Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 7 (стр. 13 из 14)

Карл Великий опередил своё время. В некотором смысле его реформы были навязаны народу, только близкие сподвижники понимали его дело, а среди знати у него было много врагов. Если империя Кар­ла распалась, то составлявшие её народы продол­жали жить в очерченных им границах в тесном об­щении друг с другом.

Личность Карла Великого, без сомнения, незау­рядна. Нас и ныне поражают реформаторский ха­рактер его государственных забот, любовь к просве­щению, глубина религиозных переживаний, свя­занных с поиском внутренней опоры.

ВИКИНГИ

Так называли в Скандинавии воинов, совершав­ших походы в другие страны. Викинг — пират и воин, искатель добычи и славы, которую могли доставить ему военные подвиги. Их называли «северными людьми» в Европе, норманнами во Франции, датчанами в Англии, аскеманнами в Гер­мании, варангами в Византии и варягами на Руси. Родиной викингов был Скандинавский полуост­ров на севере Европы. Земля там была неплодород­ной, часто случались неурожаи. У скандинавов да­же существовал жестокий обычай: в голодные годы младенцев, прежде всего девочек, уносили в лес и оставляли там умирать.

Леса и горы, покрывающие территорию Сканди­навии, мешали развитию торговли. Поэтому скан­динавы (к которым относились датчане, шведы и норвежцы) быстро освоили морские пути вдоль сво­их изрезанных заливами (фьордами) берегов. Они не имели государства, жили племенами. У каждого племени был военный вождь — ярл, или конунг, имевший постоянную дружину (кстати, русское слово «князь» произошло именно от скандинавско­го «конунг» — вождь). Дружинники приносили вождю клятву верности, нарушив которую, они по­крыли бы себя несмываемым позором. Вернуться

227

Направление набегов:

1 — датчан, датчан с норвежцами и выходцев из Нормандии;

2 норвежцев.

из сражения, в котором пал вождь, было признаком трусости, самым постыдным делом.

Постепенно население увеличивалось. Но из-за скудости природы далеко не всем хватало земли, чтобы прокормить себя и семью. Молодые крестья­не вынуждены были уходить из родных мест и ста­новиться воинами. Не были исключением и сыновья знатных родов, которым ничего не оставалось, как искать богатства на чужбине. Дух странствий, невиданные сокровища, рассказы о которых приво­зили побывавшие в торговых экспедициях сопле-

228

Нападение викингов на ирландский монастырь.

менники, будоражили воображение мо­лодёжи. Они собирались в дружины, предводительствуемые молодыми ярлами, в надежде добыть славу и богатство. Так к VIII в. появилось множество «морских конунгов», у которых была дружина, но не было земли. Они-то и стали первыми викингами.

В 793 г. викинги напали на английский остров Линдисфарн, разграбили и разорили монастырь. Так началась эпоха викингов, нашествие «северных людей» на Европу, которому суждено было про­длиться три века. По всей Европе духовенство мо­лилось: «Боже, избавь нас от неистовства норман­нов». Нельзя сказать, что Европа впервые столкну­лась с разбойничьими нападениями. Но многочис­ленные экспедиции викингов, захват ими новых зе­мель можно было сравнить лишь с нашествием вар­варов на Римскую империю, ужасы которого толь­ко-только стали забываться.

Набеги викингов сначала были неорганизован­ными, нападавших было немного. Но раздроблен­ной Европе хватило и этого, чтобы застонать под натиском их отрядов. В IX в. викинги захватили Ирландию, Англию, разорили и сожгли Нант, Гам­бург, Пизу, Шартр, а в 845 г. один из самых зна­менитых ярлов — Рагнар Лодброг — вошёл в Па­риж. «Ни один город, ни один монастырь не оста­лись неприкосновенными. Все обращались в бегст­во...», — подобными жалобами заполнены все хро­ники того времени.

Сначала в Англии, а затем и во всей Европе на­чинается лихорадочный сбор «датских денег», что­бы или откупиться от нападения викингов, или вы­купить у них захваченные города и земли. Но нор­маннам уже мало случайной добычи, полученной от нападений на изрядно потрёпанные ими же при­брежные города. Они начинают укрепляться на по­бережье, чтобы, совершая рейды в глубь стран, зах­ватывать всё новые и новые территории. Так в Се­верной Англии образовалась Денло — область дат­ского права, которую контролировали викинги и где господствовали скандинавские обычаи.

К X в. датские короли повели массированное на­ступление на Европу. Эпоха неорганизованных по­ходов закончилась. Мощные объединённые дружи­ны скандинавов обрушились на слабые европейские государства, отбирая одну территорию за другой. Недаром датчан считали одними из самых грозных захватчиков. Не отставали и другие викинги. Далё­кие северные земли Руси и императорский Констан­тинополь изведали тяжёлую руку морских разбой­ников.

В 911 г. викинг ярл Рольф (Роллон) заставил короля Франции Карла Простоватого дать ему в лен (наследственное владение за военную службу) за­воёванную им область Северной Франции, которая потом стала называться Нормандией. В Ирландии викинги основали город Дублин и завоевали всё вос­точное побережье. Викинги нападали на арабскую Испанию и Италию. Потомки викингов — норманд­цы — завоевали Неаполь и остров Сицилию и об­разовали там Королевство обеих Сицилий. Особенно

тяжело приходилось Англии, нападения на которую продолжались все три века норманнских походов. Ей так до конца и не удалось избавиться от владычества захватчиков: в 1066 г. потомок Роллона, офранцузившийся норманн Вильгельм Завоеватель, покорил Англию, провозгласив себя её королём.

Викинги вели не только завоевательные походы Будучи профессиональными воинами, они становились наёмниками в Византии, на Руси и даже Западной Европе, где сражались против отрядов своих же соплеменников.

Помимо захвата чужих земель силой викинги вели и мирную колонизацию. В 874 г. норвежцы заселили Исландию. В 80-е гг. X в. ярл Эрик Рыжий открыл Гренландию, которая вскоре также была заселена скандинавами. А в 986 г. сын Эрика Рыжего, Лейф Счастливый, на 500 лет раньше Колумба открыл Америку, которую назвал тогда «Винланд». Занимались викинги и торговлей Именно они открыли знаменитый путь «из варяг в греки» по рекам Древней Руси.

Дольше, чем другие народы Европы, скандинавы оставались язычниками (т. е.. не признавали христианской религии). Согласно их вере, от бога Хёймдаля произошли три сына: Трель — раб, дав­ший начало роду рабов, Карл — прародитель зем­лепашцев и Ярл — прародитель воинов. Викинги, конечно же, считали, что ведут свой род от Ярла и его сына Кона (конунга) и поэтому должны зани­маться только благородным ратным делом.

По представлению скандинавов, они жили в Митгарде — срединной усадьбе, которую окружал враждебный мир — Утгард. Поэтому в эпоху похо­дов викингов наиболее почитаемыми становятся бо­ги-воины — Один и вооружённый страшным моло­том Тор, которые боролись с чудовищами и велика­нами, населявшими Утгард. Видимо, именно по­этому Один и Тор становятся во время походов ви­кингов наиболее почитаемыми божествами. Валь­кирии, воинственные девы, послушные Одину, на­граждали воинов победой или смертью по решению богов. Деяния богов и героев были воспеты сканди­навскими певцами (скальдами) в героических пес­нях — сагах.

Неизбежная враждебность окружающего мира принуждала викингов противопоставлять ему вели­кие деяния своих богов. Именно поэтому во время походов викингов появляется наибольшее коли­чество саг, а время походов викингов с полным пра­вом можно назвать языческим ренессансом.

Скандинавы веровали в неизбежность конца ми­ра, когда силы зла, воплощённые в Великом волке Фенрире и Мировом змее Ёрмунганде, вырвутся на свободу и в последней битве, в час Рагнарёк, погиб­нут все боги, герои и храбрейшие воины, призван­ные на помощь Одином. Вместе с ними должны ис­чезнуть и злые силы. После этого возродятся новая земля и новые боги, и всё начнётся сначала.

230

Скандинавское поселение.

Викинг должен принять смерть на поле брани с оружием в руках, лишь тогда он попадёт в золочёные палаты Одина — Валхаллу, где есть место только доблест­ным воинам, которые будут участвовать в послед­ней битве богов. Такая религия воспитывала в скан­динавах непреклонность и бесстрашие даже перед лицом поражения и смерти.

Викинги очень ценили удачливых ярлов. К ним в дружину воины шли с охотой. Викинги считали удачу одним из главных признаков благоволения богов. Считалось, что богатство тоже приносит уда­чу, и если оно перейдёт в другие руки, то и удача оставит этот род. Поэтому богатство или зарывали и прятали (чтобы потом никогда не откопать), или раздаривали дружине. Хвалебная песнь, которую посвящали конунгам и ярлам, тоже должна была приносить удачу. Поэтому скальдов иногда даже принуждали, угрожая смертью, сочинять подобные песни, чтобы удача сопутствовала вождю.

Нравы викингов были жестоки, впрочем, в этом они мало отличались от нравов других народов Ев­ропы того времени. Существовала родовая месть, когда вырезали всё мужское население враждебно­го рода. Всех захваченных пленников, если они не могли заплатить выкуп, викинги обращали в рабов. Невозможно было разжалобить жестоких воинов: красота и молодость привлекали их только как то­вар, а старость вызывала не почтение, а раздраже­ние, как ненужная обуза.

Вооружение викинга состояло из лёгких доспе­хов, шлема, часто рогатого (чтобы врагу труднее было наносить удар), иногда копья, кинжала и всег­да — меча. Важной воинской принадлежностью бы­ло и весло корабля. Это не значит, что его постоянно носили с собой или ходили с ним в бой. Дело в том, что воины-викинги всегда гребли сами. Сидеть за веслом — дело свободного человека. Если же весло давали рабу, он переставал быть рабом и становился равным.