Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 7 (стр. 8 из 14)

В глубокой древности германцы почитали солн­це как бога света. Его изображение в виде большого медного диска возили во время празднеств на те­леге, запряжённой белой лошадью. Это животное у германцев считалось священным. Из обожествле­ния сил природы постепенно развились представле­ния о могущественных богах, среди которых пер­вым почитался Водан (у северных германцев — Один). Своим богам германцы поклонялись не в храмах, а в лесу или в горах. Большим влиянием среди германцев пользовались жрецы и прорица­тельницы. Жрецы помимо исполнения религиоз­ных ритуалов поддерживали порядок на собрани­ях, иногда выносили приговор преступникам. Про­рицательницы гаданием по полёту птиц, ржанию лошадей, по внутренностям животных, бросанием жребия предвещали успех или неудачу дела.

Древние германцы имели зачатки письменно­сти, пользуясь руническим письмом. Рунами, напо­минавшими буквы греческого и латинского алфа­витов, они делали краткие надписи на деревьях, камнях, домашней утвари, оружии. Рунические тексты носили магический характер (заклинания злых духов, обращения с просьбой к богам, над­гробные надписи и т.д.). Деловых документов и ху­дожественных произведений, написанных рунами, не сохранилось. В песнях древние германцы воспе­вали боевую походную жизнь, подвиги и мужество героев. Эти произведения древнегерманского фоль­клора были записаны позднее, в средние века, учё­ными монахами (см. ст. «Северная Европа в средние века», «Викинги»).

216

Германцы на привале.

ГАЛЛЫ

Римляне называли галлами кельтов — племена индоевропейской группы, обитавшие в I тыс. до н. э.. на территории нынешних Франции, Великобритании, Германии, Швейцарии, Австрии, частично Италии, Испании, Чехии, Венгрии, Ру­мынии и даже Болгарии. Расселяясь по Европе, галлы лучше всего освоили военное ремесло и охоту.

Судьба галлов была тесно связана с Римом. Столкновения галлов и римлян чередовались с пе­риодами мирных взаимоотношений, польза от ко­торых для галлов всегда была большей, чем для римлян. Знаменитая поговорка «Гуси Рим спасли» связана как раз с одним из ранних (IV в. до н. э..) нападений галлов на этот город. По преданию, гал­лы рассеяли римское войско, часть которого укры­лась на Капитолийском холме. Ночью галлы с ве­ликими предосторожностями начали его штурм. Так бы никто и не заметил их, если бы не гуси, которые подняли шум на всю округу. Отдавая должное патриотизму этих прекрасных птиц, мы всё же должны заметить, что Рим если и был спа­сён, то от полного уничтожения, а никак не от по­грома. В III в. до н. э.. римлянам, хотя и не без труда, удалось разбить союзное галльское войско.

Дело окончательного усмирения галлов взял в свои руки Гай Юлий Цезарь, отправленный намест­ником в Галлию (середина I в. до н. э..). Война про­должалась восемь лет. Движение против Рима воз­главил отважный и предприимчивый Вирцингеторикс, однако его захватили в плен. Цезарь дейст­вовал в Галлии не только силой — он был мудрым и расчётливым политиком. Треть населения Галлии получила права римских союзников, или просто свободных граждан. Повинности не были излишне тяжелы. Именно в Галлии Цезарь завоевал попу­лярность и авторитет среди легионеров, что позво­лило ему вступить в борьбу за владычество над Римом. Цезарь отметает последние сомнения и со сло­вами «Жребий брошен» переправляется через реку Рубикон, увлекая войска на Рим.

Покорение галльского (или кельтского) населе­ния Британии также начинается при Юлии Цезаре, но достаточно прочно римляне укрепляются на юге острова при императоре Клавдии. В дальнейшем Галлия становится одной из самых благополучных провинций Римской империи. Галльские вельможи заимствуют у римлян их обычаи, нравы, образ жиз­ни; строятся города, прокладываются дороги.

Галлы селились общинами, царская власть у них не была наследственной. В каждой общине су­ществовал «сенат», в который входила местная знать. Главным собственником земли, обрабатывав­шейся рабами, была военная аристократия. Могу­щественным сословием были жрецы-друиды. Они освобождались от военной службы и не платили на­логов. Жрецы были хранителями вероучения, вы­полняли магические обряды; они составили горо­скоп, который известен и в наше время (гороскоп друидов).

Воспитанием детей занимались исключительно женщины, ибо пока галл не умел владеть оружием, появляться на глаза отцу было бессмысленно. Обу­чением ведали друиды.

Обитая в лесах, галлы вначале не имели и поня­тия о комфорте. Жилища (иногда полуземлянки) строились из дерева и покрывались соломой и дос­ками. Спали галлы на земле, подстелив шкуры или солому. С длинными волосами и стриженой боро­дой, ловкий и неприхотливый — таким предстаёт перед нами взрослый галл. Пища их не отличалась разнообразием — мясо (в основном свинина), моло­ко, вино, пиво. Галлы умело обрабатывали метал­лы, изготовляли оружие, утварь, украшения.

У галлов существовал свой язык, но к V—VI вв. н. э.. он был вытеснен латинским.

КОРОЛЬ АРТУР И РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА

В памяти человечества существуют три Арту­ра — Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причём один образ плавно перетекает в другой. Образ Артура истори­ческого связан с событиями, происходившими в римской или, точнее, постримской Британии.

К началу контактов с римлянами в I в. до н. э.. Британия была заселена в основном народами, принадлежащими к кельтской языковой группе, круп­нейшим из которых были бритты. Мелкие кельт­ские племенные княжества вели непрерывную вой­ну друг с другом. К III в. н. э.. завоевание острова римлянами завершилось, и сложилась провинция Британия со смешанным бритто-римским, но впол­не романизированным населением, занимавшая юго-восточные и центральные районы острова.

218

Остальные районы оставались кельтскими. В конце III в. — IV в. римская Британия была христиани­зирована. В это же время начались набеги на неё с моря германских племён, в основном саксов. В се­редине IV в. сюда двинулись с севера племена пик­тов; с запада, с острова Иберния (Ирландия), хлы­нули кельты-скотты, которые завоевали север Бри­тании — Каледонию, назвав её по имени своего пле­мени Scotland (Шотландия). В 407 г. ввиду угрозы для Рима со стороны готских племён римские войс­ка уходят из Британии, в 410 г. её покидают и римс­кие должностные лица, а за ними — и римские колонисты.

Британия оказалась предоставленной сама себе. Началось кратковременное кельтское возрождение, забвение римских обычаев, восстановление кельт­ского языка и быта. Но в середине V в. на Британию обрушились с моря германские племена: юты с се­вера Ютландского полуострова, англы с его юга, саксы с побережья Северного моря. В руках ютов оказался Кент. Юг и юго-восток острова захватили саксы, восточное побережье — англы. Язычники-германцы двигались в глубь страны, истребляя и изгоняя местное население (часть кельтов с полу­острова Корнуолл бежала на континент, на полу­остров Арморика, дав ему имя своей родины — Бре­тань), разрушая селения, сжигая церкви.

В начале VI в. племена бриттов и остатки потом­ков римлян объединились и начали борьбу с завое­вателями. В начале — середине VI в. им удалось нанести англам, саксам и ютам ряд поражений, но в 60—70-е гг. этого века вторжение продолжилось, и к 600 г. завоевание основной части острова было завершено; кельтские народы остались в Шотлан­дии, Уэльсе, на полуострове Корнуолл и некоторое время — на северо-западе собственно Англии. Та­ковы точно установленные исторические факты. Другие сведения находятся уже на грани истории и легенды.

Около 550 г. монах Св. Гильдас написал сочине­ние «О разорении и завоевании Британии». Не на­зывая ни имён, ни дат, он говорит, что «советники вместе с гордым королём ввели в страну яростных саксов, ненавистных Богу и людям, для отпора се­верным племенам». Позднее бритты избрали своим правителем с титулом императора потомка римлян Амвросия Аврелиана, который нанёс саксам реши­тельное поражение у горы Бадон (точное местопо­ложение не установлено, некоторые учёные полага­ют, что это — возвышенность близ курортного го­рода Бат).

Текст Гильдаса не очень ясен. Не вполне понят­но, кто руководил этой битвой, возможно, и не Ам­вросий; в частности, там же упоминается некий Медведь (лат. Ursus). На одном из кельтских язы­ков (валлийском) «медведь» — «artu». He исклю­чено, что это — первое упоминание об Артуре.

Во второй половине VI в. валлийский бард Анейрин сочиняет поэму «Годдоин», в которой рассказы­вается о гибели одного из бриттских племён. Один из героев поэмы — вождь Артур, смелый воин, муд­рый правитель, но одновременно предводитель от-

ряда отчаянных головорезов. Если это не позднейшая вставка (до нас поэма дошла в рукописи XIII в.), то перед на­ми, бесспорно, самое древнее упоминание об Ар­туре.

Следующий этап истории-легенды — «История бриттов» некоего Ненния (видимо, конец VIII в.). Это крайне путаное, переполненное вымыслом по­вествование об истории Британии до времён англо­сакского завоевания. История появления герман­цев на острове у Ненния легендарна и окрашена в романтические тона: король бриттов Вортигерн, опоённый колдовским напитком, влюбляется в дочь (иногда, впрочем, Ненний называет её сестрой) вождя германцев Хенгиста Ронвену и позволяет саксам (именно так, а не ютами, именуются герман­ские захватчики у Ненния) захватить свою страну. Далее в повествование вплетается Амвросий (он же Эмбреис Гулетик, т. е.. по-бриттски — вождь Ам­вросий), который оказывается то знатным римля­нином, вождём бриттов, видимо, наследующим Вортигерну, то неким ясновидящим, прорицате­лем, родившимся без отца. Возможно (но не более того: уж очень запутан текст), оба упоминания об Амвросии относятся к одному лицу. Позднее упо­минается без всякой связи с Амвросием вождь Ар­тур, разгромивший саксов в 12 битвах, причём пос­ледняя и заключительная происходит при горе Бадон.