Смекни!
smekni.com

Особенности имущественных отношений супругов (стр. 15 из 18)

Брачный договор является ничтожным в следующих случаях: а) не отвечающий требованиям закона по содержанию (ст. 168 ГК РФ), например, брачный договор заключен между лицами, не достигшими предусмотренного законом брачного совершеннолетия. Недействительность брачного договора, заключенного с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ). В отличие от статьи 168 ГК «непосредственным объектом нарушения служат не просто законы и иные правовые акты, но непременно те, которые содержат основы правопорядка»[131]. Термин «основы правопорядка» в законодательстве не определен. Одним из возможных признаков таких сделок может являться:

а) уголовная наказуемость соответствующего действия;

б) несоблюдение нотариальной формы его заключения (ст. 165 ГК РФ);

в) заключенный гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 171 ГКРФ);

г) заключенный с целью прикрыть другую сделку либо только для вида (ст. 170 ГКРФ).

Например, фермер в обход существующего порядка распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения передает за плату право собственности другому лицу посредством заключения брачного договора. К такому «брачному договору» могут быть по иску прокурора применены последствия недействительности ничтожной сделки. Как мнимую сделку следует квалифицировать брачный договор, заключаемый супругами, стремящимися скрыть имущество от конфискации, для чего по условиям договора наиболее ценные вещи признаются раздельным имуществом того из супругов, в отношении которого не возбуждено уголовное преследование. Следует считать оспоримым брачный договор:

а) заключенный лицом, ограниченным в дееспособности (ст. 176 ГК);

б) заключенный лицом, не способным вследствие болезненного состояния понимать значение своих действий и руководить ими (ст. 177 ГК);

в) совершенный под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение (ст. 178 ГК).

г) совершенный под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделку, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (ст. 179 ГКРФ).

Наряду с гражданско - правовыми основаниями признания брачного договора недействительным СК РФ устанавливает и специальное семейно-правовое основание: брачный договор не должен ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. На первый взгляд, это условие кажется аналогичным правилу, предусматривающему возможность признания недействительной кабальной сделки (она определяется п. 1 ст. 179 ГК как сделка, которое лицо вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях). Однако, следует согласиться с Е.А. Чефрановой, которая отмечает не только сходство, но и различие между ними. «В самом деле, супруг может отказаться полностью от нрав на имущество, нажитое в браке, и от права на содержание отнюдь не вследствие тяжелого стечения обстоятельств, а, напротив, пребывая в состоянии любви и полного доверия к будущему супругу, резонно полагая, что подписанием брачного договора на таких условиях он устраняет последнее препятствие к столь вожделенному законному браку»[132].

Согласимся с М.В. Антокольской в том, что, учитывая личный характер брачного договора, для признания его недействительным по мотиву, что он ставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, не обязательно доказывать тот факт, что договор был заключен в результате стечения тяжелых обстоятельств. Достаточно самого факта явного ущерба для одного из супругов?[133]

Для исков о применении последствий недействительности ничтожных сделок законом установлен 3-летний срок исковой давности, тогда как для исков о признании оспоримой сделки недействительной и о применении соответствующих последствий ее недействительности — годичный. В первом случае срок исчисляется со дня, когда началось исполнение сделки, а во втором - со дня прекращения насилия, угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Завершая исследование проблем изменения, расторжения брачного договора и признания его недействительным, хотелось бы подчеркнуть, что применение норм гражданского законодательства об изменении и расторжении договора и норм о недействительности гражданско-правовых сделок с необходимостью должно учитывать как основные цели и принципы семейно-правового регулирования, так и особенности, специфику самого брачного договора.


Заключение

Все существующие режимы имущества подразделяются на две группы: режимы общности и режимы раздельности имущества.

Режимы общности включают в себя режимы, при которых имущество супругов полностью или частично находится в их общей собственности и подлежит разделу при прекращении брака. Режимы общности могут значительно отличаться друг от друга. Основные отличия связаны с составом имущества и объемом прав и обязанностей супругов по распоряжению и управлению этим имуществом.

Режим раздельности, действующий в отношении имущества, принадлежавшего каждому из супругов до вступления в брак, а также имущества, полученного в браке по известным основаниям, как правило, отвечает интересам супругов.

Имущественные отношения, возникающие между супругами, во-первых, имеют нормативный характер (они типичны для жизнедеятельности людей, повторяемы и отличаются массовым проявлением), во-вторых, требуют определенности (так как в их регуляции заинтересованы сами супруги, третьи лица - кредиторы и наследники, а также государство), в-третьих, могут быть формализованы, переведены на язык права, в-четвертых, поддаются внешнему контролю в виде принуждения к исполнению обязанностей имущественного характера. Следовательно, они отвечают критериям, по которым те или иные общественные отношения могут быть отнесены к предмету правового регулирования.

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и некоторые рекомендации по совершенствованию законодательства.

1. Изучая институт брака по семейному законодательству, обращает на себя внимание отсутствие понятие брака, брачно-семейных отношений в российском семейном кодексе, хотя эти понятия давно сформулированы в юридической литературе.

На основании анализа сформулированных в теории семейного права понятий брака, автор определяет брак как «супружеский союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи». Автор согласен с юристами, которые считают целесообразным закрепление понятия брака, в котором было бы четко определено, что это именно «союз мужчины и женщины с целью создания семьи». Это позволило бы избежать правовых и имущественных проблем в случае возникновения однополых союзов, при смене пола одним из супругов, позволит прекратить брак по данному основанию как недействительного.

2. Ст.38 п. 3 СК РФ дополнить положением: «предметы, предназначенные для осуществления профессиональной деятельности одного из супругов, передаются в случае раздела имущества владельцу (супругу) с присуждением денежной компенсации другому супругу».

3. В целях повышения ответственности супругов по обязательствам целесообразно закрепить правило не только об обязанности супруга уведомить своего кредитора о заключении, изменении или расторжении брачного договора (п.1 ст. 46 СК РФ), но и обязанности раскрыть его содержание в части, затрагивающей интересы кредитора.

4. Представляется, что было бы целесообразным дополнить требование нотариального удостоверения брачного договора обязанностью государственной регистрации той его части, которая касается прав супругов на уже имеющуюся у них недвижимость. Это позволило бы избежать противоречия между брачным договором и документами, удостоверяющими право на недвижимое имущество, и оградить как интересы супруга-собственника, так и публичные интересы при совершении сделок с таким имуществом.

5. Предоставить возможность супругам в судебном порядке изменить или расторгнуть брачный договор по инициативе одной из сторон в любой момент на основании существенного изменения материального или семейного положения.

6. Указав в числе иных объектов совместной собственности супругов доходы от трудовой деятельности, закон, тем не менее, не конкретизировал, с какого именно момента эти доходы надлежит считать общей собственностью супругов. На наш взгляд, определенность в этом вопросе особенно необходима, если учесть многолетнюю научную дискуссию на этот счет, в ходе которой ученые так и не смогли выработать единого мнения. Представляется, что денежные доходы становятся общим имуществом супругов с момента их фактического получения.

Учитывая отечественную традицию, которая всегда отдавала предпочтение общему перед личным, а также складывающуюся в течение десятилетий судебную практику, можно предложить, чтобы содержание ст. 34 СК РФ было истолковано в пользу признания доходов, извлеченных из раздельного имущества, совместной собственностью супругов. Предлагается закрепить в законе положения о том, что «доходы от использования раздельного имущества супругов следует относить к совместной собственности».


Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. –1993. – № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 13.05.2008] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.