Этот принцип, зафиксированный в ст. 1 ГК, обязателен для всех субъектов гражданского права. Между тем, учитывая особые, отмеченные выше качества государства, субъектов РФ и муниципальных образований, законодатель повторно, специально для этой группы субъектов, подчеркивает, что они "выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами" (ст. 124 ГК).
Внутренне присущее гражданско-правовому регулированию свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении ими своей гражданской правосубъектности. Во все периоды существования гражданских правоотношений - при их возникновении, реализации и прекращении - эти субъекты не могут реализовать свои властные полномочия в отношении других участников гражданских правоотношений. Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.
Вместе с тем следует отметить, что государство, обладая властными полномочиями, в рамках публичного права имеет возможность воздействовать на гражданско-правовые отношения, уже существующие в реальности (см., например, ст. 417, п. 2 ст. 422 ГК).
В нормах финансового права имеют место попытки "забывать" о принципе равенства в имущественных отношениях с иными субъектами гражданского права; используя законодательные возможности публичной власти, поставить государство в привилегированное положение в отношении других участников гражданского оборота . Например, Бюджетный кодекс РФ содержит нормы, ограничивающие объем гражданских правомочий контрагентов государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Согласно п. 4 ст. 161 БК РФ, если уменьшен объем бюджетных средств, выделяемых такому учреждению для финансирования заключаемых им договоров, то, во-первых, бюджетное учреждение и его контрагент должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора; во-вторых, от бюджетного учреждения его контрагент вправе потребовать только реальный ущерб, причиненный изменением условий договора, а не убытки в полном объеме (т.е. и упущенную выгоду), как это предусмотрено ст. 15 ГК. Тем самым государство и иные публично-правовые образования как собственники имущества созданных ими бюджетных учреждений приобретают возможность ограничения объема субсидиарной ответственности, которую они несут по обязательствам своих учреждений при недостаточности у последних денежных средств (ст. 120 ГК).
3. Иначе решается проблема правосубъектности государства и иных публично-правовых образований в законодательстве иностранных государств. По общему правилу, в гражданских кодексах и других законодательных актах этих стран, а также в научных исследованиях государство и иные публично-правовые образования признаются юридическими лицами публичного права. Среди критериев, отграничивающих данную группу юридических лиц от юридических лиц частного права, обычно называют публичный характер преследуемых ими целей, наличие властных полномочий, возникновение и прекращение их на основе специальных актов государственных органов.
К юридическим лицам публичного права относятся: государство (в гражданско-правовых отношениях оно действует обычно в качестве казны), государственно-территориальные и муниципальные образования, организации и учреждения, осуществляющие общественно полезные функции. Например, в ФРГ таковыми признаются: казна, публично-правовые корпорации, учреждения и органы (§ 89 ГГУ 1896 г.); в Бразилии - Федерация, каждый из ее штатов и федеральный округ, каждый из муниципальных округов, учрежденных в соответствии с законом (ст. 14 бразильского Гражданского кодекса 1916 г).
В дореволюционной России группу юридических лиц публичного права составляли: казна, представляющая государство с хозяйственной стороны, дворянское, городское и сельское общества, земство (городское и уездное), казенные учебные заведения, монастыри, церкви, архиерейские дома.
Деятельность юридических лиц публичного права регламентируется нормами конституционного, административного и других отраслей публичного права. Если они оказываются субъектами имущественных отношений, на их деятельность распространяются нормы частного права (гражданского, торгового). В таких случаях их правосубъектность приравнивается к правосубъектности юридических лиц частного права.
Прямые предписания о гражданско-правовой ответственности публичных юридических лиц и применении процедуры несостоятельности в отношении публично-правовых корпораций, учреждений и органов содержатся, например, в § 89 ГГУ. Согласно ст. 15 Бразильского гражданского кодекса "юридические лица публичного права несут гражданскую ответственность за действия своих представителей, которые в этом качестве причиняют убытки третьим лицам в результате нарушения права или неисполнения обязанностей, предписанных законом, сохраняя за собой право регресса против причинителей ущерба".
§ 2. Участие Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований
в гражданских правоотношениях
1. В соответствии со ст. 125 ГК участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления без специального уполномочия. Органы государственной власти и органы местного самоуправления действуют соответственно от имени государства, или его субъекта, или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Стороной гражданского правоотношения становится в этих случаях не орган государственной власти или орган местного самоуправления, а само государство, либо его субъект, либо муниципальное образование.
Между тем государственные и муниципальные публично-правовые образования нередко для осуществления имущественных отношений наделяют свои органы (например, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство имущественных отношений РФ) правами юридических лиц обычно в форме учреждений с закреплением за ними имущества на праве оперативного управления.
Возникает ситуация, при которой один и тот же орган может действовать в двух ипостасях: как орган публично-правового образования, реализующего свои полномочия от его имени, или как орган учреждения (юридического лица), действующего от имени последнего. В этих случаях, особенно при возникновении вопроса о субъекте ответственности за нарушение договорных обязательств, важно уяснить, в каком качестве действовал орган в данном правоотношении.
Критерием, позволяющим принять правильное решение, по мнению Е.А. Суханова, является выяснение вопроса о том, в чьих интересах - публично-правового образования как субъекта гражданского права или его юридического лица (финансируемого им учреждения) возникло соответствующее гражданское правоотношение. Вывод о том, в состав какого имущества - непосредственно государственного (муниципального) или имущества этого юридического лица - включается результат товарообмена, зависит от ответа на поставленный вопрос.
Какие же органы государственной власти и органы местного самоуправления могут, реализуя установленную для них компетенцию, действовать в сфере гражданского права от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований?
На федеральном уровне от имени государства возможностью своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства и другие органы государственной власти. Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.
Так, Министерство имущественных отношений РФ в пределах своей компетенции осуществляет от имени Российской Федерации: управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда выполнение указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов; закрепление находящегося в федеральной собственности имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений; предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, государственным учреждениям и казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, а другим организациям и гражданам - в аренду; принятие в установленном порядке решений о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении Министерства учреждений; реализацию прав акционера (участника) акционерных обществ (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности; передачу для продажи в установленном порядке объектов приватизации специализированному государственному учреждению, которому Правительством РФ предоставлены функции по продаже приватизируемого федерального имущества и т.п.
Среди органов государства, выступающих от его имени в гражданском обороте, важная роль принадлежит Федеральному казначейству РФ. Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, состоящую из Главного управления федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов в республиках, краях, городах и районах. Органы казначейства являются юридическими лицами, организуют, осуществляют и контролируют исполнение бюджета, управляют доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, обслуживают совместно с Центральным банком государственный внутренний и внешний долг РФ, организуют и осуществляют в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, и др.