Примечательно, что белорусский законодатель ограничился введением простого письменного согласия участников общей совместной собственности для распоряжения недвижимым имуществом. Российское законодательство в этой части более требовательно: в то время как Гражданский кодекс РФ соответствующих норм не содержит, п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ установлено, что для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга [5, ст.35]. Таким образом, для распоряжения земельным участком, зданием, сооружением, предприятием как имущественным комплексом, жилым помещением и другим недвижимым имуществом, приобретенным в период брака, при отсутствии соглашения между супругами об изменении режима общей совместной собственности необходимо заручиться письменным согласием другого супруга на совершение такой сделки. Отсутствие письменного согласия будет являться основанием для признания сделки недействительной согласно п. 3 ст. 256 ГК, поскольку его необходимость установлена законом. Кроме того, соответствующее согласие может потребоваться и от бывшего супруга, если раздел общей совместной собственности, нажитой в браке, произведен не был. В этой связи весьма уместным является использование института Брачного договора, позволяющего с учетом новаций, внесенных Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье", изменить правовой режим собственности супругов еще до заключения брака [1]. Особенно актуально применение договорного режима нажитого в браке имущества для лиц, являющихся учредителями коммерческих организаций.
1.2 РАЗДЕЛ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ
Потребностьв разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью, как правило, возникает в связи с расторжением брака. Однако раздел имущества может быть произведен и во время брака, например, при обращении взыскания на имущество одного из супругов (в связи с причинением вреда или обязанностью платить алименты).
При отсутствии спора супруги могут сами разделить общее имущество, а договор о разделе имущества удостоверить в нотариальной конторе, даже если имущество разделено между ними не на равные доли. После раздела имущества в соответствии с соглашением супругов нотариальная контора выдает каждому из них свидетельства о праве собственности на свою часть имущества. Споры супругов о разделе имущества разрешаются судом. Согласно ст. 24 КоБС в случае раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, их доли признаются равными, если иное не предусмотрено Брачным договором. Размер заработка (дохода) супруга не оказывает влияния на размер его доли. Однако в отдельных случаях суд вправе отступить от начала равенства долей, учитывая интересы несовершеннолетних детей или заслуживающие внимания интересы одного из супругов. Кроме того, доля одного из супругов может быть увеличена, если другой супруг уклонялся от трудовой деятельности или расходовал общее имущество в ущерб интересам семьи (не работал, пьянствовал и т.п.).
Раздел имущества между супругами производится по предметно и в стоимостном выражении. Разделу подлежит только имущество, являющееся общим. Состав имущества, подлежащего разделу, определяется на момент предъявления требования о разделе. Если суд установит, что один из супругов произвел отчуждение общего имущества или израсходовал его по своему усмотрению вопреки воле другого супруга и не в интересах семьи, либо скрыл имущество, то при разделе учитывается или это имущество, или его стоимость. Согласно ч. 4 ст. 24 КоБС в случае, когда одному из супругов передаются предметы, стоимость которых превышает причитающуюся долю, другому супругу присуждается соответствующая денежная компенсация.
При разделе имущества на основании ч. 4 ст. 24 КоБС судом учитываются также общие долги супругов и права требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи [6, ст.24].
В соответствии со ст. 25 КоБС вещи профессиональных занятий каждого из супругов (музыкальные инструменты, специальная библиотека, изделия медицинского назначения, медицинская техника и т.п.), приобретенные в период брака, являются общей совместной собственностью супругов, если иное не предусмотрено Брачным договором. В случае раздела имущества суд может присудить приобретенные в браке вещи профессиональных занятий тому из супругов, в чьем пользовании они находились, с уменьшением доли в имуществе другого супруга или возложением на него обязанности компенсировать их стоимость другому [6, ст.25].
После раздела общего имущества право общей совместной собственности на имущество прекращается и каждый из бывших супругов приобретает право частной собственности на свою часть имущества. Срок исковой давности по спорам о разделе общей совместной собственности установлен в три года и начинает течь с того дня, когда один из разведенных супругов узнал или должен был узнать о нарушении своего права [6, ч. 5 ст. 24]. Дети при жизни родителей не имеют права на долю в их имуществе. Однако предметы, предназначенные для удовлетворения потребностей ребенка, присуждаются тому из супругов, на воспитание которому передается ребенок, сверх доли, причитающейся ему при разделе общей совместной собственности. Не являются совместной собственностью супругов вещи, приобретенные для детей или подаренные им (велосипед, компьютер и др.), а также вклады в кредитные учреждения, внесенные на имя детей.
Помимо общего совместного имущества, супругам принадлежит имущество, являющееся собственностью каждого из них. Согласно ст. 26 КоБС имуществом каждого из супругов признается: 1) имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак (т.к. факт вступления в брак не создает общности имущества, нажитого каждым из супругов до вступления в брак); 2) имущество, полученное супругом в период брака по договору дарения (свадебный или иной подарок, преподнесенный обоим супругам, будет их общей совместной собственностью); 3) имущество, полученное супругом в период брака в порядке наследования (имущество, перешедшее к супругу либо по завещанию, либо наследования по закону); 4) вещи индивидуального пользования супругов (одежда, обувь и т.д.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши (ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из меха ценных пород пушных зверей, антиквариата), хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются имуществом того супруга, который ими пользовался [6, ст. 26].
Своим раздельным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно. Согласия другого супруга на отчуждение раздельного имущества (продажу, дарение) или совершение иных актов распоряжения (аренды, залога) не требуется.
На основании ч. 3 ст. 26 КоБС, имущество каждого из супругов может быть признано их общей совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака были произведены вложения значительно увеличившие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, переоборудование и т.п.), если иное не предусмотрено Брачным договором. Если же затраты другого супруга в увеличении стоимости имущества не были существенными, оно остается собственностью того из супругов, кому оно принадлежит, а другой супруг при разделе этого имущества вправе требовать денежной компенсации своих трудовых затрат или денежных вложений в улучшение этого имущества.
Отсутствие согласия одного из супругов для распоряжения общей совместной собственностью, внесенной в качестве вклада в уставной фонд унитарного предприятия, учрежденного другим супругом, может препятствовать полноценному осуществлению предпринимательской деятельности. В этом случае неизбежным становится раздел имущества унитарного предприятия. Правила раздела имущества унитарного предприятия, являющегося совместной собственностью супругов, установлены частью седьмой п. 2 ст. 113 ГК и позволяют найти правовое решение возникшей ситуации. Вместе с тем до недавнего времени пробельными являлись вопросы раздела доли в уставном фонде коммерческой организации, принадлежащей супругам (бывшим супругам) на праве общей совместной собственности [1]. Принятие Закона Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", вступившего в силу 2 августа 2006 г., не позволило решить обозначенную проблему. В указанном Законе вопросы раздела долей в уставном фонде хозяйственных обществ не оговариваются и являются фактически пробельными. В то же время включение в него соответствующей регламентации все равно не решило бы проблему, поскольку за пределами предмета правового регулирования остались бы хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.
Весьма востребованной новеллой является дополнение ст. 259 ГК новым пунктом 3-1, согласно части первой которого при разделе имущества, находящегося в совместной собственности супругов, супруг участника хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью вправе требовать в судебном порядке признания за ним права на причитающуюся ему часть доли его супруга в уставном фонде соответствующего товарищества или общества. Вместе с тем вхождение в состав хозяйственного товарищества или общества нового участника может не соответствовать интересам других его участников, мнение которых нельзя не учитывать. При создании хозяйственных обществ и товариществ ключевую роль играет не столько имущественное объединение капитала, сколько объединение личностей по интересам [7], поэтому принудительная инкорпорация в данное объединение нового члена способна разрушить имеющийся баланс интересов и взаимоотношений. Поэтому белорусский законодатель установил, что в случае признания судом за супругом участника хозяйственного товарищества или общества права на причитающуюся ему часть доли его супруга в уставном фонде соответствующего товарищества или общества, указанный супруг с согласия остальных участников вправе стать участником этого товарищества или общества либо требовать выплаты стоимости причитающейся ему части доли его супруга в уставном фонде или выдачи в натуре имущества на такую стоимость. При этом отказ во включении в состав участников соответствующего товарищества или общества влечет его обязанность выплатить супругу стоимость причитающейся ему части доли его супруга в уставном фонде либо выдать в натуре имущество на такую стоимость. При этом определение стоимости части доли в уставном фонде товарищества или общества и ее выплата либо выдача в натуре имущества на такую стоимость осуществляются в срок, предусмотренный учредительными документами этого товарищества или общества, но не позднее двенадцати месяцев со дня предъявления супругом соответствующего требования [4, ст.64].