Квестимность (в речи больше вопросительных интонаций, чем утвердительныъ) – деклатимность (наоборот)
В соционике каждая из четырех основных функций может быть интровертной или экстравертной. Интровертная обозначается белым цветом, экстравертная черным. Таким образом, получается восемь функций:
Интуиция времени Интуиция возможностей Сенсорика ощущений Сенсорика силовая Логика структурная Логика деловая Этика отношений Этика эмоцийМодель типа – изображение иерархии функций в структуре психики. Показывает сильные и слабые стороны личности, области творчества, возможные недостатки.
Ментальное кольцо | Блок ЭГО | 1 | 2 |
Блок СУПЕР-ЭГО | 4 | 3 | |
Витальное кольцо | Блок СУПЕР-ИД | 6 | 5 |
Блок ИД | 7 | 8 |
Модель А (Аушры) включает в себя восемь позиций для каждой из функций:
1. Базовая (главная, основная) определяет жизненные позиции, фундамент личности.
2. Творческая определяет образ действий человека для реализации своей первой функции.
3. Ролевая проявляется, когда человек вступает в контакт с окружающими
4. Болевая точка наименьшего сопротивления психики
5. Суггестивная (внушаемая) по ней необходима поддержка либо конкретными действиями, либо советами и рекомендациями
6. Референтная то чему человек учиться у своей референтной группы (близких людей, тех с кем много общается)
7. Ограничительная служит для прерывания нежелательных контактов, дел.
8. Фоновая (демонстрационная, без слов на деле) – постоянно собирает огромное количество информации
Первые четыре функции образуют ментальное (сознательное) кольцо, последние четыре витальное (бессознательное). Базовая, творческая, ограничительная и фоновая – сильные функции, ролевая, болевая, суггестивная и референтная - слабые.
На работе от человека требуется компетентность, умение перерабатывать много информации, связанной с данной предметной областью, то есть те части личности, которые свойственны взрослому (по Берну). Это базовая и творческая функция в соционие (блок Эго). Именно по ним человек наиболее продуктивен. Базовая функция – цель, творческая – средство.
Соционика позволяет получить ответы на казалось бы неразрешимые вопросы. Почему так часто люди не понимают друг друга? Почему так трудно доказать или в чем-либо убедить собеседника? Отчего с одними индивидами общаться комфортно, отношения складываются легко и просто, а с другими приходится преодолевать барьеры внутренней неприязни?
Между людьми, представляющими 16 социотипов, объективно, независимо от их воли, возникает 16 типов отношений (см. Приложения), которые строятся на законах энерго-информационного обмена. Диапазон их колебаний весьма широк: от самых благоприятных - дуальных до самых неблагоприятных - конфликтных. В процессе общения очень важно осознавать не только себя как представителя определенного социотипа, но и своего партнера в таком же качестве, понять, что его мышление, чувства, поведение подчиняются иным законам. Золотое правило соционики - уважай сильные и не дави на слабые функции другого.
В соционике нет плохих или хороших социотипов, они вне моральных оценок, у каждого свои сильные и слабые стороны, которые могут проявляться в положительных и отрицательных поступках человека. И здесь широкое поле деятельности для воспитателя, призванного заложить нравственные основы мировосприятия и мироотношения.
При взаимодействии разных социотипов важно суметь найти правильную дистанцию общения. Если отношения между типами объективно хорошие, взаимодействие возможно как на короткой, так и на длинной дистанции - партнеры понимают друг друга, конфликты возникают редко и разрешаются быстро и безболезненно. Но сотрудничество возможно и даже в случае неблагоприятных отношений. Некоторые соционики склоняются к мысли о том, что нет не только плохих социотипов, но и плохих отношений между ними. Главное - правильно выбрать дистанцию. Люди, общение которых на короткой дистанции (например, в семье) неизбежно приводит к конфликтам, на дальней дистанции могут успешно сотрудничать и даже поддерживать приятельские отношения.
[ii]Стиль педагогической деятельности, носящий, естественно, индивидуальный характер, зависит от многих факторов: от психического склада человека, его ценных ориентации, уровня образования и общей культуры, влияния ближайшего социального окружения и авторитета людей, оказавших наибольшее воздействие на процесс социализации педагога (особенно это характерно для молодых преподавателей). Мы ставим перед собой задачу рассмотреть только один из аспектов: выяснить, как сказывается социотип педагога на стиле его работы.
Социотип представляет собой некую константу, определяющую способ организации психической деятельности. Именно из его природы вытекает ориентация на те или иные формы и методы преподавания и воспитания, характер общения со обучающимися. Мы выделяем четыре стиля педагогической деятельности; каждый из них имеет и свои подстили.
1. Вдохновляющий. Подстили: завораживающий; артистический.
2. Социализирующий. Подстили: располагающий, дипломатический.
3. Теоретизирующий. Подстили: абстрактно-теоретизирующий, теоретико-прикладной.
4. Дисциплинирующий. Подстили: распорядительно-регулирующий; волевой.
В основу типологиии положены следующие критерии: в зависимости от ориентации педагога на объект, то есть содержание преподаваемой дисциплины (что присуще логическим типам) или на отношение учащихся к предмету и самому преподавателю (этические типы), а также в зависимости от того, какие цели преследует педагог - формирование устойчивого интереса к своему предмету (что характерно для интуитивных типов) или твердое усвоение строго определенного объема знаний по программе (сенсорные типы).
Подчеркнем, что ни один из перечисленных стилей не может быть назван идеальным. Каждому присущи не только сильные, но и слабые стороны. Мастерство руководителя, организатора учебно-воспитательного процесса в том и состоит, чтобы найти оптимальное применение каждому, грамотно сочетая их друг с другом.
Он характерен для интуитивно-этических и этико-интуитивных типов. Его отличает стремление к реализации в ходе обучения человеческого потенциала, к раскрытию перспективных возможностей как учащихся, так и самого преподавателя. Преподаватель ориентирован не столько на конкретный результат, сколько на процесс объяснения материала и формирования у обучающихся стойкого интереса к изучаемому предмету. Сильная сторона - умение преподавателя тонко чувствовать настроение группы, распознавать внутреннее состояние учащегося, строить с ним отношения, вести равноправный диалог. Преподаватель предпочитает работать со способными студентами, но при этом обладает умением увидеть в каждом студенте скрытые возможности, стимулировать его активность. Педагоги с усиленными функциями этики и интуиции отличаются не только глубоким знанием своего предмета, но и богатством методических приемов подачи материала. Они обладают языковым чутьем, прекрасно владеют словом, речью. Склонны к импровизации. Характерная черта «завораживающего» подстиля - перенос основного акцента в работе на новое, необычное именно в содержании изучаемого материала, на его нетрадиционность, магическую привлекательность. Преподаватель творит, импровизирует с использованием методических приемов, позволяющих ему привлечь внимание учащихся к обсуждаемой проблеме, «заворожить» их.
«Артистическому» подстилю присуща повышенная эмоциональность в изложении материала, образность, «красивость» его подачи, богатство мимики, жестов, интонаций и тембра голоса, т.е. невербальных средств воздействия. Преподаватель как бы играет роль, вживается в нее, импровизируя на основе прочувствованного и принятого на веру материала.
К числу недостатков следует отнести невнимание к частностям, деталям. Это проявляется в том, что для объяснения на занятии преподаватель отбирает наиболее интересный материал, остальной, хотя и важный, оставляет на самостоятельную работу. На занятиях могут быть недостаточно представлены закрепление и повторение пройденного, контроль знаний учащихся. Преподаватель часто затрудняется в четкой постановке целей, глубоком анализе результатов своей деятельности, оценке знаний учащихся. Ему с трудом дается составление планов, конспектов. Администрации при анализе результатов деятельности такого педагога следует проявлять максимум такта и внимания. Желательно предоставлять ему больше свободы для творчества, сочетая ее с контролем, но не мелочным, а мягким, доброжелательным. Необходимо иметь в виду, что для этико-интуитивных и интуитивно-этических типов педагогическая деятельность - это та сфера, где наиболее полно могут проявляться их способности и таланты. Поэтому такие преподаватели могут долгое время работать на энтузиазме, не получая должного вознаграждения, и, даже покинув учебное заведение, испытывать внутренний дискомфорт, сожалеть о своем поступке.