свидетельствует либо о тесных связях этрусков с народами Восточного Сре­диземноморья, либо об их восточном происхожде­нии.

Этрусский город.

153

Этрусские жрецы, гаруспики, предсказывали судьбу человека или целого государ­ства по полёту птиц, печени жертвенного животного, а так­же занимались толкованием знамений, посылаемых богами с помощью молний. Этруски делили небесный свод на 16 частей, в каждой из которых помещался один из богов. Вос­точная сторона небосвода счи­талась благоприятной, а запад­ная неблагоприятной. Жрец, наблюдавший за молниями, став лицом к югу, старался точно определить, откуда мол­ния вышла и куда была нацеле­на. При этом он определял не только то, какой именно бог послал молнию, но и почему он это сделал, как надо выполнять его волю. Одни молнии советовали или, на­оборот, не советовали приниматься за дело, в успехе которого вопрошающий не был уверен. Другие молнии посылались уже после того, как человек совершил поступок, чтобы показать, был ли он хорошим или плохим. Были, например, молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал, и являвшиеся напоми­нанием или даже прямой угрозой. Самые грозные молнии шли с северо-запада, самые благоприятные вспыхивали на северо-востоке. Определённое значение име­ли при этом цвет и форма молнии, время, когда она сверкнула, место, куда она ударила. Если молния попала в общественное здание или на общественную территорию, значит, поселению угрожали внутренние раздоры или госу­дарственный переворот. Если же она ударила в городскую стену, то гаруспики предсказы­вали нападение врага, и именно с той стороны, куда молния попала.

По убеждению этрусков, во власти гаруспика было от­вести угрозу бога или по край­ней мере смягчить её. Место, куда попала молния, гаруспики тщательно очищали, устра­няли следы удара молнии и за­капывали всё, что было ею по­вреждено. Затем они окружа­ли пострадавший участок огра­дой и посвящали божеству, а для смягчения его гнева прино­сили жертву. На месте «захо­ронения» молнии делалась надпись.

*

Очевидное сходство с религиозными представлениями народов Востока имеет и заупокойный культ этрусков. Они верили, что после смерти человек продолжает жить в другом мире, поэтому стремились обеспечить усопшего всем, к чему он привык в земной жизни. Знать строила для себя похожие на дворцы склепы, создание которых требовало огромных материальных и трудовых затрат. Ничего подобного не было ни в Древней Греции, ни в Древ­нем Риме, зато очень напоминает гробницы Египта и других стран Востока.

Мир этрусских богов известен нам главным образом по их именам, кото­рые в результате тесных контактов этрусков с греками и римлянами приоб­рели довольно знакомое звучание: Аплу — Аполлон, Нетун — Нептун, Марис — Марс. Высшим божеством этрусского пантеона был бог неба, повели­тель молний — Тин. Богиня плодородия — Уни под влиянием греческой мифологии превратилась в его супругу, подобно Гере — супруге Зевса.

Сохранившиеся надписи на этрусском языке читаются довольно легко, ведь этрусский алфавит основан на древнегреческом. Но, прочитывая слова, учёные не могут понять их значения. Успехи весьма незначительны: за сто с лишним лет разгадано около ста слов, и то — предположительно... Причи­на в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому языка. Но даже если этрусские надписи когда-ни­будь «заговорят», это вряд ли поможет учёным. Сохранились только очень короткие надписи на стенах гробниц, керамике, изделиях из кости и метал­ла, хотя, по сведениям античных писателей, у этрусков была богатая лите­ратура, посвящённая вопросам религии, юридическим и научным темам. Однако после того как во II в. до н. э. этруски романизировались и перестали говорить на своём родном языке, всё бесследно исчезло. Без памятников письменности изучать культуру очень трудно: многое приходится домысли­вать, реконструировать, и целые страницы истории народа остаются неяс­ными.

Расцвет могущества этрусков был кратковременным, и уже в конце VI в. до н. э. начинают появляться первые признаки упадка. Осложнилась внутри­политическая ситуация в Этрурии. В городах наступает период смут, вы­званных, вероятно, борьбой аристократических группировок за власть. Ак­тивизируется и внешний, враждебный этрускам мир. Греки, особенно оби­татели колоний в Сицилии, теснят этрусков на море. Римляне изгоняют этрусский царский род Тарквиниев, и попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть Тарквиниям престол заканчивается неудачей. В 70-х гг. V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, а на севере полуострова их всё настойчивее атакуют галлы. На протяжении IV в. до н. э. этрусские города ожесточённо борются с набирающим силу Римом за свою независи­мость, но каждый действует сам по себе. Раздробленность этрусков ослабляет их сопротивление внешним врагам, и в конце концов они оказываются под властью Рима. Мощная римская культура поглощает этрусский мир.

ДРЕВНИЙ РИМ

Рим поистине «вечный город», и не только потому, что, выйдя из тьмы варварства в VIII в. до н. э., он продолжает стоять на берегах реки Тибр и в наше время. За свою более чем двухтысячелетнюю историю он прошёл путь от маленькой крестьянской общины до мировой державы, создав культуру, которая легла в основу нашей цивилизации. Герои Рима спустя тысячу лет после его падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры. Философы и поэты, политики и полко­водцы беседовали с ними, спорили и опровергали, любили и ненавидели словно своих современников.

А начиналась история Рима в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове. На левом берегу Тибра здесь расположена цепь холмов, возвы-

154

1. Крупнейшие племена на территории Италии.

2. Греческие полонии.

3. Граница Римской республики в конце VI в. до н. э.

4. Важнейшие дороги.

5. Направление похода галлов против Рима.

6. Территория захваченная Римом к 264 г. до н. э.

7. Районы, в которых были основаны поселения римлян.

8. Территория Кардзагенской державы к 264 г. до н. э.

шающихся над болотами. Самое раннее поселение римлян, одного из племён латинян, появилось на холме Палатин. С крутыми склонами, окружённый болотами, он был удобным убежищем от врагов. Ря­дом проходила «соляная дорога», по которой в глубь Италии доставляли выпаренную из морской воды соль. Место было бойким, оживлённым. По­степенно вокруг поселения на Палатине объединя­ются посёлки, расположенные на соседних холмах — Эсквилине, Квиринале, Целии, Капитолии, Вилинале и Авентине. Поэтому Рим часто называют «городом на семи холмах».

Позднее римляне создали легенду, согласно ко­торой основателем Рима был царь Ромул, и даже очень точно высчитали дату этого знаменательного события — 21 апреля 753 г. до н. э. Родословную основателя города они возвели к легендарному тро­янскому герою Энею. После разрушения Трои гре­ками-ахейцами Эней, сын богини Афродиты и смертного человека Анхиза, бежал из разрушенного города и с помощью богов прибыл в Италию к царю Латину. Римляне были твёрдо убеждены в своём греческом происхождении.

После Ромула, по свидетельству древнеримских историков, в Риме на протяжении VIII—VI вв. до н. э. правили ещё шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Поэтому этот период в истории Рима получил название «цар­ский». В это время Рим постепенно превращается из примитивной варварской общины в город-госу­дарство. По преданию, Ромул придал общине пра­вильную организацию, создал сенат — совет ста­рейшин из ста человек, который вместе с царём и народным собранием стал управлять Римом. Пер­вых трёх царей, включая Ромула, современные ис­торики считают фигурами легендарными. Цари же так называемой «этрусской династии», Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, яв­лялись реальными историческими деятелями. Они

155

Трирема.

были этрусками по происхождению, и история их воцарения в Риме до сих пор вызывает споры среди учёных. Одни считают, что они просто пересели­лись в Рим и были избраны там царями, другие настаивают на завоевании Рима этрусками.

Этруски создали на территории Италии интерес­ную и своеобразную культуру, требующую особого рассказа (см. ст. «Этрурия и этруски»). Здесь же следует отметить огромное влияние, которое они оказали на историю и культуру Древнего Рима. Эт­руски стояли в VII—VI вв. до н. э. на более высоком уровне развития, чем римляне, поэтому с воцаре­нием в Риме этрусской династии меняется и облик города, и сам характер царской власти. Например, Сервий Туллий обнёс город крепостной стеной и провёл очень важную реформу, похожую на рефор­му Солона в Афинах. Он разделил всех жителей Рима на пять имущественных классов и распреде­лил, в зависимости от их состояния, права и обя­занности населения города. Правление же послед­него царя — Тарквиния Гордого — осталось в па­мяти римлян как жестокая тирания. Дело в том, что этрусские цари стремились присвоить себе всю полноту власти в общине. Появляются представле­ние о высшей неделимой власти — «империй» — и внешние знаки её отличия: цари носят пурпурное одеяние, восседают на троне из слоновой кости, их сопровождает свита ликторов из 24 человек, несу­щих фасцы — связки прутьев с топором в середине. Фасцы означали право царя решать вопрос о жизни и смерти любого члена общины. Это усиление влас­ти царей вызывало недовольство родовой знати, за­седавшей в сенате, с которым цари всё реже сове­щались и против воли которого проводили свою по­литику. Поэтому и Тарквиний Древний, и Сервий Туллий были убиты, а против Тарквиния Гордого знать подняла восстание, сумев привлечь на свою сторону римский народ. Тарквиний Гордый и весь его род были изгнаны из Рима, а царская власть