Смекни!
smekni.com

Особенности наследования по закону (стр. 14 из 18)

В тоже время следует отметить, что множество проблем остаются до конца не разработанными. В качестве типично российской проблемы стоит упомянуть бюрократическую волокиту, связанную с наследством и оформлением наследственных прав, и как следствие этого огромные очереди к нотариусу, в регистрационную палату и другие инстанции. Все это создает значительные проблемы беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Продолжая говорить о принятии наследства, необходимо отметить, что к числу основных принципов наследственного права относятся: принцип выбора лицом, призванным одновременно по нескольким основаниям к наследованию, основания принятия наследства, причитающегося ему по одному, нескольким или всем основаниям, и принцип выбора наследником способа принятия наследства. Рассуждая о первом из названных принципов, считаем целесообразным указать на не вполне корректную его законодательную формулировку в части, касающейся перечисления количества оснований наследования. Получается, что их не два, а гораздо больше. Это, в свою очередь, приводит к возникновению различных проблем в правоприменительной деятельности. Так, в ряде случаев гражданин, имеющий право на обязательную долю и желающий ее принять, отказывается от приобретения по закону другого имущества умершего, в состав которого могут входить долги наследодателя. В подобных ситуациях правопреемник ошибочно полагает, что наследование по закону и в порядке статья 1149 Гражданского Кодекса Российской Федерации - два самостоятельных основания. Тем не менее, правопреемство обязательных наследников является специфичной формой наследования по закону. На наш взгляд, это, безусловно, свидетельствует о том, что пункт 2 статьи 1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации требует более грамотного, четкого законодательного изложения.

В целом важно подчеркнуть, что весь механизм приобретения наследственного имущества в российском законодательстве построен на системе принятия наследства, а не на отказе от него, поскольку имущество умершего переходит к правопреемникам только после того, как последние выразят намерение на его принятие. Интересно отметить, что, например, во Франции и Германии закреплен принцип автоматического перехода прав и обязанностей наследодателя к его правопреемникам по закону после открытия наследства, который действует без каких-либо ограничений.

Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации способами принятия наследственного имущества выступают: вступление во владение или в управление наследством; принятие мер по его сохранению, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; осуществление за счет собственных средств расходов на содержание наследственного имущества; оплата за свой счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитающихся наследодателю денежных средств. В соответствии с буквой гражданского закона названные способы являются фактическими (неформальными). Детальное представление о них дает п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 года N 2[49]. Это любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплате налогов, страховых взносов, других платежей, взимание квартплаты с жильцов, проживающих в наследственном доме по договору жилищного найма и др. Значит, перечень действий, указанных в пункте 2 статьи 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. Однако необходимо учитывать следующее обстоятельство. В действительности наследник может хранить наследственное имущество, оплачивать долги наследодателя (например, в целях сохранения "доброго имени" умершего), вносить коммунальные платежи (поскольку не располагает возможностью проживать в ином месте) и т.д., но при этом не иметь прямого умысла (желания) принимать наследство и становиться собственником соответствующего имущества, хотя в силу пункта 2 статьи 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации фактически осуществляя действия по принятию наследства. Причин тому может быть сколь угодно много: существуют иные наследники, желающие принять имущество, нахождение его под залогом и т.д. Таким образом, полагаем, что на законодательном уровне целесообразно закрепить внешнее выражение воли наследника на принятие наследственного имущества, например, путем включения фразы "совершил действия, свидетельствующие о намерении фактически принять наследство". Ведь именно волеизъявление лица лежит в основе осуществления им выбора или реализации права.

В тоже время правомочие отказаться от наследства имеет некоторые особенности. Законодатель не предусматривает специального основания для отказа от наследства, поскольку он обусловливается лишь волей лица. Однако отказ не может быть впоследствии отменен или взят обратно. Иными словами, он бесповоротен. Думается, что в данном случае отказ от наследства следует отличать от фактического его непринятия, поскольку первый явно выражает нежелание лица принимать на себя правовую ситуацию наследодателя. Вторая же ситуация, напротив, однозначно не свидетельствует об этом, так как потенциальный правопреемник может и не знать о том, что является таковым. Именно поэтому законодатель и использует в статье 1157 Гражданского Кодекса Российской Федерации термин "отказ от наследства".

Круг наследников по закону достаточно широк, а порядок призвания лиц каждой очереди к правопреемству подробно регламентирован. На первый взгляд, это обстоятельство должно исключить появление каких-либо проблем в порядке наследования гражданами по закону. Тем не менее, данный вопрос является одним из наиболее дискуссионных в науке. Одни авторы полагают, что существующий механизм наследования направлен на исключение всякой возможности фактического наследования государства[50]. Вторые вообще не считают целесообразным закрепление наследственных очередей, состоящих из достаточно отдаленных родственников наследодателя, с которыми последний, вероятно, не поддерживал никаких отношений при жизни или вовсе не предполагал об их существовании. Таким образом, по их мнению, скорее всего, воля наследодателя не была бы направлена на передачу своего имущества таким лицам в будущем[51]. В связи с этим к актуальным проблемам также относятся основания и пределы наследования по закону, условия отстранения от наследования недостойных наследников, а также порядок призвания к наследованию различных категорий законных наследников - представляющих наследников из числа кровных родственников наследодателя, усыновленных наследодателем лиц и нетрудоспособных иждивенцев наследодателя. В связи с исследованием этих проблем неизбежно и обращение к анализу таких институтов, как выморочное имущество и обязательная доля.

На практике возник вопрос о порядке наследования выморочного имущества, поскольку различные государственные органы заявляют о своем праве от имени Российской Федерации на получение свидетельства о праве на выморочное имущество (в частности, на недвижимость). Порядок наследования выморочного имущества в целом определен в части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, однако в ее нормах не решен вопрос о том, какие именно органы вправе или обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской федерации. Так, в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях участвуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В данном случае принципиальное значение имеет вопрос о том, какими нормативными актами необходимо руководствоваться при переходе выморочного имущества.

Таким образом, основной проблемой наследования выморочного имущества является отсутствие закона, определяющего порядок его наследования, учета и передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. На основании изложенного думается, в законе, издание которого предусмотрено в статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, было бы целесообразно четко определить, какие именно органы вправе и обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации, в частности получать свидетельства о праве на наследство и выступать от ее имени в судебных делах о наследовании; должен быть урегулирован учет выморочного имущества, решены вопросы его приобретения. До настоящего же времени отсутствие должного законодательного урегулирования поставленных вопросов вызывает реальные практические проблемы.

Еще одной из основных проблем наследственного права является то, что регулирование отношений, связанных с наследованием, традиционно строится на сочетании двух основополагающих начал - индивидуального, отражающего интересы отдельной личности, и социального, отражающего интересы общества и государства[52]. В наследовании по закону традиционным проявлением индивидуального начала считалось отнесение к числу наследников наиболее близких родственников и членов семьи наследодателя. Социальное начало, в свою очередь, проявлялось в стремлении государства, обеспечив законных наследников средствами к существованию за счет имущества умершего собственника, освободить общество от бремени содержания этих лиц. Подтверждение этому является то, что содержание правового регулирования наследования по закону в отечественном правопорядке обычно оценивается по таким признакам, как основание (система определения судьбы имущества умершего собственника, не оставившего завещания) и пределы наследования (границы круга лиц, призываемых в этом случае к наследованию). Разрешение подавляющего большинства теоретических и практических коллизий, связанных с наследованием по закону должно основываться на адекватной оценке соотношения индивидуального и социального начал и оптимальном выявлении в контексте их взаимодействия генезиса каждого из условий, определяющих порядок преемства в правах и обязанностях умершего собственника, не оставившего завещания. В правовом регулировании пределов наследования по закону в отечественном наследственном законодательстве на протяжении XX века соотношение социального и индивидуального начал неоднократно менялось.