Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 7 (стр. 4 из 14)

Римляне начали с Аларихом переговоры. Сенат отправил к нему посольство. Однако Аларих назвал такую непомерную сумму выкупа, что растерявши­еся горожане спросили, что же останется у них пос­ле его выплаты. «Жизнь», — кратко ответил Аларих. Тогда горожане попытались его припугнуть, сообщив, что в городе много жителей, которые как один выйдут оборонять Рим. «Ну что же, — сказал Аларих, — чем гуще трава, тем легче её косить». Римляне согласились заплатить выкуп. Аларих снял осаду и отошёл.

Правительство Гонория не спешило выполнять условия мира, и Алариху надоело ждать. В том же году он вновь осадил Рим, и там опять начался го­лод. Аларих вынудил римский сенат объявить им­ператора Гонория низложенным, а на его место из­брать римлянина Аттала — болтуна и пьяницу. Но вскоре, убедившись в его полной непригодности, Аларих отправил его в свою музыкантскую коман­ду, а знаки императорской власти отослал к Гонорию.

В это время Гонорий получил подкрепление: Константинополь прислал ему 4 тыс. солдат, а из Африки подошли суда, гружённые продовольстви­ем. Император посчитал, что более заботиться о ми­ре с варварами бессмысленно, и объявил о прекра­щении переговоров. В ответ на это Аларих в третий раз осадил Рим. Огромный город не имел сил за­щищаться, лишь горстка гвардейцев-наёмников пыталась сопротивляться. Пока длилась осада, го­лод и болезни косили людей. Современник тех со­бытий писал: «Безумие голодающих дошло до пре­дела, рвали друг друга на части, мать не щадила грудного младенца своего, и её чрево принимало то, что она родила». В довершение всего рабы-герман­цы подняли в городе восстание, устроили погром, открыли Соляные ворота и, числом 40 тыс., при­мкнули к осаждавшим. 14 августа 410 г. Аларих взял «вечный город». Три дня и три ночи длились грабёж и избиение жителей. Потом готы ушли, уно­ся огромную добычу, уводя пленных, в числе кото­рых была и сестра императора Гонория. Римляне, кроме всего, уплатили дань: 5 тыс. фунтов золота, 30 тыс. фунтов серебра, 3 тыс. драгоценных, окра­шенных пурпуром одежд, 4 тыс. шёлковых, 3 тыс. фунтов перца и многое другое.

Аларих повёл своих воинов в хлебные, богатые

206

Атака тяжёлой гуннской конницы под командованием Аттилы.

области Римской империи — Кампанию, Сицилию, намереваясь завоевать и провинцию Африка — главную житницу империи, кормившую римлян. Однако этот план не осуществился из-за смерти Алариха, умершего 34 лет от роду в городе Консенции. Его похоронили в глубокой могиле, вырытой в русле реки Бузент, чьи воды были отведены в новое русло. Вместе с Аларихом погребли многочис­ленные бесценные сокровища, а затем, закопав мо­гилу, воды реки возвратили в прежнее русло. Спо­движники Алариха перебили всех рабов, участво­вавших в этих работах, чтобы никто не знал тайну погребения их вождя.

Пока правительства восточной и западной час­тей империи пытались мобилизовать все силы на защиту своих владений, прекратить смуты и беспо­рядки в государстве, надвигалась новая опасность. Вождь гуннов Аттила, правитель огромных терри­торий и многочисленных народов, начал поход, по­корив племена, жившие по правому берегу Дуная, мечтая овладеть землями до самого Константинопо­ля. Император Восточной Римской империи Феодосий II откупился, уплатив Аттиле 6 тыс. фунтов золота, признав себя и свой народ вечными данни­ками вождя гуннов и обещая ежегодно выплачи­вать ему 700 фунтов золота.

Аттила повёл свои войска во владения Западной Римской империи. В то время там правила мать малолетнего императора Валентиниана III, Галла Плацидия. Узнав о приближении неприятеля, она поручила командиру придворной гвардии Флавию Аэцию возглавить оборону. Он провёл несколько лет в плену у Алариха и неплохо знал нравы и черты характера варваров. Используя уговоры, угро­зы, подкуп, он привлёк на свою сторону вандалов, франков и бургундов, а самое главное — наладил бесперебойную доставку продовольствия в Рим.

В 451 г. на Каталаунских полях, близ города Труа, произошла «битва народов», победа в которой досталась римлянам и их союзникам. Аттила бе­жал. Через год он вновь предпринял наступление и вновь был разбит, а вскоре умер. Его огромное го­сударство вслед за этим прекратило своё существо­вание, распавшись на мелкие владения, ставшие жертвами своих более сильных соседей.

Почти одновременно с Аттилой погиб и Аэций, пав жертвой очередного заговора, а через год и его воспитанник — император Валентиниан III. Вдова императора, Евдоксия, не имея другой возможнос­ти отомстить убийцам, обратилась к помощи ван­дальского короля Гейзериха, умоляя его защитить императорскую династию и восстановить её власть.

Гейзерих посадил своё войско на корабли, вошёл в устье Тибра и после короткой осады 2 июля 455 г. захватил «вечный город». Две недели его воины не только грабили, но и совершенно бессмысленно раз­рушали город. Такого опустошения и разгрома со­временники припомнить не могли. Один из них пи­сал: «Всё разрушено и разграблено. Поля, города — всё изменило вид. Меч, огонь, голод — все бичи зараз губят род человеческий. На земле исчез мир: настал общий конец». Тем не менее Рим дожил до наших дней, оставшись столицей Италии, а ванда-

208

Разграбление Рима вандалами.

лы давно исчезли с арены истории, ос­тавив потомкам лишь своё имя как сим­вол бессмысленного разрушения и оск­вернения — вандализма.

Западная Римская империя неотвратимо при­ближалась к бесславному концу, так и не сумев оп­равиться после столь страшного нашествия. С 455 по 476 г. сменилось около десятка императоров, не имевших реальной власти и ставших игрушками в руках проходимцев.

Население городов уменьшилось. Часть жителей была угнана в рабство, другие бежали.

Рим, полный жизни, с прекрасными зданиями, вызывавший восхищение современников, умирал: многие древние роды исчезли, другие — влачили бедственное существование, большие дворцы опу­стели и всё в них было мертво... В 476 г. один из самых влиятельных германских наёмников воена­чальник Одоакр низложил последнего императора Ромула, презрительно прозванного народом Августулом — Августёнком. Одоакр сохранил ему жизнь, поместил в подаренной ему вилле в Кампании и назначил щедрое содержание. Сам же Одоакр был признан императором Восточной Римской империи Зеноном как соправитель. 23 августа 476 г. счи­тается датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Начинался новый период истории — Средние века, а на руинах части Рим­ской империи создавались новые государства: вест­готов, бургундов, франков, алеманнов, остготов и вандалов. Каждое из них имело свою историю.

Что же произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала существо­вать? У большинства простого народа появились но­вые повелители, а римская знать стала служить ве­рой и правдой тем, кого она ещё недавно презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших их «птичьими клетками» или «позолоченными гроб­ницами», стали строить свои города-столицы, кре­пости, замки-резиденции, перенимая все черты но­вого для них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.

КОЧЕВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

По целым неделям кряду перед глазами «путника являются одни и те же образы: то неоглядные равнины, отливающие желтоватым цветом иссохшей прошлогодней тра­вы, то черноватые, обвеянные ветром и временем гряды скал, то пологие холмы, на вершинах кото­рых иногда рисуется силуэт быстроногой антило­пы». Так написал человек, совершивший путешест­вие по просторам Центральной Азии.

Картина, что и говорить, безотрадная. Однако подобное впечатление обманчиво. Эти земли — ро­дина многих народов древности. Отсюда на протя­жении веков, как из волшебной кузницы, появля­лись, сменяя друг друга, воинственные богатыри-кочевники, создававшие союзы и государства, ко­торые играли значительные роли в судьбах Востока и Запада.

В начале I тыс. до н. э.. в степях Евразии появи­лись племена кочевников-скотоводов. Неторопливо передвигаясь со стадами скота и табунами коней, они заселяли и обживали огромные территории от Причерноморья до Центральной Азии. Быт и нравы резко отличали их от народов земледельческих рай­онов. Много позже, когда в Европе и Азии уже воз­никли могущественные государства, жизнь кочев­ников, казалось, оставалась неизменной. Римский историк Аммиан Марцеллин писал о них: «Все

они... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жёны ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужа­лости. Никто не может ответить на вопрос, где его родина: он зачат в одном месте, рождён далеко от­туда, вскормлен ещё дальше. Кочуя по горам и ле­сам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и жажду».

Историк отметил характерную для жизни оби­тателей степи верность традициям кочевой жизни, её неписаным законам. Так, при столкновениях с соседями мужчины вооружались луками, стрелами, избирали командира и отправлялись в поход, оставляя хозяйство на женщин. Нарушение воин­ской дисциплины или, например, обнажение ору­жия против ближнего каралось смертной казнью. За мелкие нарушения провинившегося метили, де­лая порезы на лице.

Каждый человек знал, к какому роду-племени он принадлежит и где находятся места его родных кочевий, был уверен: случись несчастье, приди бо­лезнь или старость — сородичи не бросят несчаст­ного одного, всегда найдут для него пищу и кров.